Цель - совершенствование содержания образования с учётом специфики села и механизмов управления сельской школой как социообразующим фактором развития села.
Задачи:
адаптация образовательных программ к условиям сельской школы в соответствии с ценностями образования на селе;
построение системы организационной и методической работы, обеспечивающей реализацию образовательных программ;
подготовка учащихся к самостоятельной жизни, к земледельческому труду;
приближение школы к потребностям жизни на селе сегодня и в перспективе;
совершенствование внутришкольного управления;
социальная защита и поддержка сельской школы.
Основные направления развития сельской школы
Расширение прав и возможностей образовательной и хозяйственной деятельности сельской школы:
разработка на основе соответствующих законодательных и нормативных правовых актов правовых положений, определяющих новую номенклатуру сельских школ, в том числе интегративных моделей (детский сад-школа, школа-клуб и др.);
разработка и апробация новых подходов к управлению сельскими образовательными учреждениями с учетом их специфики, определение вариантов управленческой деятельности для различных типов сельских школ.
Модернизация содержания образования сельской школы с учетом природно-климатических, социокультурных и производственных особенностей области:
силение экологической направленности учебно-воспитательной работы в школе, что определяется необходимостью возрождения традиций, этнических особенностей Приамурья как уникального природно-климатического, географического, культурного, геополитического края, впитавшего в себя черты азиатской, славянской, западно-европейской культур;
направление содержания образовательного процесса в школах в сторону практической ориентированности на трудовую деятельность в сельском хозяйстве;
разработка учебно-методических, дидактических материалов в помощь учителю малочисленной начальной и основной школ, особенно по региональному компоненту литературы, истории, географии, экологии.
Становление сельской школы как центра воспитательной работы по организации совместной деятельности детей и взрослых, школы и семьи по восстановлению связи поколений, организации летнего труда и отдыха:
привлечение родителей к активному сотрудничеству со школой, к участию в воспитательной работе и в управлении школой;
развитие различных форм летнего труда и отдыха детей и взрослых;
содействие интеграции сельских школ с другими учреждениями социально-культурного назначения на селе.
Социальная защита сельских детей и их семей:
подготовка и реализация конкретных социально-педагогических проектов;
создание индивидуального социального патронажа семей;
предоставление населению разнообразных услуг (психолого-педагогических, образовательных, правовых);
поддержка одаренных детей;
поддержка детей из слабо защищенных слоев населения.
Подготовка учащихся сельской школы к трудовой деятельности, ориентированной на сферу сельскохозяйственного производства:
подготовка практических рекомендаций по моделям сельской школы с изучением основ агробизнеса, ведения дома и фермерской усадьбы;
разработка новых программ по предметам и факультативным курсам сельскохозяйственного профиля;
обновление содержания образовательных программ с ориентировкой на трудовую деятельность в сельском хозяйстве;
укрепление совместно с органами местного самоуправления, сельскохозяйственньми предприятиями материально-технической базы трудовой подготовки в сельских школах.
Становление сельской школы как центра физкультурно-оздоровительной работы детей и взрослых:
разработка структурно-функциональной модели физического воспитания и развития школьников в условиях сельской школы;
переподготовка учителей физической культуры по направлениям: валеология, методика физкультурно-оздоровительной работы с больными детьми и детьми с ослабленным здоровьем;
создание базовых школ и экспериментальных площадок по отработке концепции развития образовательного учреждения "Школа здоровья и здорового образа жизни".
Научное, методическое и информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в сельской школе:
разработка необходимого количества дифференцированных, разноуровневых учебных планов сельских школ с учетом их специфики, современных требований к образованию, а также
особенностей и потребностей региона;
создание вариативных программ внеурочной деятельности сельских школьников;
компьютеризация образовательного процесса в сельских школах.
Ожидаемые результаты
Улучшение работы сельской школы окажет существенное влияние на обеспечение сельского сектора трудовыми ресурсами, повысит культурно-образовательный уровень сельского населения, будет способствовать решению социально-демографических проблем в деревне.
Развитие сельского образования станет важнейшим фактором стабильности, социального, экономического и культурного развития сельского сектора области.