Развитие образования области происходит в сложной ситуации. На деятельность образовательных учреждений области дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:
социальная и экономическая нестабильность общества;
острый дефицит финансовых средств для поддержки образовательной инфраструктуры региона;
неполнота нормативной правовой базы;
неисполнение норм законодательства в сфере образования;
нарушение законодательства в обеспечении защиты образовательных учреждений области от штрафов и пеней, начисляемых независимо от отсутствия или несвоевременности финансирования из бюджетов;
несовершенство системы взаимодействия областных и муниципальных органов управления образованием;
снижение уровня образования всего населения области;
ухудшение социального положения и здоровья детей;
неудовлетворительное состояние учебно-материальной базы образовательных учреждений области.
Неполное финансирование является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе образования.
Анализ состояния системы образования позволяет выделить следующие проблемы:
уменьшения количества дошкольных образовательных учреждений;
внедрения в дошкольное образование предметного обучения;
отсутствия преемственности дошкольного, начального и основного общего образования;
появления многопредметности в начальной школе;
уменьшения количества выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в высшие учебные заведения без дополнительной подготовки;
проявления тенденции к ухудшению здоровья детей, их социального положения;
роста детской безнадзорности, преступности среди молодёжи;
восстановления единства систем обучения и воспитания;
проблемы сельской школы, возникающие вследствие социально-экономических предпосылок и демографической ситуации;
отсутствия современных компьютерных кабинетов;
внедрения новых информационных технологий;