В настоящее время система дошкольного образования переживает сложный этап эволюции. В результате изменяются содержание дошкольного воспитания, а также цели, задачи и функции учреждений дошкольного образования. Иной облик приобретает весь уклад деятельности этих учреждений. Наряду с традиционными задачами, связанными с воспитанием и развитием детей, дошкольные учреждения осуществляют социально-правовую функцию, включающую защиту и охрану прав ребенка, функцию социально-педагогической и психологической помощи дошкольнику и его семье, функцию социально-культурной адаптации.
Инфраструктура дошкольного образования в области представляет гибкую и многофункциональную сеть учреждений, получают развитие дошкольные образовательные учреждения с приоритетами одного или нескольких направлений работы с детьми: 208 - общераз-вивающих; 78 - ухода, присмотра и оздоровления; 5 - компенсирующих; 32 - комбинированных. В 5 дошкольных образовательных учреждениях имеются прогимназические классы; функционирует 1 прогимназия; действуют 1 частный детский сад, 3 центра развития; существуют 47 общеобразовательных учреждений "Начальная школа - детский сад".
Возникают новые формы обслуживания (группы кратковременного содержания, прогулочные и оздоровительные группы, мини-сады и пр.).
В общеобразовательных учреждениях "Начальная школа - детский сад" создаются благоприятные условия для решения проблемы преемственности в воспитании для развития и обучения детей дошкольного и начального школьного возрастов.
Значительно изменилось содержание образования дошкольников. Активизируется процесс предоставления дополнительных образовательных услуг, в том числе платных.
Ввиду неустойчивого финансового положения и отсутствия четких нормативов финансирования образовательных учреждений всех типов не смог осуществиться переход дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) на полную хозяйственную самостоятельность. Попытка адаптировать ДОУ к новым социально-экономическим условиям, стремление быть конкурентоспособными без соответствующего научно-методического обеспечения, активного использования новых воспитательных технологий не принесли ощутимых результатов. Практика функционирования ДОУ в условиях рынка диктует необходимость научного осмысления проблем развития системы дошкольного образования, целенаправленного и комплексного решения задач воспитательного процесса.