Анализ состояния здоровья населения области показывает, что первоочередной задачей являются формирование долгосрочной стратегии укрепления здоровья всех возрастных групп населения, координация деятельности структурных подразделений Администрации области, муниципальных органов управления физической культурой и спортом, образованием, здравоохранением, общественных организаций.
На протяжении последних лет в области наблюдается тенденция к снижению уровня здоровья населения, сокращается продолжительность жизни, увеличивается заболеваемость, повышается уровень травматизма, увеличивается число инвалидов.
За годы обучения в общеобразовательных школах уровень здоровья учащихся снижается в 4-5 раз. Только десять процентов учащихся заканчивают школу здоровыми. С каждым годом увеличивается число юношей, не пригодных по состоянию здоровья к воинской службе. Увеличивается число школьников, пристрастившихся к табакокурению, спиртным напиткам и наркотикам. Наряду с этим отмечаются существенное снижение уровня физической подготовленности различных групп населения, отсутствие у большей части населения потребности регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Общая ситуация с физической культурой и спортом характеризуется:
низким процентом охвата населения (8,5% от числа жителей области), в том числе женщин и социально незащищенных слоев населения;
несоответствием сегодняшним требованиям материальной базы спорта, школьной физической культуры, дошкольных заведений, учреждений дополнительного образования (обеспеченность спортивными объектами составляет 21,7% от социальных норм и нормативов);
отсутствием финансовых средств на приобретение спортивного инвентаря и оборудования;
неудовлетворительным состоянием системы физической культуры на предприятиях и в учреждениях (производственная физическая культура), отсутствием специалистов по физической культуре и спорту, работающих в трудовых коллективах, особенно в сельской местности (3,4% от общего числа физкультурных работников);
необходимостью дальнейшего совершенствования правовой базы в сфере физической культуры и спорта;
ослаблением внешкольных и внеурочных форм работы по физическому воспитанию и развитию в образовательных учреждениях, особенно в дошкольных;
недостаточной работой по пропаганде ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации;
отсутствием у специалистов высокой квалификации в сфере физической культуры и спорта устойчивой мотивации и материальной заинтересованности работать со спортивным резервом и спортсменами высокого класса;
отсутствием у инвесторов заинтересованности вкладывать средства в спорт и развитие физической культуры;
отсутствием у большинства людей интересов и потребностей заниматься физической культурой и спортом в свободное время, в том числе самостоятельно.
Нормативная правовая база в настоящее время не охватывает большинство вопросов в сфере развития физической культуры и спорта.
В области отсутствуют современные технически оснащенные спортивные базы, на которых можно проводить всероссийские и международные соревнования и готовиться к выступлениям на них.
Многократное повышение стоимости физкультурно-оздоровительных услуг делает недоступными для трудящихся учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов. Зарубежный опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.
Настоящая программа является основой для реализации комплекса мероприятий по развитию физической культуры и спорта, предусматривающих объединение усилий исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, физкультурно-спортивных общественных объединений и организаций, а также отдельных граждан.