от 11 февраля 2002 года № 74-ОЗ
О программе государственной поддержки
малого предпринимательства в Амурской области на 2002-2004 годы
(с изменениями на 05 мая 2004 года)
_________________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями внесенными:
Законом Амурской области от 18 ноября 2002 года № 144-ОЗ
Законом Амурской области от 05 мая 2004 года № 319-ОЗ
_________________________________________________________
Принят Амурским областным
Советом народных депутатов
24 января 2002 года
Утвердить государственной поддержки малого предпринимательства в Амурской области на 2002-2004 годы (прилагается).
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Глава Администрации
Амурской области
Л.В. Коротков
Паспорт программы государственной поддержки малого предпринимательства
в Амурской области на 2002-2004 годы
(Паспорт программы в редакции Закона Амурской области от 05 мая 2004 года № 319-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)
Наименование программы | Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Амурской области на 2002-2004 годы | |||
Основание для разработки программы | Закон Российской Федерации от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Закон Амурской области от 18.04.96 № 80-ОЗ "О малом предпринимательстве в Амурской области" | |||
Заказчик программы | Администрация области | |||
Основные разработчики программы | Комитет экономики Администрации области, фонд поддержки малого предпринимательства области | |||
Цель программы | Обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства (далее - МП) в области | |||
Задачи программы | 1. Нормативно-правовое обеспечение предпринимательства | |||
Основные направления программы | 1. Совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства | |||
Сроки реализации программы | 2002 - 2004 годы | |||
Исполнители | Администрация области; | |||
Объемы и источник ифинансирования программы | Обший объем финансирования за счет средств областного бюджета составляет 9738,5 тыс.руб., в том числе: 2002 год-3900 тыс.руб.; 2003 год-2338,5 тыс.руб.; 2004 год - 3500 тыс.руб. (Изменено Законом Амурской области от 05 мая 2004 года № 319-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию) | |||
Ожидаемые результаты реализации программы | К концу 2004 года на территории области: произойдет сдвиг сфер предпринимательской деятельности в сторону увеличения переработки амурского сырья и материалов; улучшатся мобильность рабочей силы и функционирование рынка труда; произойдет улучшение условий для формирования среднего класса; разовьется комплексная стабильно функционирующая государственно-общественная система поддержки предпринимательства | |||
Механизм реализации | Управление программой: комитет экономики Администрации области. Финансирование программы: фонд поддержки малого предпринимательства в Амурской области. Системный подход: комплексность, конкурсность, делегирование функций, взаимодействие и координация деятельности всех структур и организаций, заинтересованных в развитии предпринимательства | |||
Система контроля | Комитет экономики Администрации области; отраслевые управления и комитеты Администрации области ответственные за реализацию программы |
Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Субъекты малого предпринимательства представляют собой наиболее массовую, динамичную и гибкую форму организации предприятий, развивающихся в рыночных условиях.
Факторы, определяющие особую роль малого предпринимательства в условиях современного российского общества:
энергичное развитие сектора малого предпринимательства может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей переход всего хозяйства страны на рельсы эффективно работающей в интересах всего населения рыночной экономики;
развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное
благосостояние и достойный уровень жизни;
занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности;
сектор малого предпринимательства имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в целом по
стране и в отдельных регионах;
массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения.
Поскольку сложившаяся система государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях характеризуется с одной стороны нормативными правовыми актами, в основном декларирующими эту поддержку, а с другой стороны - практическим отсутствием условий и реально действующих механизмов, главные проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса, остаются нерешенными, в связи с этим и разработана настоящая программа, ориентированная на изменение условий деятельности (внешней среды) малого бизнеса.
На 1 января 2001 года в области реально работало более 3,8 тысячи малых предприятий, что составляет 123,2% к уровню 1999 года. Наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в торговле и общественном питании, 45,5%, в строительстве, 16,5%, в промышленности, 15,3%, в сельском хозяйстве, 5,3%. В 2000 году ими произведено продукции, работ и услуг на общую сумму 1860 млн. рублей, объем промышленной продукции составляет всего 14,7%.
На малых предприятиях работало 30,3 тысячи человек, в том числе на постоянной основе 26,5 тысячи человек.
Более половины общего числа предприятий (58,2%) зарегистрировано в областном центре, около 8% - в г. Тынде, 4,9% - в г. Свободном, 4,3% - в г. Белогорске, 2,6% - в Тындинском районе, на остальные 23 муниципальных
образования приходится 22%.
Кроме того, зарегистрировано около 32,7 тысячи индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, и 1886
крестьянско-фермерских хозяйств.
В целом общее количество занятых в сфере малого бизнеса на начало 2001 года составляло около 90 тысяч человек. Это в общем количестве экономически активного населения области составляет 17,8%, что фактически соответствует среднероссийскому уровню.
Отличительной особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора. По разным оценкам она составляет не менее 30% реального оборота субъектов малого предпринимательства. Значительная часть этого ресурса не задействована в способствовании экономическому потенциалу области. В 2000 году поступления в консолидированный бюджет области по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности составили 125,45 млн. рублей, в 2,4 раза больше, чем в 1999 году, а это выше, чем в среднем по России.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что уровень развития малых предприятий в области не намного ниже среднего уровня развития малых предприятий России, их потенциал высок и этот сектор экономики необходимо развивать в дальнейшем. Поэтому важнейшей задачей государственной политики по поддержке развития предпринимательства области остается создание условий для развития предприятий, ориентированных на производство товаров и услуг, необходимых населению области.
Основными факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в области, являются:
неразвитость рыночной инфраструктуры;
затрудненный доступ к финансово-кредитным ресурсам банковских
структур;
отсутствие бюджетной поддержки для финансирования предпринимательских проектов;
дефицит оборотных средств.
Сложившаяся в последние годы в малом бизнесе ситуация требует значительной активизации государственной политики развития малого предпринимательства. Решение проблем, нейтрализация (смягчение) действия отрицательных факторов - важнейшая задача органов государственной власти всех уровней, общественных организаций и союзов предпринимателей, самих предпринимателей.
Для успешного решения проблем необходимо программными методами" реализовать комплекс мер экономического и организационного характера:
способствовать преобразованию нормативно-правовой базы, которая позволит обеспечить цивилизованные правила развития малого бизнеса. При этом обратить должное внимание на подготовку постановлений и распоряжений Главы Администрации области, касающихся создания элементов инфраструктуры поддержки и устранения барьеров вхождения малого бизнеса на рынки;
содействовать методически и организационно обучению различных специалистов для предпринимательской сферы;
осуществлять финансирование предпринимательских программ и проектов по приоритетным направлениям, в том числе муниципальных, способствовать формированию уставных капиталов действующих и создаваемых структур поддержки малого предпринимательства;
взаимодействовать со средой формирования малого предпринимательства, участвовать в реструктуризации крупных предприятий;
содействовать обеспечению предпринимателей услугами информационного, экономического и юридического характера.
Законодательная база - Федеральный закон от 14.06.95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Закон Амурской области от 18.04.96 № 80-ОЗ "О малом предпринимательстве в Амурской области".
Основной целью программы являются создание благоприятных условий и системы всесторонней поддержки малого предпринимательства, обеспечение устойчивой деятельности малых предприятий как неотъемлемой части структуры экономики, развитие которой призвано обеспечить рост занятости населения, насыщение рынка товарами и услугами, сгладить социальную напряженность в области.
Программа ориентирована на выработку мер поддержки малого предпринимательства, направленных на изменение условий деятельности для всех субъектов малого бизнеса области, когда меры поддержки распространяются на все субъекты малого предпринимательства независимо от их отраслевой и территориальной принадлежности.
В связи с необходимостью поддерживать амурских товаропроизводителей, удовлетворять нужды населения в потребительских товарах, услугах, в связи с менее развитой производственной сферой в отраслевой структуре малого бизнеса по-прежнему на период 2002 - 2004 гг. сохраняются приоритетными виды деятельности, в которых необходимо стимулировать малое предпринимательство и оказывать меры целевой поддержки:
1. Производство продовольственных товаров.
2. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции, включая:
углубление степени переработки сырьевых ресурсов, в том числе организацию производства плодоовощных консервов и полуфабрикатов;
заготовку и переработку дикоросов.
3. Производство товаров народного потребления, включая изделия легкой промышленности, хозяйственного назначения, народных художественных промыслов и сувениры, товары для физической культуры, спорта и туризма, сельскохозяйственный и садово-огородный инвентарь, одежду и обувь для социально уязвимых слоев населения, товары детского ассортимента и изделия для учреждений образования, в том числе школьную ученическую мебель.
4. Оказание потребительских услуг населению, включая:
бытовые услуги (особенно ремонт одежды, обуви, часов, мебели и бытовой техники);
эксплуатацию гостиниц и бань;
создание социально значимых торговых и торгово-производственных предприятий на селе, в том числе специальных магазинов по торговле хлебом, молоком и детскими товарами;
создание организаций по обслуживанию льготных категорий населения, в том числе участников войны, многодетных семей и малоимущих.
5. Строительство и ремонт объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения, включая производство строительных материалов.
6. Изготовление продукции производственно - технического назначения, предназначенной на экспорт, а также переработка вторичных ресурсов.
7. Инновационная деятельность, включая разработку и производство новых видов продукции, освоение прогрессивных технологий.
Поскольку большинство субъектов малого предпринимательства занимается многопрофильной деятельностью, то к предприятиям, работающим по приоритетному направлению, относятся только те, у кого доля по одному из указанных видов или в совокупности их составляет не менее 75% от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Исходя из выделенных приоритетов главной задачей программы является содействие ускорению развития малого предпринимательства прежде всего за счет повышения эффективности мер его государственной поддержки и адресной направленности. Для этого потребуется решение следующих задач:
создания устойчивых правовых и организационно-экономических условий развития малого предпринимательства;
преодоления административных барьеров, предотвращения ухода малых предприятий в "теневую" экономику, максимальной легализации деятельности субъектов малого предпринимательства;
освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов, создания условий, облегчающих доступ субъектам малого бизнеса к финансовым, информационным, производственным и другим ресурсам;