Механизм реализации программы состоит из нескольких направлений, каждое из которых определяет мероприятия, сроки исполнения и объемы финансирования.
Направление 1. Политика оплаты жилищно-коммунальных услуг
Цель направления - поэтапный переход к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей.
Задача 1. Повышение доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг
Ввести полную оплату населением жилищно-коммунальных услуг, в первую очередь, текущего содержания и обслуживания жилищного фонда, то есть тех услуг, которые предоставляются на конкурсной основе.
Вывод жилищных услуг на полную самоокупаемость должен привести к увеличению доли жилищных услуг в структуре тарифа. Это необходимо использовать для реального планирования доходов служб заказчика.
Федеральный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые услуги (в целом по всем видам этих услуг) определяется Правительством Российской Федерации.
Направление 2. Совершенствование жилищно-коммунального обслуживания потребителей
Цель направления - формирование профессионального конкурентного управления жилищным фондом, обеспечивающего эффективное использование недвижимости в жилищной сфере и направленного на повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения.
Совершенствование управления и обслуживания жилищного фонда включает в себя следующие мероприятия:
по финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
по созданию организационно-управленческих и формированию рыночных механизмов, стимулирующих службы заказчика к эффективному и рациональному хозяйствованию (управлению жилищным и нежилым фондом);
по совершенствованию договорных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг с потребителями и производителями жилищно-коммунальных услуг;
по совершенствованию конкурентной среды в сфере содержания и обслуживания жилищного фонда;
по созданию и успешному становлению профессионального конкурентного управления недвижимостью в жилищной сфере.
Реализация данных мероприятий позволит обеспечить эффективное использование недвижимости в жилищной сфере и повысить качество жилищно-коммунального обслуживания населения области.
Задача 2.1. Формирование организационно-управленческих условий и
рыночных механизмов для эффективного управления жилищным и
нежилым фондами, объектами внешнего благоустройства и их обслуживания
Функция управления в данном случае - организация работ по эксплуатации и ремонту жилищного и нежилого фондов, объектов внешнего благоустройства, обеспечение поставки коммунальных услуг.
Мероприятие 2.1.1. Провести инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с погашением долгов за счет средств местных бюджетов.
Решение проблемы обеспечения финансовой стабильности предприятий жилищно-коммунального комплекса является основной предпосылкой формирования экономических взаимоотношений в этом секторе экономики. Для оздоровления финансовой ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо реструктурировать задолженность бюджета и бюджетных организаций и определить реальные и жесткие сроки ее ликвидации.
Необходимо подготовить методические материалы по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятиях жилищно-коммунального комплекса, что позволит сделать более прозрачной финансовую ситуацию в отрасли и упорядочить работу с дебиторской задолженностью населения.
Мероприятие 2.1.2. Перейти к профессиональному управлению жилищным и нежилым фондами на конкурсной основе.
Первым этапом является создание служб заказчика на всей территории области.
Качественному улучшению деятельности по управлению жилищным и нежилым фондами будет способствовать переход на профессиональное управление этими фондами на конкурсной основе. Такие меры приведут к созданию развитых рыночных отношений в сфере управления жилищным и нежилым фондами области, существенному улучшению жилищно-коммунального обслуживания населения в условиях перехода к его полной оплате населением, а также созданию условий для привлечения организаций различных форм собственности в эту сферу деятельности, сокращению вмешательства государственных органов управления и органов власти в деятельность управляющих организаций.
Детальные экономически обоснованные планы конкретных мероприятий по организации содержания жилищного фонда должны определяться самостоятельными решениями управляющих организаций, основанными на положениях, закрепленных в договорах на управление, в соответствии с федеральными и областными стандартами, требованиями к качеству и периодичности выполнения работ и жилищно-коммунального обслуживания потребителей. Данную проблему не решить без серьезной экономической заинтересованности служб заказчика в надлежащем качестве выполнения работ.