ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
(с изменениями на 19 октября 2004 года)
(Наименование Закона в редакции Закона Амурской области от 19 октября 2004 года № 362-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)
________________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями внесенными:
Законом Амурской области от 04 апреля 2003 года № 200-ОЗ
Законом Амурской области от 19 октября 2004 года № 362-ОЗ
________________________________________________________
Принят Амурским областным
Советом народных депутатов
15 февраля 2001 года
Утвердить областную целевую программу "Развитие земельной реформы в Амурской области на 2001 - 2004 годы" (приложение).
(В редакции Закона Амурской области от 19 октября 2004 года № 362-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)
(Статья в редакции Закона Амурской области от 19 октября 2004 года № 362-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)
Губернатору области предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий, предусмотренных областной целевой программой «Развитие земельной реформы в Амурской области на 2001-2004 годы».
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Органам государственной власти области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
Глава Администрации Амурской области
А.Н.БЕЛОНОГОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2004 ГОДЫ"
Паспорт
областной целевой программы "Развитие земельной реформы
в Амурской области на 2001 - 2004 годы"
Наименование - областная целевая программа "Развитие земельной реформы в Амурской области на 2001 - 2004 годы";
Основание для разработки - постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1996 г. № 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы";
постановление Главы Администрации области от 16 сентября 1999 г. № 517 "О создании рабочей группы по разработке целевой программы "Развитие земельной реформы в Амурской области на 1999 - 2000 годы";
приказ Роскомзема Российской Федерации от 3 августа 1999 г. № 17
Государственные заказчики - государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству области, агропромышленный комитет Администрации области, комитет Администрации области по управлению государственным имуществом амурской области.
(В редакции Закона Амурской области от 04 апреля 2003 года № 200-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)
Основные разработчики - государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству области, агропромышленный комитет Администрации области, Амурское предприятие "Амурземпроект", комитет по архитектуре и строительству Администрации области, комитет природных ресурсов области
Цели и задачи - обеспечение разработки и реализации взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2003 году в основном завершить осуществление земельной реформы в области и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами
Перечень основных мероприятий - разработка и совершенствование правовой нормативной базы регулирования земельных отношений;
создание механизмов, регулирующих права собственников земельных долей и обеспечивающих приватизацию городских земель при приватизации городских и муниципальных предприятий, и развитие оборота земель в городах и других поселениях;
проведение работ по разграничению собственности на землю на федеральную, областную и муниципальную;
развитие механизма ипотечного кредитования;
ведение государственного земельного кадастра;
совершенствование системы земельных платежей;
проведение оценки земель;
проведение картографических, геодезических и землеустроительных работ;
ведение мониторинга земель;
техническое оснащение службы государственного контроля за охраной и использованием земель;
проведение информационно-разъяснительной работы среди населения;
подготовка и переподготовка кадров
Сроки и этапы реализации - 2001 - 2004 годы:
I этап - 2001 год,
II этап - 2002 - 2004 годы
(В редакции Закона Амурской области от 19 октября 2004 года № 362-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)
Объемы и источники Общий объем финансирования программы на 2001-финансирования 2004 годы -31,43 млн.рублей, в том числе:
за счет федерального бюджета - 7,74 млн.рублей;
за счет областного бюджета - 3,50 млн.рублей;
за счет местных бюджетов - 20,19 млн.рублей»
(В редакции Закона Амурской области от 19 октября 2004 года № 362-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)
Ожидаемые конечные результаты - закрепление конституционных прав граждан свободно распоряжаться участком земли и земельной долей под жестким контролем государства;
разграничение собственности на землю на федеральную, областную и муниципальную;
создание рынка земли и недвижимости как единого имущественного комплекса;
развитие ипотеки земли и создание благоприятных условий для инвестиций;
эффективное и рациональное использование земельных ресурсов;
повышение поступлений от платежей за землю в доходную часть бюджетов всех уровней
1. Основные положения Программы
1.1. Основные итоги земельных преобразований в области с 1991 по 2000 год
С 1991 года после принятия Закона РСФСР "О земельной реформе" в Амурской области проводится работа по обеспечению условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики. За этот период произошли принципиальные глубинные изменения в формах собственности на землю.
В ходе реформирования 359 колхозов и совхозов, в пользовании которых находилось 2316 тыс.га сельскохозяйственных угодий, из них 1720 тыс.га пашни, образованы: 89 сельхозкооперативов, 135 акционерных обществ и товариществ, 1831 крестьянское (фермерское) хозяйство. 24 колхоза и 15 государственных предприятий сохранили свой прежний статус.
Осуществлена приватизация земель реорганизованных сельскохозяйственных предприятий, в результате 86149 работников бывших колхозов и совхозов стали владельцами земельных долей на площади 1214,8 тыс.га.
Крестьянским (фермерским) хозяйствам переданы 275,1 тыс.га земель, в том числе в собственность 148,0 тыс.га.
Создан фонд перераспределения земель на площади 1359,3 тыс.га.
В собственность граждан переданы 913,6 тыс.га сельскохозяйственных угодий. В области имеется большой резерв сельскохозяйственных угодий для граждан, желающих стать собственниками сельскохозяйственных земель.
Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплены 40 земельных участков площадью 18,4 га под такими предприятиями и объектами.
267 сельским администрациям с общей численностью 612 сельских населенных пунктов предоставлены в ведение 859,2 тыс.га земель, в том числе 131,7 тыс.га пашни.
Решена проблема обеспечения граждан земельными участками. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного строительства и дачного строительства имеют 299,3 тыс. семей. В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится 51,8 тыс.га земель.
Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 242,5 тыс. граждан и 3,2 тыс. юридических лиц.
Введена платность землепользования. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков.
Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году - 20,4 млн. рублей, в 1996 г. - 21,7 млн. рублей, в 1997 г. - 33,5 млн. рублей, в 1998 г. - 43,3 млн. рублей, в 1999 г. - 35,2 млн. рублей, в 2000 г. - 65,2 млн. рублей.
Формируются основы земельного рынка. Количество сделок с землей постоянно возрастает. В 1999 году оно составило 1401.
Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра. В настоящее время система электронного кадастра функционирует в 6 городах и 7 районах, в остальных районах ведутся подготовительные работы.
С 10 октября 2000 года действует федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Амурской области, на которую возложена обязанность обеспечения внедрения единой технологии ведения государственного земельного кадастра в кадастровых районах области на бумажных и электронных носителях.
Однако успешность заполнения базы данных земельного кадастра вплотную зависит от проведения инвентаризации земель населенных пунктов.
За период с 1993 по 1999 годы в области проводились работы по инвентаризации земель в 9 городах и 25 поселках. Завершены работы только в 10 поселках и двух городах. В 11 поселках ввиду отсутствия финансирования к этим работам не приступали.
На 1 октября 2000 года площадь проинвентаризированных земель городов и поселков составила 57,6 тыс.га, или 48,2%.
Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.
В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства.
На государственном уровне отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы.
Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения.
Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению.
До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, областной и муниципальной собственности.
В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач: собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению; переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно, новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий; не создана система ипотечного кредитования.
Крайне медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов.