ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 29 апреля 1999 года № 151-ОЗ
О природно-заповедном фонде
(Утратил силу)
_________________________________________________________
Утратил силу на основании:
Закона Амурской области от 10 февраля 2005 года № 435-ОЗ
_________________________________________________________
Принят Амурским областным
Советом народных депутатов
15 апреля 1999 года
Настоящий Закон разработан на основании положений Законов Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" и от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. № 158 "О Красной книге Российской Федерации", других законов и нормативных правовых актов гражданского, земельного, водного, лесного и природоохранного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о животном мире и о недрах с целью регулирования отношений в сфере образования, функционирования и развития природно-заповедного фонда области.
1. Природно-заповедный фонд - государственные природные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, другие особо охраняемые и резервные природные территории, определенные настоящим Законом, особо охраняемые животные и растения.
Природно-заповедный фонд области обеспечивается особой охраной государства в интересах настоящего и будущего поколения людей. В природно-заповедный фонд области входят объекты федерального, областного и местного значения.
Режим охраны и использования природно-заповедного фонда области и входящих в него объектов определяется законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, дополняющими его законами и иными нормативными правовыми актами области.
2. Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними с расположенными на них природными комплексами и объектами, имеющими особое природоохранное, рекреационное, оздоровительное, научное, культурное или экономическое значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен определенный режим охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами области.
Особо охраняемые природные территории области относятся к объектам общенационального достояния Российской Федерации.
3. Резервные природные территории - участки земли с расположенными на них ценными объектами природно-ресурсного потенциала, использование которых не может быть экологически безопасным и экономически эффективным при существующих технологиях, или с редкими, исчезающими и типичными природными комплексами, нуждающимися в особой охране, временно исключенные из хозяйственного использования.
4. Особо охраняемые животные и растения - редкие и находящиеся под угрозой исчезновения дикие животные и дикорастущие растения и грибы, отнесенные к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Амурской области, а также особо ценные в хозяйственном отношении или ограниченные в использовании виды животных и растений, для которых органами государственной власти области установлен особый режим охраны и использования.
5. Красная книга - официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов.
6. Специально уполномоченные территориальные государственные органы в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов - федеральные органы государственного управления, которым органы государственной власти Российской Федерации законодательно передали часть своих полномочий или все свои полномочия по ведению охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов на территории области.
Круг полномочий специально уполномоченных территориальных государственных органов в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство области о природно-заповедном фонде
Законодательство области о природно-заповедном фонде основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава (основного Закона) Амурской области и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов области, принимаемых в соответствии с настоящим Законом.
Статья 3. Полномочия органов государственной власти
по управлению природно-заповедным фондом
1. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации по управлению природно-заповедным фондом определяются законодательством Российской Федерации.
2. К полномочиям областного Совета народных депутатов по управлению природно-заповедным фондом относятся:
разграничение полномочий между органами государственной власти области и органами местного самоуправления области по управлению природно-заповедным фондом;
определение порядка образования, функционирования и финансирования объектов природно-заповедного фонда областного и местного значения;
определение порядка организации охраны объектов природно-заповедного фонда областного и местного значения и прав должностных лиц, осуществляющих эту охрану;
утверждение ежегодных размеров финансирования расходов по управлению природно-заповедным фондом областного значения из областного бюджета и областных внебюджетных фондов и контроль над целевым использованием выделенных средств;
создание областного бюджетного фонда развития природно-заповедного фонда области, формирующегося из 3% платежей, поступающих в областной бюджет в качестве платы за использование природных ресурсов, и других источников, не запрещенных законодательством;
утверждение по представлению Администрации области и по согласованию с органами местного самоуправления области и специально уполномоченными территориальными государственными органами в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов областных программ по развитию природно-заповедного фонда;
установление по представлению Главы Администрации области или при наличии его заключения налоговых льгот для организаций, занимающихся управлением природно-заповедным фондом областного значения, а также для пользователей, владельцев, собственников земельных участков (акваторий) и природных ресурсов, ограниченных в их использовании в связи с соблюдением установленного режима охраны объектов природно-заповедного фонда областного значения.
3. К полномочиям Администрации области по управлению природно-заповедным фондом относятся:
согласование решений о создании особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории области;
внесение по согласованию с органами местного самоуправления и специально уполномоченными территориальными государственными органами в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов предложений в Правительство Российской Федерации об образовании на территории области особо охраняемых природных территорий федерального значения;
утверждение по согласованию с органами местного самоуправления области и специально уполномоченными территориальными государственными органами в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов областных схем особо охраняемых природных территорий;
принятие по согласованию с органами местного самоуправления области и специально уполномоченными территориальными государственными органами в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов решений о создании объектов природно-заповедного фонда областного значения;
создание по согласованию с органами местного самоуправления области и специально уполномоченными территориальными государственными органами в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов охранных зон вокруг особо охраняемых территорий федерального и областного значения;
определение процедуры подготовки документации и прохождения согласований при образовании объектов природно-заповедного фонда областного и местного значения;
определение порядка учета и оценки объектов природно-заповедного фонда областного и местного значения;
определение порядка ведения Красной книги Амурской области;
объявление отдельных видов животных и растений особо ценными или ограниченными в использовании;
принятие по согласованию с органами местного самоуправления области и специально уполномоченными территориальными государственными органами в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов положений об особо охраняемых и резервных природных территориях областного значения и о режимах охраны и использования особо охраняемых животных и растений областного значения;
принятие по согласованию с органами местного самоуправления области и специально уполномоченными территориальными государственными органами в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов решений о резервировании земельных участков и акваторий, которые предполагается объявить особо охраняемыми или резервными природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности;
организация управления природно-заповедным фондом областного значения;
организация охраны объектов природно-заповедного фонда областного значения.
Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления области
по управлению природно-заповедным фондом
К полномочиям органов местного самоуправления области по управлению природно-заповедным фондом относятся:
согласование отнесения участков земель (акваторий) района (населенного пункта) к особо охраняемым природным территориям федерального и областного значения и резервным природным территориям;
принятие по согласованию с Администрацией области и специально уполномоченными территориальными государственными органами в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов решений о создании объектов природно-заповедного фонда местного значения;
согласование положений об особо охраняемых природных территориях областного значения, расположенных на землях муниципальных образований;
согласование положений о режимах охраны и использования особо охраняемых животных и растений областного значения, места обитания или произрастания которых расположены на землях муниципальных образований;
принятие по согласованию со специально уполномоченными территориальными государственными органами в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов положений об особо охраняемых природных территориях местного значения;
создание охранных зон вокруг особо охраняемых территорий местного значения;
управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения;
организация охраны объектов природно-заповедного фонда местного значения;
финансирование из средств местных бюджетов и внебюджетных фондов расходов особо охраняемых природных территорий местного значения.
Статья 5. Полномочия специально уполномоченных территориальных
государственных органов в сфере охраны окружающей среды и
использования природных ресурсов по управлению
природно-заповедным фондом
1. К полномочиям государственного комитета по охране окружающей среды области по управлению природно-заповедным фондом относятся:
координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления области, специально уполномоченных государственных органов в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, юридических лиц и граждан, связанной с управлением природно-заповедным фондом области;
организация учета и оценки природно-заповедного фонда области в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами области;
выдача в пределах своей компетенции разрешений на пользование объектами природно-заповедного фонда федерального и областного значения;
определение и взыскание материального ущерба, причиненного природно-заповедному фонду федерального и областного значения;
проведение экологических экспертиз по программам, планам и проектам создания, функционирования и развития объектов природно-заповедного фонда области;
решение прочих вопросов по управлению природно-заповедным фондом области согласно законодательству Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам области.
2. Полномочия остальных специально уполномоченных территориальных государственных органов в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов по управлению природно-заповедным фондом определяются законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Право на передачу полномочий по
управлению природно-заповедным фондом
Органы государственной власти и органы местного самоуправления области, специально уполномоченные территориальные государственные органы в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, наделенные определенными полномочиями по управлению природно-заповедным фондом, вправе по взаимному согласию передавать часть полномочий или все полномочия друг другу в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами области.
Статья 7. Учет и оценка природно-заповедного фонда
1. Объекты природно-заповедного фонда подлежат обязательному учету и оценке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами области.
2. Учет и оценка природно-заповедного фонда включают следующие мероприятия:
ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий области;
ведение Красных книг Российской Федерации и Амурской области;
подготовку и распространение перечней (списков) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Амурской области и исключенных из них;
подготовку списков особо ценных в хозяйственном отношении или ограниченных в использовании видов животных и растений области;
ведение реестра резервных природных территорий области;
проведение государственного землеустройства и лесоустройства, топографо-геодезических работ на особо охраняемых природных территориях и резервных природных территориях области;
проведение мероприятий по государственному учету особо охраняемых животных и растений области;
ведение государственного мониторинга природно-заповедного фонда области;