ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 31 октября 2000 года № 266-ОЗ

О внесении изменений и дополнений в
Закон Амурской области "О торговле в Амурской области"

  Принят Амурским областным
Советом  народных депутатов
19 октября 2000 года


Статья 1


Внести изменения и дополнения в Закон Амурской области от 18 января 1996 г. № 60-ОЗ "О торговле в Амурской области", изложив его в следующей редакции:

"ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
О ТОРГОВЛЕ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ


Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определяет основы торговой деятельности, связанной с реализацией товаров потребительского назначения и предоставлением услуг общественного (массового) питания на территории области.


 ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в сфере торговой деятельности для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения области в товарах и услугах общественного (массового) питания.


Статья 2. Принципы организации торговой деятельности


Основными принципами организации торговой деятельности в области являются:

развитие предпринимательской деятельности и конкуренции;

создание разнообразных форм торгового обслуживания, сориентированных на конкретного потребителя;

создание на территории области эффективной системы мер по защите прав потребителей;

участие государственных органов в регулировании торговой деятельности, включая поддержку социально значимых видов торговой деятельности;

признание равенства участников хозяйственных отношений;

независимость участников торговой деятельности друг от друга;

недопустимость вмешательства в деятельность участников хозяйственных отношений, неприкосновенность их собственности.


Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


Торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей - продажей товаров и оказанием услуг общественного (массового) питания.

Товары (работы, услуги) потребительского назначения - продукты труда, обладающие определенными потребительскими свойствами и предназначенные для удовлетворения личных (семейных) потребностей, продукция общественного питания.

Торговый реестр - единая информационная система, содержащая сведения о субъектах торговой деятельности и торговых объектах.

Уполномоченный орган - отраслевой орган Администрации области, осуществляющий координацию и регулирование в сфере торговой деятельности. Компетенция уполномоченного органа определяется Главой Администрации области.

Розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Мелкорозничная торговля - продажа продовольственных и непродовольственных товаров несложного ассортимента через стационарную и передвижную мелкорозничную торговую сеть.

Развозная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортными средствами.

Разносная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, предприятиях, в учреждениях, организациях, транспорте и на улице.

Оптовая торговля - торговля товарами для последующей их перепродажи или профессионального использования.

Мелкооптовая торговля - разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией незначительных партий товаров с целью их дальнейшей перепродажи.

Общественное (массовое) питание - вид деятельности организаций и предприятий различных организационно-правовых форм и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления продуктов питания.

Контролирующие органы - государственные органы, наделенные контрольными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 4. Субъекты, объекты и виды торговой деятельности


Субъекты торговой деятельности (хозяйствующие субъекты) - юридические лица различных организационно-правовых форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие торговую деятельность (оптовые и розничные торговые организации, организации общественного питания), объединения торговых организаций, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие торговую деятельность и зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Торговая деятельность организаций и предприятий осуществляется на основании специальных разрешений (лицензий, свидетельств), если это предусмотрено законодательством Российской Федерации и области.

Осуществление торговой деятельности без государственной регистрации и получения в необходимых случаях лицензий и свидетельств запрещено.

Торговые объекты (торговые организации и предприятия) - имущественные комплексы, используемые торговыми организациями для осуществления торговой деятельности.

Торговые объекты могут быть отнесены к стационарным и нестационарным в зависимости от архитектурно-строительных характеристик здания.

Стационарные торговые объекты - торговые объекты, расположенные в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, связанных фундаментом с земельным участком и подсоединенных к инженерным коммуникациям.

Нестационарные торговые объекты - торговые объекты, установленные без фундаментов, вне зависимости от подсоединения к инженерным коммуникациям, функционирующие на принципах разносной и развозной торговли.

Категории торговых объектов (универмаг, универсам, магазин, киоск и т.д.) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ГОСТами, санитарными нормами и правилами и другими нормативными актами, устанавливающими требования по ассортименту реализуемых товаров, методам продажи товаров, размеру торговой площади, технической оснащенности, перечню предоставляемых услуг, квалификации персонала и прочее.

Видами торговой деятельности являются розничная (мелкорозничная), оптовая (мелкооптовая) торговля и предоставление услуг общественного (массового) питания.

Мелкорозничная торговая сеть может относиться к стационарной и передвижной. К стационарной мелкорозничной торговой сети относятся палатки, ларьки, киоски. Это торговые организации и предприятия, занимающие обособленные помещения, но не имеющие торгового зала для покупателей.

К передвижной мелкорозничной торговой сети относятся специально оборудованные приспособления для торговли вразвоз и вразнос (автомагазины или автолавки, ручные тележки, лотки, корзины и т.д.).



ГЛАВА II. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ
ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 5. Полномочия органов государственной власти области в сфере торговой деятельности


1. Областной Совет народных депутатов:

принимает законы и иные нормативные правовые акты в сфере торговой деятельности на территории области;

устанавливает налоговые или иные льготы субъектам торговой деятельности;

осуществляет иные полномочия в сфере торговой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Администрация области:

определяет и осуществляет торговую политику в области;

разрабатывает проекты законов области и иных нормативных правовых актов, регулирующих торговую деятельность в области;

принимает нормативные правовые акты в сфере торговой деятельности;

осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности;

в целях защиты прав потребителей устанавливает дополнительные ограничения, специальные защитные меры в отношении поступающих в розничную продажу товаров потребительского назначения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

создает условия для развития организаций и предприятий торговли, принимает меры по защите прав потребителей;

создает государственные унитарные предприятия и учреждения, утверждает их уставы, заключает и расторгает контракты с их руководителями;

организует контроль за качеством пищевых продуктов, изготавливаемых и находящихся в обороте на территории области;

устанавливает полномочия уполномоченному органу в соответствии с законодательством Российской Федерации и области;

утверждает дислокацию мелкорозничной торговой сети;

разрабатывает схемы развития и рационального размещения сети организаций и предприятий торговли и общественного питания.

3. Уполномоченный орган:

разрабатывает и реализует меры по исполнению законодательства Российской Федерации, настоящего Закона и других нормативных правовых актов в сфере торговой деятельности;

разрабатывает программы и предложения по развитию внутренней торговли в области;

координирует свою деятельность с органами местного самоуправления;

координирует действия с федеральными органами по развитию потребительского рынка в интересах отечественных товаропроизводителей и с целью удовлетворения спроса населения на товары для бытовых (личных) нужд, а также по предупреждению проникновения и обращения на внутреннем рынке области некачественных и опасных для здоровья людей потребительских товаров;

принимает меры по формированию и насыщению внутреннего потребительского рынка товарами, по повышению конкурентоспособности отечественных товаров, по поддержке отечественных товаропроизводителей;

разрабатывает правила работы организаций и предприятий розничной торговли и основные требования к работе мелкорозничной торговой сети с учетом региональных особенностей.


Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления


Органы местного самоуправления:

обеспечивают исполнение законов и иных нормативных правовых актов в сфере торговой деятельности;

координируют и осуществляют проверки соблюдения правил торговли и оказания услуг организациями и предприятиями, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющими торговую деятельность и зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

издают обязательные для исполнения нормативные правовые акты в сфере торгового обслуживания населения;

создают условия для обеспечения населения товарами, услугами потребительского назначения, определяют порядок размещения торговых объектов, решают вопросы защиты прав потребителей;

осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляют регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей;

в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливают продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращают продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг);

устанавливают часы торговли мелкорозничной сети муниципальной собственности;

содействуют свободной торговле;

обеспечивают свободное перемещение товаров на территории области;

ограничивают режим работы магазинов и предприятий общественного питания независимо от форм собственности, расположенных в жилых домах, общежитиях и в непосредственной близости к ним, до 23 часов, а в особых случаях - до 20 часов.



ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ

Статья 7. Методы государственного регулирования торговой деятельности в области


Методами государственного регулирования торговой деятельности в области являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»