Недействующий


ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 29 декабря 1995 года № 44-ОЗ

О научной деятельности и научно-технической политике в Амурской области

(с изменениями на 6 января 1997 года)
(Утратил силу)

_________________________________________________________

Утратил силу на основании:

Закона Амурской области от 10 февраля 2005 года № 438-ОЗ

_________________________________________________________                

_________________________________________________________

Документ с изменениями внесенными:

Законом Амурской области от 06 января 1997 года № 130-ОЗ

_________________________________________________________                 

Принят Амурским областным
     Советом народных депутатов
 22 декабря 1995 года


Настоящий Закон определяет основные положения формирования и реализации научно-технической политики в Амурской области, финансирования, управления и организации научной деятельности и использования ее результатов в интересах области.



РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные цели настоящего Закона


Основными целями настоящего Закона являются:

определение основных положений научно-технической политики в области;

создание организационных форм, механизмов управления и финансирования научной деятельности;

определение прав, обязанностей и ответственности субъектов научно-технической политики и научной деятельности;

создание условий для подготовки высококвалифицированных научных кадров и плодотворной научной деятельности.


Статья 2. Основные понятия


Основные понятия, применяемые в настоящем Законе:

Научная деятельность - интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение научными методами новых знаний, их обобщение, систематизацию, распространение и применение. Научная деятельность включает в себя фундаментальные и прикладные научные исследования, опытные разработки, инновационную деятельность, подготовку научных кадров высшей квалификации.

Объект научной деятельности - природа, общество, человек, культура, мышление, техника и технологии, их структура, принципы и закономерности их функционирования и взаимодействия, изучаемые в целом или в виде отдельных элементов.

Фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, общества, человека.

Прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на достижение практических целей и решений конкретных задач.

Опытные разработки - научная деятельность, направленная на разработку новых устройств, продуктов, технологий или способов, позволяющих получить новые потребительские качества товаров или услуг, либо улучшить старые за счет применения результатов научных исследований.

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на использование научных знаний с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и совершенствования социального обслуживания.

Научный результат - неизвестные ранее научные знания об исследуемых объектах, полученные вследствие целенаправленной научной деятельности либо в силу случайных обстоятельств. Часть научных результатов, например теории, открытия, обобщения, принципы, модели, алгоритмы после их публикации становятся общественным достоянием, другие могут быть объектами индивидуальной собственности, имущественные права на которую защищаются федеральным законодательством.

Научная интеллектуальная собственность - научные результаты, права на использование которых охраняются российским и международным законодательством. Научной интеллектуальной собственностью являются объекты, охраняемые авторским правом.

Основные субъекты научной деятельности - индивидуальными субъектами научной деятельности являются научные работники, специалисты научной организации и работники сферы научного обслуживания, коллективными - научные группы, коллективы, юридические лица, основной задачей или одной из основных задач которых является научная деятельность, ее финансирование и управление ею.

Научный работник - лицо, обладающее необходимой квалификацией и профессионально занимающееся научной и (или) научно-технической деятельностью.

Специалист научной организации (инженерно-технический работник) - лицо, имеющее законченное среднее или высшее профессиональное образование и способствующее получению научного результата или его применению.

Работник сферы научного обслуживания - лицо, обеспечивающее создание необходимых условий для научной и научно-технической деятельности в научной организации.

Научная организация - юридическое лицо любой организационно-правовой формы и формы собственности, включая их филиалы, а также добровольные объединения научных работников и специалистов, осуществляющие в качестве основной научную и научно-техническую деятельность, подготовку кадров, действующие в соответствии с учредительными документами. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские, научные организации высших учебных заведений, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

Научное общество - членская некоммерческая организация - объединяет научных работников и действует в соответствии с законодательством об общественных объединениях.

Научный фонд (специализированный научный фонд) - самоуправляемая некоммерческая организация, основанная на любой форме собственности, действующая на основании гражданского законодательства Российской Федерации, устава и учредительных документов.

Ассоциация ученых Амурской области - (далее по тексту - ассоциация) - общественное объединение, формируемое на добровольных началах.

Секретная научная деятельность - научная деятельность, выполняемая в целях обеспечения безопасности и укрепления обороноспособности Российской Федерации и использующая сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Грант - денежные, материальные или иные ресурсы, передаваемые безвозмездно любыми отечественными и иностранными физическими или юридическими лицами в результате открытого конкурса физическим или юридическим лицам исключительно в целях осуществления научной деятельности безвозвратно или на срок научной работы.

Региональная научно-техническая политика - совокупность законодательных и нормативных правовых актов в сфере науки, определяющих цели и направления деятельности органов законодательной и исполнительной власти Амурской области.

Субъекты региональной научно-технической политики - органы законодательной и исполнительной власти Амурской области, принимающие законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере науки в пределах своей компетенции.


Статья 3. Законодательство Амурской области
о научной деятельности и научно-технической политике


Законодательство о научной деятельности и научно-технической политике состоит из Федеральных законов, других законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и других законодательных и иных нормативных правовых актов Амурской области, принимаемых в соответствии с настоящим Законом.


Статья 4. Предмет и сфера действия Закона


1. Настоящий Закон содержит правовые, организационные, экономические и социальные нормы и гарантии, регулирующие отношения основных субъектов научной деятельности друг с другом и другими юридическими и физическими лицами и определяет основы региональной научно-технической политики.

2. Федеральные законы и международные договоры Российской Федерации, регулирующие общие вопросы научной деятельности, имеют более высокую юридическую силу, чем настоящий Закон и иные нормативные правовые акты области в сфере науки.


Статья 5. Принципы научной деятельности
и региональной научно-технической политики


1. Реализация и правовое регулирование научной деятельности основываются на соблюдении следующих принципов:

творческая свобода в получении результатов научной деятельности;

состязательность в получении результатов научной деятельности;

гласность, открытость и отчетность в результатах научной деятельности;

самоуправление и самоорганизация коллектива;

равноправие основных субъектов научной деятельности;

интеграция научной деятельности и образования;

непрерывность образования, подготовки и переподготовки научных кадров;

гарантированная государством защита авторских прав и прав на интеллектуальную собственность;

независимая экспертиза проектов, заявок и результатов деятельности, научно-технических программ;

множественность источников финансирования;

свобода объединений;

свободное участие в международном сотрудничестве;

право участвовать в любых выставках, конкурсах, конкурсах грантов, в том числе и международных;

право на обоснованный риск в научной деятельности, связанный с непредсказуемым достоверно результатом научной деятельности;

ответственность научных работников за результаты своей деятельности, за ее социальные и экологические последствия;

право на гарантированную социальную защиту научных работников, специалистов научной организации и работников сферы научного обслуживания;

охрана государством имущественных и неимущественных прав на научную интеллектуальную собственность.

2. Региональная научно-техническая политика в Амурской области основывается на следующих принципах:

определение приоритетных направлений научно-технической деятельности в Амурской области;

разработка научно-технических программ по решению проблем в рамках приоритетных направлений;

выделение гарантированной доли областного годового бюджета в размере не менее 3 процентов от его расходной части на выполнение принятых научно-технических программ в интересах Амурской области;

средства федерального и областного бюджетов, выделяемые для выполнения целевых научно-технических программ и проектов, распределяются между исполнителями на основе открытого конкурса;

управление научной деятельностью со стороны органов государственной власти Амурской области осуществляется законодательными и экономическими методами;

концентрация ресурсов на приоритетных направлениях;

стабильность финансирования региональных научно-технических программ и проектов;

привлечение научной общественности к решению проблем управления научной деятельностью;

гласность и открытость информации в расходовании средств, выделяемых на научную деятельность;

поддержка предпринимательства и конкуренции в сфере науки, противодействие недобросовестной конкуренции;

стимулирование научной деятельности через систему налоговых, кредитных, таможенных и других экономических льгот;

ответственность субъектов научно-технической политики за принятые решения, за их несвоевременное принятие или непринятие;

ответственность органов управления научной деятельностью за нарушение прав субъектов научной деятельности;

распределение функций по принятию решений, их исполнению, экспертизе и контролю за их выполнением;

право налогоплательщиков знать, как расходуются бюджетные средства, выделяемые на научную деятельность.


Статья 6. Право на научную деятельность


1. Граждане Российской Федерации, лица без гражданства, а также граждане иностранных государств в пределах прав, предоставленных им федеральным законодательством, имеют право заниматься научной деятельностью.

2. Коллективные субъекты имеют право заниматься научной деятельностью согласно федеральному законодательству, их уставу и договорам с заказчиками работ.

3. Перечень видов научной и научно-технической деятельности, требующих специального разрешения (лицензии) на ее осуществление и порядок выдачи лицензии определяются федеральным законодательством.


Статья 7. Приоритетные направления научной деятельности


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»