Недействующий

О концепции Республиканской целевой программы "Жилище"

5. АРХИТЕКТУРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЖИЛИЩНОЙ РЕФОРМЫ

Изменение структуры жилищного строительства по источникам инвестирования и структуры жилищного фонда по формам собственности требует реализации системы мер по перестройке жилищного строительства по конструктивно-технологическим параметрам. В настоящее время структура жилищного строительства характеризуется высокой долей использования сборного железобетона.

В последние годы более 60 процентов всего вводимого в эксплуатацию в Удмуртии жилья возводится из этого материала. Основными направлениями структурных изменений в архитектуре и градостроительстве в ближайшее время являются:

-постепенный переход от сборного железобетона к кирпичу, черепице, мелким блокам из местных материалов, изделиям из отходов деревообработки, что позволит значительно в сравнении с железобетоном снизить стоимость жилищного строительства (Таблица 6);

- постепенный переход на преимущественно малоэтажное строительство домов в один-два этажа с приусадебными участками с сохранением многоэтажного жилищного строительства только для оборудованных инженерной инфраструктурой зон крупных городов.

Такой подход потребует значительных усилий и затрат по созданию необходимой инженерной и социальной инфраструктуры на территориях малоэтажной застройки. За счет местных бюджетов с возможным участием предприятий должны быть осуществлены работы по сооружению подъездных дорог, электро-, водо- и газоснабжению или строительству газораспределительных станций. Проблемы теплоснабжения и канализации во многих случаях могут решаться за счет создания автономных теплоисточников и систем очистки. Для строительства магазинов, предприятий бытового обслуживания целесообразно использовать средства частных предпринимателей из числа будущих владельцев малоэтажных домов.

Основным направлением политики градостроительства и землепользования должно стать обеспечение возможности беспрепятственного получения гражданами по нормативу или приобретения ( в том числе сверх нормативов) земельных участков в частную собственность для жилищного строительства, для чего необходимо пересмотреть генпланы городов, рабочих поселков и райсельцентров с целью увеличения площадей под индивидуальную застройку.

Право на бесплатное получение земельного участка должно предоставляться гражданам с учетом отказа очередника на улучшение жилищных условий от получения жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда; фактической обеспеченности семьи жильем, проживания семьи в коммунальной квартире; льгот на улучшение жилищных условий, установленных законодательством; отсутствия у семьи другого земельного участка, в том числе садового или дачного, по площади больше нормативного. Нормы выделения земельных участков определяются местными органами власти.

Необходимо в кратчайшие сроки обеспечить корректировку градостроительной документации для городов (поселений), исходя из политики размещения малоэтажного жилищного строительства. После корректировки отвод территорий под жилищное строительство в пределах городов (поселений) должен осуществляться в порядке, установленном действующим законодательством, и на основе утвержденного генерального плана города (поселения), а в пригородных зонах городов (за пределами их городской черты) - на основе утвержденной градостроительной документации. Порядок выделения территорий в пригородных зонах устанавливается на основе совместных решений органов государственной власти и местного самоуправления.

Градостроительная документация и правила застройки городов и поселений определяют функциональное зонирование и благоустройство территории, характер использования участков, ограничения по типу и плотности застройки, высоте возводимых сооружений и другие условия, обеспечивающие формирование полноценной среды поселений и их архитектурно-художественного облика.     

Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и получившие в пределах норматива бесплатно земельный участок для жилищного строительства, должны иметь право использовать эту недвижимость, а также занимаемую квартиру (после ее приватизации) в качестве начального капитала для улучшения своих жилищных условий, в том числе возможность закладывать их целиком или по частям, сдавать в аренду, продавать либо использовать для коммерческих целей, если при этом не нарушаются охраняемые законом права других физических или юридических лиц, а также с условием, что земля используется по назначению.

В результате проведения жилищной, градостроительной и земельной политики должно быть осуществлено в городах с населением от 100 до 500 тыс. человек малоэтажное жилищное строительство. Площадь малоэтажных жилых домов в этих городах должна составлять 50 и более процентов общей площади вводимого в эксплуатацию жилья, а во всех малых и средних городах, поселках городского типа и сельских населенных пунктах практически все вводимые в эксплуатацию жилые дома должны быть малоэтажными.

В городах с населением свыше 500 тыс. человек доля малоэтажного строительства на первом этапе может составлять 15-20 процентов в связи с возможностью использования существующей базы домостроения до ее полной амортизации и перепрофилирования.