Целью жилищной программы является определение принципиальных положений долгосрочной государственной жилищной политики и конкретных мер прежде всего на 1994-1995 годы по осуществлению следующих основных задач:
-создание правовой и нормативной базы в целях осуществления жилищной реформы;
-преодоление сокращения объемов жилищного строительства;
-изменение структуры жилищного фонда и жилищного строительства по формам собственности, по источникам финансирования, типам зданий и технологиям их возведения;
-поэтапный перевод жилищной сферы в режим безубыточного функционирования при обеспечении социальной защиты малоимущих групп населения;
-демонополизация жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, структурная перестройка базы стройиндустрии и промышленности стройматериалов, изменение форм организации строительства, а также управления, обслуживания и ремонта жилищного фонда;
-комплексный подход к решению вопросов землепользования и приватизации земли, связанных с жилищной проблемой, развитием инженерной инфраструктуры.
Жилищная программа составлена исходя из сложившейся социально-экономической ситуации в России в целом с учетом особенностей Удмуртской Республики, на основе разработанных Советом Министров УР прогнозов. Общая нестабильность политической и социально-экономической ситуации в стране предполагает возможность и необходимость внесения в эту программу соответствующих уточнений и дополнений.
Жилищная реформа имеет большое значение для успеха экономической реформы, способствуя снижению инфляции, стабилизации денежного обращения за счет аккумуляции частных средств на специальных счетах и увеличения собственного жилья, переходу к менее энергоемким и материалоемким формам городского строительства.
Жилищная проблема в республике продолжает оставаться наиболее острой из всех социальных проблем. Кризисное состояние жилищного сектора во многом вызвано объективными обстоятельствами, связанными с переходом к рыночной экономике, неподготовленностью рыночных механизмов. Оно характеризуется резким ростом цен на строительную продукцию. Предусмотренные для выполнения социальных программ капитальные вложения государства, предприятий и организаций стали явно недостаточными; снизились темпы предоставления жилья гражданам, упала платежеспособность населения для приобретения жилья или осуществления частного строительства.
Ввод жилья в республике сократился с 870,7 тыс.кв. метров общей площади в 1987 г. до 539,2 тыс.кв.метров в 1993 г. (таблицы 1-2). При этом 6 тыс. семей живут в коммунальных квартирах, 13,9 тыс. семей живут в общежитиях, 2,8 тыс. человек проживают в ветхих и аварийных домах. В очереди на улучшение жилищных условий стоит около 91,2 тыс. семей.
В объеме общественного жилищного фонда ветхий жилищный фонд составляет 1,0 процент. Если в республике по линии местных Советов в 1991 г. ремонт осуществлялся на уровне 90%, в 1992 г. -80%, то в 1993г. отремонтировано 45% необходимых объемов. (Таблица 3).
Доля затрат на развитие коммунальных объектов от затрат на жилищное строительство за счет всех источников финансирования составила в 1993 году 25 процентов при установленном нормативе 33 процента и реальной потребности 60 процентов. В результате объекты коммунального назначения находятся в кризисном состоянии и не могут наполнять свои функциональные задачи.
Значительное сокращение объема государственных капитальных вложений, сложившаяся динамика цен и жесткая налоговая политика привели к тому, что местные органы власти не в состоянии обеспечить необходимые объемы жилищного строительства, а в городах и районах при остром дефиците жилья объемы его строительства резко уменьшились. Отсюда -существенное снижение загрузки и недоиспользование мощностей домостроительных предприятий, увольнение квалифицированных рабочих.