В сознании уже нескольких поколений утвердилось отношение к жилью, как к бесплатно передаваемому государством социальному благу, и преодоление этого стереотипа потребует длительного времени. Кроме того, низкий уровень материального благосостояния большинства населения требует проведения такой жилищной политики, которая обеспечит реальную возможность строительства или приобретения жилья семьям со средними и низкими доходами. Важное значение имеет изменение структуры жилищного фонда по формам собственности, направленное на формирование слоя собственников и создание рынка жилья путем приватизации существующего государственного и муниципального жилищного фонда.
Одновременно с ускорением приватизации жилья важно стимулировать индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, а также жилищное строительство за счет приватизированных предприятий, акционерных обществ и других негосударственных организаций.
Частное жилищное строительство и прежде всего индивидуальное должно стать важнейшей формой наращивания жилищного фонда. Если удельный вес ввода в эксплуатацию индивидуального и кооперативного жилья в общем объеме ввода жилья составил в 1993 году 21,2 процента, то в перспективе вместе с вводом жилья негосударственными предприятиями и организациями - примерно 47 процентов от общего объема ввода жилых домов. (Таблица 5).
Необходимы конкретные меры государственной поддержки и организации частного, в том числе индивидуального жилищного строительства, в виде беспрепятственного предоставления или продажи земельных участков, их инженерного оборудования, создания соответствующей базы строительной индустрии, а также внедрения адекватных финансово-кредитных механизмов, налоговых льгот. В настоящее время доходы подавляющей части семей упали значительно ниже уровня, достаточного для покупки жилья.
Требуется приведение в соответствие уровня доходов населения и средней стоимости жилья, что позволит достичь решения важной социально-политической задачи - формирования слоя собственников жилья как социальной базы реформ, а также содействовать стабилизации народного хозяйства на макроэкономическом уровне.
При регулировании соотношения стоимости жилья и доходов населения следует исходить из того, чтобы стоимость жилья, как правило, не превышала 12-15 годовых доходов среднеобеспеченной семьи. Это означает, что при использовании такой семьей третьей части своих доходов на оплату жилья, его выкуп с учетом выплат кредита банка будет осуществляться в течение 30 и более лет.
При введение механизма регулярной индексации доходов в зависимости от динамики индекса потребительских цен надо предусматривать пропорциональный рост расходов на оплату жилья в структуре потребительской корзины.
В новых социально-экономических условиях должно быть обеспечено право граждан на улучшение своих жилищных условий путем бесплатного получения в порядке очередности жилья из государственного или муниципального жилищного фонда в пределах социальной нормы: площади жилища, приходящейся на одного человека, на условиях договора найма, аренды жилья, либо приобретения или строительства частного жилья в более короткие сроки с использованием собственных средств.
В целях сокращения очередей и сроков ожидания на получение жилья целесообразно предоставить гражданам целевые дотации из средств бюджетов, собственных средств предприятий и организаций, создаваемых для этих целей инвестиционных и иных фондов, других внебюджетных источников на индивидуальное жилищное строительство при их согласии на снятие с учета на бесплатное получение жилья.
В целях включения жилищной сферы в систему рыночных отношений необходим переход от выделения дотаций жилищно-эксплуатационным организациям к выплате адресных компенсаций (субсидий) населению для оплаты их расходов по содержанию, ремонту жилищного фонда и пользованию коммунальными услугами.
С учетом установленного Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" 5-летнего срока перехода к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг и конкретизирующего этот переход постановления Правительства РФ от 22.09.93г. N 935 принято постановление Совета Министров Удмуртской Республики от 17.02.94г. N 71 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных компенсаций", в соответствии с которым предлагается осуществить поэтапный порядок перехода.
Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг устанавливается на 2 квартал 1994-1995 года в размере 10%, на 1996-1997 годы -15%, на 1998 год -20% к совокупному доходу семьи, что позволит оплачивать за счет населения 10% затрат на содержание, ремонт и коммунальные услуги.
Впоследствии предполагается доведение оплаты за жилье и коммунальные услуги до уровня рыночной арендной платы. При этом эта оплата не должна превышать 25-30% совокупного дохода средней семьи. Уровень повышения оплаты жилищно-коммунальных услуг устанавливается Советом Министров Удмуртской Республики.
В целях компенсации повышения квартирной платы в домах государственного и муниципального жилищного фонда и оплаты коммунальных услуг в домах всех форм собственности целесообразно ввести ежемесячные дотации гражданам к заработной плате (по основному месту работы), пенсиям, стипендиям, пособиям по безработице. Органами местного самоуправления, а также на предприятиях по решению трудовых коллективов эти дотации могут быть увеличены.
Источниками указанных дотаций могут быть: для работников, занятых в материальном производстве, -доходы предприятий; для работников бюджетных учреждений и получателей стипендий - та часть бюджетов, которая в настоящее время предназначена для финансирования содержания, ремонта жилья и коммунальных услуг; для пенсионеров и безработных -средства бюджетов и соответствующих фондов (пенсионного и занятости).
В качестве источника жилищного строительства в республике, кроме средств граждан, предполагается использовать правительственные льготные кредиты, а также вновь создаваемый фонд развития жилищного строительства, в первую очередь для социально незащищенных слоев населения.
Кроме того, в целях обеспечения социальной защиты отдельных категорий семей, проживающих в домах любых форм собственности, с момента повышения платежей за жилищно-коммунальные услуги предлагается введение выплат ежемесячных адресных компенсаций (субсидий).
Жилищные компенсации (субсидии) целесообразно предоставлять населению в виде безналичных жилищных счетов, которые могут иметь хождение исключительно в жилищной сфере при оплате населением жилищно-коммунальных услуг.
Величина жилищных компенсаций (субсидий) населению может определяться как разница между принятыми на данный год размерами квартирной платы и коммунальных платежей за занимаемые площади по социальной норме и предельно допустимым расходами семей на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Субсидии предоставляются гражданам специальными службами при органах местного самоуправления на основе методик и источников, определяемых центральными органами федеральной исполнительной власти и Советом Министров Удмуртской Республики.