Принципиально новый поворотный этап в законодательном регулировании жилищных отношений начался с момента принятия УП Съездом народных депутатов Российской Федерации в новой редакции статей 12 и 58 сейчас уже отмененной Конституции Российской Федерации, а Верховным Советом Российской Федерации - Законов "Об основах федеральной жилищной политики" и "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР".
В принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием новой Конституции Российской Федерации права гражданина в области жилищных отношений также закреплены рядом статей, имеющих более выраженную рыночную направленность.
В частности, в статье 35 закрепляется важнейший принцип вновь создаваемого социального уклада - право частной собственности на имущество (в том числе и жилище), которое охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Государством гарантируется право наследования, а также неприкосновенности жилища.
Другим кардинальным моментом в новой Конституции Российской Федерации является закрепление права гражданина на владение, пользование и распоряжение землей.
То есть, в соответствии со статьей 36, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Безусловно, этот принцип будет одним из сильнейших стимулирующих мотивов к индивидуальному жилищному строительству, причем строительству жилья добротного, служащего многие годы.
Статья 40 закрепляет право гражданина на жилище, которого он не может быть произвольно лишен. Государство и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство.
Часть третья этой статьи гласит о том, что малоимущим или иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. То есть, даже в условиях рыночных отношений, государство берет на себя ряд обязательств по обеспечению жильем.
Надо отметить, что в предыдущей Конституции обязательства и гарантии государства перед гражданами в части обеспечения жильем были более расширенными.
Базовым документом в области жилищных отношений должны стать основы жилищного законодательства Российской Федерации, которые будут призваны заменить явно устаревший, но пока еще действующий с поправками и дополнениями Жилищный кодекс РСФСР.
На основе этого закона в республике должен быть разработан целый ряд нормативных документов, регламентирующих жилищные отношения на территории Удмуртской Республики с учетом местных условий.
Принятие Закона "Об основах федеральной жилищной политики" позволило развить принципы реализации конституционного права граждан на жилище, установить общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности. Закон устанавливает четкую классификацию видов жилищного фонда, разграничивает права собственности на жилищный фонд, снимает все ограничения по обмену нанимаемого, арендуемого или собственного жилья.
Принципиально важным для осуществления жилищной реформы является изменение системы оплаты жилья и коммунальных услуг, обеспечивающее возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Определено, что переход на новую систему оплаты будет осуществляться поэтапно в течение 5 лет с предоставлением компенсаций (субсидий) гражданам с учетом их совокупного дохода в соответствии с социальной нормой площади жилья.
Законом увеличены возможности развития частной собственности на недвижимость в жилищной сфере. Только гражданин теперь в зависимости от собственного жилья, его стоимости и места строительства...
Установлены сроки предоставления земельных участков под жилищное строительство: для граждан - в течение оного месяца, для юридических лиц -в течение двух месяцев.
Предусматривается развитие льготного долгосрочного кредитования индивидуального и кооперативного жилищного строительства, включая ипотечное кредитование. Законом систематизируются налоговые льготы гражданам, юридическим лицам при строительстве, реконструкции, приобретении, инвестировании жилья, развитии производства строительных материалов и предметов домоустройства. Закон предоставляет дополнительные возможности для решения жилищных проблем военнослужащих, включая уволенных с военной службы, беженцев, безработных, а также граждан, длительное время проработавших в районах Крайнего Севера.
В развитие этого Закона Правительством Российской Федерации в сентябре 1993 года принято постановление "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг".
Постановлением утверждены сроки поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с 1994 года по 1998 год, а также Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.
На основе имеющейся правовой базы продолжается бесплатная приватизация жилья в Удмуртской Республике. По итогам за 1991-1993 годы в Удмуртии приватизировано 89,3 т.квартир общей площадью 4174,3 тыс. кв.метров, в том числе за 1993 год -74,2 т.квартир, 3347,3 тыс.кв.метров. Современный уровень законодательного регулирования в жилищных отношениях проблем,... поэтому предлагается принять ряд дополнительных законодательных и нормативных актов, перечень которых прилагается. При этом следует иметь в виду, что по мере продвижения жилищной реформы перечень их будет уточняться и дополняться.