СОВЕТ МИНИСТРОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 1994 года № 353
О концепции республиканской целевой Программы "Жилище"
_____________________________________________________________________________________________________________
Признать утратившим силу в соответствии с постановлением Правительства УР от 18 апреля 2005 года № 72
_____________________________________________________________________________________________________________
Во исполнение постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 года N 595 "О Государственной целевой программе "Жилище" и с целью определения принципиальных направлений долгосрочной республиканской жилищной политики и конкретных мер Совет Министров Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить концепцию Республиканской целевой программы "Жилище" и план практических мероприятий по ее реализации, состав Межведомственной комиссии по ее реализации, Положение о Межведомственной комиссии по реализации концепции Республиканской целевой программы "Жилище" (прилагаются).
2. Министерствам и ведомствам, администрациям городов и районов Удмуртской Республики обеспечить выполнение плана практических мероприятий по реализации концепции Республиканской целевой программы "Жилище" в намеченные сроки.
3. Министерству финансов Удмуртской Республики обеспечить средствами Госстрой Удмуртской Республики для расчетов со специалистами, привлекаемыми в соответствии с трудовыми соглашениями для выполнения работ, определенных планом практических мероприятий по реализации концепции Республиканской целевой программы "Жилище".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Совета Министров Удмуртской Республики Питкевича Ю.С.
Заместитель Председателя Совета
Министров Удмуртской Республики
В.И.КАТКОВ
Концепция Республиканский целевой программы "Жилище" разработана в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20.06.93 г. N 595 "О Государственной целевой программе "Жилище", является одной из приоритетных программ структурной перестройки экономики и частью общей программы экономического и социального развития Удмуртской Республики.
Целью жилищной программы является определение принципиальных положений долгосрочной государственной жилищной политики и конкретных мер прежде всего на 1994-1995 годы по осуществлению следующих основных задач:
-создание правовой и нормативной базы в целях осуществления жилищной реформы;
-преодоление сокращения объемов жилищного строительства;
-изменение структуры жилищного фонда и жилищного строительства по формам собственности, по источникам финансирования, типам зданий и технологиям их возведения;
-поэтапный перевод жилищной сферы в режим безубыточного функционирования при обеспечении социальной защиты малоимущих групп населения;
-демонополизация жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, структурная перестройка базы стройиндустрии и промышленности стройматериалов, изменение форм организации строительства, а также управления, обслуживания и ремонта жилищного фонда;
-комплексный подход к решению вопросов землепользования и приватизации земли, связанных с жилищной проблемой, развитием инженерной инфраструктуры.
Жилищная программа составлена исходя из сложившейся социально-экономической ситуации в России в целом с учетом особенностей Удмуртской Республики, на основе разработанных Советом Министров УР прогнозов. Общая нестабильность политической и социально-экономической ситуации в стране предполагает возможность и необходимость внесения в эту программу соответствующих уточнений и дополнений.
Жилищная реформа имеет большое значение для успеха экономической реформы, способствуя снижению инфляции, стабилизации денежного обращения за счет аккумуляции частных средств на специальных счетах и увеличения собственного жилья, переходу к менее энергоемким и материалоемким формам городского строительства.
Жилищная проблема в республике продолжает оставаться наиболее острой из всех социальных проблем. Кризисное состояние жилищного сектора во многом вызвано объективными обстоятельствами, связанными с переходом к рыночной экономике, неподготовленностью рыночных механизмов. Оно характеризуется резким ростом цен на строительную продукцию. Предусмотренные для выполнения социальных программ капитальные вложения государства, предприятий и организаций стали явно недостаточными; снизились темпы предоставления жилья гражданам, упала платежеспособность населения для приобретения жилья или осуществления частного строительства.
Ввод жилья в республике сократился с 870,7 тыс.кв. метров общей площади в 1987 г. до 539,2 тыс.кв.метров в 1993 г. (таблицы 1-2). При этом 6 тыс. семей живут в коммунальных квартирах, 13,9 тыс. семей живут в общежитиях, 2,8 тыс. человек проживают в ветхих и аварийных домах. В очереди на улучшение жилищных условий стоит около 91,2 тыс. семей.
В объеме общественного жилищного фонда ветхий жилищный фонд составляет 1,0 процент. Если в республике по линии местных Советов в 1991 г. ремонт осуществлялся на уровне 90%, в 1992 г. -80%, то в 1993г. отремонтировано 45% необходимых объемов. (Таблица 3).
Доля затрат на развитие коммунальных объектов от затрат на жилищное строительство за счет всех источников финансирования составила в 1993 году 25 процентов при установленном нормативе 33 процента и реальной потребности 60 процентов. В результате объекты коммунального назначения находятся в кризисном состоянии и не могут наполнять свои функциональные задачи.
Значительное сокращение объема государственных капитальных вложений, сложившаяся динамика цен и жесткая налоговая политика привели к тому, что местные органы власти не в состоянии обеспечить необходимые объемы жилищного строительства, а в городах и районах при остром дефиците жилья объемы его строительства резко уменьшились. Отсюда -существенное снижение загрузки и недоиспользование мощностей домостроительных предприятий, увольнение квалифицированных рабочих.
Принципиально новый поворотный этап в законодательном регулировании жилищных отношений начался с момента принятия УП Съездом народных депутатов Российской Федерации в новой редакции статей 12 и 58 сейчас уже отмененной Конституции Российской Федерации, а Верховным Советом Российской Федерации - Законов "Об основах федеральной жилищной политики" и "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР".
В принятой 12 декабря 1993 года всенародным голосованием новой Конституции Российской Федерации права гражданина в области жилищных отношений также закреплены рядом статей, имеющих более выраженную рыночную направленность.
В частности, в статье 35 закрепляется важнейший принцип вновь создаваемого социального уклада - право частной собственности на имущество (в том числе и жилище), которое охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Государством гарантируется право наследования, а также неприкосновенности жилища.
Другим кардинальным моментом в новой Конституции Российской Федерации является закрепление права гражданина на владение, пользование и распоряжение землей.
То есть, в соответствии со статьей 36, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Безусловно, этот принцип будет одним из сильнейших стимулирующих мотивов к индивидуальному жилищному строительству, причем строительству жилья добротного, служащего многие годы.
Статья 40 закрепляет право гражданина на жилище, которого он не может быть произвольно лишен. Государство и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство.
Часть третья этой статьи гласит о том, что малоимущим или иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. То есть, даже в условиях рыночных отношений, государство берет на себя ряд обязательств по обеспечению жильем.
Надо отметить, что в предыдущей Конституции обязательства и гарантии государства перед гражданами в части обеспечения жильем были более расширенными.
Базовым документом в области жилищных отношений должны стать основы жилищного законодательства Российской Федерации, которые будут призваны заменить явно устаревший, но пока еще действующий с поправками и дополнениями Жилищный кодекс РСФСР.
На основе этого закона в республике должен быть разработан целый ряд нормативных документов, регламентирующих жилищные отношения на территории Удмуртской Республики с учетом местных условий.
Принятие Закона "Об основах федеральной жилищной политики" позволило развить принципы реализации конституционного права граждан на жилище, установить общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности. Закон устанавливает четкую классификацию видов жилищного фонда, разграничивает права собственности на жилищный фонд, снимает все ограничения по обмену нанимаемого, арендуемого или собственного жилья.
Принципиально важным для осуществления жилищной реформы является изменение системы оплаты жилья и коммунальных услуг, обеспечивающее возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Определено, что переход на новую систему оплаты будет осуществляться поэтапно в течение 5 лет с предоставлением компенсаций (субсидий) гражданам с учетом их совокупного дохода в соответствии с социальной нормой площади жилья.
Законом увеличены возможности развития частной собственности на недвижимость в жилищной сфере. Только гражданин теперь в зависимости от собственного жилья, его стоимости и места строительства...
Установлены сроки предоставления земельных участков под жилищное строительство: для граждан - в течение оного месяца, для юридических лиц -в течение двух месяцев.
Предусматривается развитие льготного долгосрочного кредитования индивидуального и кооперативного жилищного строительства, включая ипотечное кредитование. Законом систематизируются налоговые льготы гражданам, юридическим лицам при строительстве, реконструкции, приобретении, инвестировании жилья, развитии производства строительных материалов и предметов домоустройства. Закон предоставляет дополнительные возможности для решения жилищных проблем военнослужащих, включая уволенных с военной службы, беженцев, безработных, а также граждан, длительное время проработавших в районах Крайнего Севера.
В развитие этого Закона Правительством Российской Федерации в сентябре 1993 года принято постановление "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг".
Постановлением утверждены сроки поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг с 1994 года по 1998 год, а также Положение о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.
На основе имеющейся правовой базы продолжается бесплатная приватизация жилья в Удмуртской Республике. По итогам за 1991-1993 годы в Удмуртии приватизировано 89,3 т.квартир общей площадью 4174,3 тыс. кв.метров, в том числе за 1993 год -74,2 т.квартир, 3347,3 тыс.кв.метров. Современный уровень законодательного регулирования в жилищных отношениях проблем,... поэтому предлагается принять ряд дополнительных законодательных и нормативных актов, перечень которых прилагается. При этом следует иметь в виду, что по мере продвижения жилищной реформы перечень их будет уточняться и дополняться.
В сознании уже нескольких поколений утвердилось отношение к жилью, как к бесплатно передаваемому государством социальному благу, и преодоление этого стереотипа потребует длительного времени. Кроме того, низкий уровень материального благосостояния большинства населения требует проведения такой жилищной политики, которая обеспечит реальную возможность строительства или приобретения жилья семьям со средними и низкими доходами. Важное значение имеет изменение структуры жилищного фонда по формам собственности, направленное на формирование слоя собственников и создание рынка жилья путем приватизации существующего государственного и муниципального жилищного фонда.
Одновременно с ускорением приватизации жилья важно стимулировать индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, а также жилищное строительство за счет приватизированных предприятий, акционерных обществ и других негосударственных организаций.
Частное жилищное строительство и прежде всего индивидуальное должно стать важнейшей формой наращивания жилищного фонда. Если удельный вес ввода в эксплуатацию индивидуального и кооперативного жилья в общем объеме ввода жилья составил в 1993 году 21,2 процента, то в перспективе вместе с вводом жилья негосударственными предприятиями и организациями - примерно 47 процентов от общего объема ввода жилых домов. (Таблица 5).
Необходимы конкретные меры государственной поддержки и организации частного, в том числе индивидуального жилищного строительства, в виде беспрепятственного предоставления или продажи земельных участков, их инженерного оборудования, создания соответствующей базы строительной индустрии, а также внедрения адекватных финансово-кредитных механизмов, налоговых льгот. В настоящее время доходы подавляющей части семей упали значительно ниже уровня, достаточного для покупки жилья.
Требуется приведение в соответствие уровня доходов населения и средней стоимости жилья, что позволит достичь решения важной социально-политической задачи - формирования слоя собственников жилья как социальной базы реформ, а также содействовать стабилизации народного хозяйства на макроэкономическом уровне.
При регулировании соотношения стоимости жилья и доходов населения следует исходить из того, чтобы стоимость жилья, как правило, не превышала 12-15 годовых доходов среднеобеспеченной семьи. Это означает, что при использовании такой семьей третьей части своих доходов на оплату жилья, его выкуп с учетом выплат кредита банка будет осуществляться в течение 30 и более лет.
При введение механизма регулярной индексации доходов в зависимости от динамики индекса потребительских цен надо предусматривать пропорциональный рост расходов на оплату жилья в структуре потребительской корзины.
В новых социально-экономических условиях должно быть обеспечено право граждан на улучшение своих жилищных условий путем бесплатного получения в порядке очередности жилья из государственного или муниципального жилищного фонда в пределах социальной нормы: площади жилища, приходящейся на одного человека, на условиях договора найма, аренды жилья, либо приобретения или строительства частного жилья в более короткие сроки с использованием собственных средств.
В целях сокращения очередей и сроков ожидания на получение жилья целесообразно предоставить гражданам целевые дотации из средств бюджетов, собственных средств предприятий и организаций, создаваемых для этих целей инвестиционных и иных фондов, других внебюджетных источников на индивидуальное жилищное строительство при их согласии на снятие с учета на бесплатное получение жилья.
В целях включения жилищной сферы в систему рыночных отношений необходим переход от выделения дотаций жилищно-эксплуатационным организациям к выплате адресных компенсаций (субсидий) населению для оплаты их расходов по содержанию, ремонту жилищного фонда и пользованию коммунальными услугами.
С учетом установленного Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" 5-летнего срока перехода к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг и конкретизирующего этот переход постановления Правительства РФ от 22.09.93г. N 935 принято постановление Совета Министров Удмуртской Республики от 17.02.94г. N 71 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных компенсаций", в соответствии с которым предлагается осуществить поэтапный порядок перехода.
Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг устанавливается на 2 квартал 1994-1995 года в размере 10%, на 1996-1997 годы -15%, на 1998 год -20% к совокупному доходу семьи, что позволит оплачивать за счет населения 10% затрат на содержание, ремонт и коммунальные услуги.
Впоследствии предполагается доведение оплаты за жилье и коммунальные услуги до уровня рыночной арендной платы. При этом эта оплата не должна превышать 25-30% совокупного дохода средней семьи. Уровень повышения оплаты жилищно-коммунальных услуг устанавливается Советом Министров Удмуртской Республики.
В целях компенсации повышения квартирной платы в домах государственного и муниципального жилищного фонда и оплаты коммунальных услуг в домах всех форм собственности целесообразно ввести ежемесячные дотации гражданам к заработной плате (по основному месту работы), пенсиям, стипендиям, пособиям по безработице. Органами местного самоуправления, а также на предприятиях по решению трудовых коллективов эти дотации могут быть увеличены.
Источниками указанных дотаций могут быть: для работников, занятых в материальном производстве, -доходы предприятий; для работников бюджетных учреждений и получателей стипендий - та часть бюджетов, которая в настоящее время предназначена для финансирования содержания, ремонта жилья и коммунальных услуг; для пенсионеров и безработных -средства бюджетов и соответствующих фондов (пенсионного и занятости).
В качестве источника жилищного строительства в республике, кроме средств граждан, предполагается использовать правительственные льготные кредиты, а также вновь создаваемый фонд развития жилищного строительства, в первую очередь для социально незащищенных слоев населения.
Кроме того, в целях обеспечения социальной защиты отдельных категорий семей, проживающих в домах любых форм собственности, с момента повышения платежей за жилищно-коммунальные услуги предлагается введение выплат ежемесячных адресных компенсаций (субсидий).
Жилищные компенсации (субсидии) целесообразно предоставлять населению в виде безналичных жилищных счетов, которые могут иметь хождение исключительно в жилищной сфере при оплате населением жилищно-коммунальных услуг.
Величина жилищных компенсаций (субсидий) населению может определяться как разница между принятыми на данный год размерами квартирной платы и коммунальных платежей за занимаемые площади по социальной норме и предельно допустимым расходами семей на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Субсидии предоставляются гражданам специальными службами при органах местного самоуправления на основе методик и источников, определяемых центральными органами федеральной исполнительной власти и Советом Министров Удмуртской Республики.
В 1993 году в республике за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 539,2 тыс. кв.метров общей площади, что в 1,6 раза меньше, чем вводилось ежегодно в 1987 и 1989 годах - соответственно 870,7 и 848,9 тыс. кв.метров. При сохранении существующего положения за 1994-1995 годы в республике будет введено немногим более 1,0 млн. кв.метров. При условиях снижения уровня инфляции ввод жилья может несколько увеличиться (таблица N 1).
В 1993-1995 годах государственная финансовая поддержка жилищного строительства будет концентрироваться по следующим направлениям:
- из республиканского бюджета Российской Федерации будут выделяться средства на строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных в запас или отставку из Вооруженных Сил Российской Федерации, беженцев, лиц, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, участников ликвидации последствий чернобыльской аварии и других аварий и стихийных бедствий, а также на строительство отдельных крупных объектов коммунального хозяйства межрегионального значения, на дотации отдельным регионам и отраслям, строительство некоторых видов специализированного жилья;
-из местного бюджета - на строительство жилых домов для очередников и работников бюджетных организаций, развития базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, коммунальное строительство, включая подготовку территорий для нового жилищного строительства, развитие, ремонт и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства.
При этом, утверждая бюджет республики на очередной финансовый год, необходимо капитальные вложения на жилищное строительство предусматривать в защищенных статьях бюджета. При создании определенного кредитно-финансового механизма в республике часть капитальных вложений на жилищное строительство можно использовать как республиканский льготный кредит для определенных категорий населения.
На уровне Российской Федерации необходимо выделение средств для обеспечения льготного кредитования индивидуального и кооперативного строительства, кредитов для развития производственной базы малоэтажного жилищного строительства, а также средств на развитие инфраструктуры городов и других поселений.
Для концентрации и эффективного использования средств, направленных на жилищное строительство, целесообразно создать фонд развития жилищного строительства. Источниками поступления средств в этот фонд могут стать на федеральном уровне:
-средства бюджета, кредиты под государственные гарантии, включая кредиты Всемирного банка, других международных и иностранных финансовых организаций; средства Государственного фонда занятости в части организации общественных работ, связанных со строительством, реконструкцией и модернизацией жилья, а также объектов социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры населенных пунктов; взносы благотворительных обществ, организаций и отдельных лиц; федеральные займы с высоким уровнем процентных ставок;