Третью часть от числа трудовых ресурсов Удмуртии составляет молодежь. Обращает на себя внимание то, что высокий уровень профессионального статуса по таким характеристикам, как квалификация, заработная плата, удовлетворенность работой отмечается лишь у каждого десятого из числа работающих молодых людей. Кроме того, более 50% молодежи уже сегодня работает не в соответствии со своей квалификацией. Возможности значительной части молодежи остаются невостребованными, что порождает многочисленные коллизии в воспроизводстве трудового потенциала и в процессе профессионального самоопределения. Общество не в состоянии сегодня в полной мере использовать такие резервы, как квалифицированный уровень, профессиональная подготовка. Не случайно около 42% работающей молодежи равнодушно относится к своей профессии. Производительность труда молодых рабочих ниже, чем у рабочих старших возрастных групп, а уровень заработной платы составляет 50-60%. Еще хуже обстоят дела с возможностями социального продвижения молодежи, 63% которой считает, что этих возможностей вообще нет!
Качественные характеристики образования молодых людей не полностью удовлетворяют сегодняшним требованиям рынка. Прослеживается снижение важности и значимости получения образования.
Изучение проблемы трудовой ориентации и профессионального самоопределения молодежи Удмуртии позволяет выделить следующие тенденции:
- к снижению общественной значимости труда;
- к уменьшению значимости образования для профессионального роста и становления;
- к падению интереса в получении профессии;
- к падению престижности производительного труда;
- к ориентации молодежи на полукриминальную деятельность, особенно подростков 16-18 лет.
Существующая в данное время постановка профориентационной работы в республике не может решить этих проблем, так как:
- профориентационная работа в средних учебных заведениях не ведется. У подростков отсутствуют объективные знания о ситуации на рынке труда, структуре спроса на рабочую силу, о требованиях к специалисту, о возможных направлениях профессиональной подготовки и т.д.;
- нет координации усилий в работе муниципальных, социальных служб, общеобразовательной, профессиональной и высшей школ, органов по труду, службы занятости и кадровых служб предприятий, организаций и учреждений;
- отсутствует единая база научного и программно-методического обеспечения системы профессиональной ориентации.