Недействующий

О Программе по профессиональной ориентации молодежи Удмуртской Республики на 1994-1995 годы

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

       Третью часть от числа трудовых ресурсов Удмуртии составляет молодежь. Обращает на себя внимание то, что высокий уровень профессионального статуса по таким характеристикам, как квалификация, заработная плата, удовлетворенность работой отмечается лишь у каждого десятого из числа работающих молодых людей. Кроме того, более 50% молодежи уже сегодня работает не в соответствии со своей квалификацией. Возможности значительной части молодежи остаются невостребованными, что порождает многочисленные коллизии в воспроизводстве трудового потенциала и в процессе профессионального самоопределения. Общество не в состоянии сегодня в полной мере использовать такие резервы, как квалифицированный уровень, профессиональная подготовка. Не случайно около 42% работающей молодежи равнодушно относится к своей профессии. Производительность труда молодых рабочих ниже, чем у рабочих старших возрастных групп, а уровень заработной платы составляет 50-60%. Еще хуже обстоят дела с возможностями социального продвижения молодежи, 63% которой считает, что этих возможностей вообще нет!

       Качественные характеристики образования молодых людей не полностью удовлетворяют сегодняшним требованиям рынка. Прослеживается снижение важности и значимости получения образования.

       Изучение проблемы трудовой ориентации и профессионального самоопределения молодежи Удмуртии позволяет выделить следующие тенденции:

       - к снижению общественной значимости труда;

       - к уменьшению значимости образования для профессионального роста и становления;

       - к падению интереса в получении профессии;

       - к падению престижности производительного труда;

       - к ориентации молодежи на полукриминальную деятельность, особенно подростков 16-18 лет.

       Существующая в данное время постановка профориентационной работы в республике не может решить этих проблем, так как:

       - профориентационная работа в средних учебных заведениях не ведется. У подростков отсутствуют объективные знания о ситуации на рынке труда, структуре спроса на рабочую силу, о требованиях к специалисту, о возможных направлениях профессиональной подготовки и т.д.;

       - нет координации усилий в работе муниципальных, социальных   служб, общеобразовательной, профессиональной и высшей школ, органов по труду, службы занятости и кадровых служб предприятий, организаций и учреждений;

       - отсутствует единая база научного и программно-методического обеспечения системы профессиональной ориентации.