СОВЕТ МИНИСТРОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 1992 г. N 133
О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО
ФОНДА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
____________________________________________________________________
утратило силу в соответствии с постановлением СМ УР от 08.02.93 N 40
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления Верховного Совета Удмуртской Республики "О применении Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда РСФСР" на территории Удмуртской Республики от 3 марта 1992 года Совет Министров Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о приватизации жилищного фонда в Удмуртской Республике (прилагается).
Исполкомы местных Советов народных депутатов, предприятия, за которыми закреплен жилой фонд на праве полного хозяйственного ведения или передан в оперативное управление, организуют практическую работу в соответствии с законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" и Положением о приватизации жилищного фонда в Удмуртской Республике.
2. Стоимость одного квадратного метра общей площади жилья со средним уровнем потребительских качеств и фактическая стоимость одного квадратного метра общей площади приватизируемых квартир, домов определяются в 1992 году исходя из уровня цен 1991 года с последующей ежегодной равноценной индексацией в соответствии с изменением ценообразующих факторов.
3. Исполкомам городских, районных Советов народных депутатов в месячный срок со дня опубликования настоящего постановления провести подготовительную работу по приватизации жилищного фонда, для чего своими решениями:
- определить конкретных исполнителей по оценке приватизируемого жилья, оформлению документации;
- утвердить для своей территории на 1992 год стоимость одного квадратного метра общей площади жилья со средним уровнем потребительских качеств в ценах на 1 января 1991 года, а также перечень объектов, не подлежащих приватизации;
- определить льготы, право решения по которым передано местным исполнительно-распорядительным органам.
Организовать доступную и полную информацию населения о порядке, условиях и сроках приватизации жилищного фонда.
4. Координацию работы по приватизации жилищного фонда, методическое руководство возложить на территориальное производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики и его органы на местах.
Поручить объединению жилищно-коммунального хозяйства подготовить и опубликовать справочно-информационный материал, разъясняющий основные принципы и условия приватизации жилья в Удмуртской Республике.
5. Территориальному производственному объединению жилищно-коммунального хозяйства, Государственному комитету Удмуртской Республики по экономике в недельный срок разработать и утвердить расценки на работы, связанные с расчетами, подготовкой документов и оформлением приватизации жилых помещений.
6. Настоящее постановление опубликовать в газете "Удмуртская правда".
Председатель Совета Министров
Удмуртской Республики
Н.Е.МИРОНОВ
Управляющий Делами Совета
Министров Удмуртской Республики
Е.В.ЖИЖИН
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение устанавливает правила передачи и продажи в собственность граждан квартир в домах государственного и муниципального жилищного фонда и оплаты расходов на их содержание и ремонт.
1.2. Передача и продажа гражданам в собственность квартир в домах государственного и муниципального жилищного фонда производится с письменного согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи (в том числе временно отсутствующих, за которыми в соответствии с жилищным законодательством сохраняется право на жилое помещение). По их желанию квартира может быть приобретена в долевую или совместную собственность.
1.3. Передача и продажа в собственность граждан жилых помещений осуществляется:
- соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом;
- предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения;
- учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.
Для организации процесса передачи гражданам жилья могут создаваться агентства (бюро, группы, отделы), действующие на хозрасчетной основе (Типовое положение об агентстве приведено в приложении N 1).
1.4. Передача и продажа жилья в собственность граждан оформляется договором (приложение N 2), заключаемым исполнительным комитетом Совета народных депутатов, предприятием, учреждением с гражданином, приобретающим жилое помещение в собственность в порядке и на условиях, установленных нормами гражданского кодекса РСФСР.
Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в бюро технической инвентаризации или исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов.
1.5. Граждане, ставшие собственниками жилых помещений, владеют, пользуются и распоряжаются этими помещениями по своему усмотрению: вправе продавать, завещать, сдавать в аренду, совершать с ними иные сделки, не противоречащие Закону.
1.6. При переезде в другое жилое помещение и заселении его по договору найма граждане имеют право на приватизацию этого жилья на следующих условиях:
- если ранее приватизированные ими квартиры переданы безвозмездно местным Советам народных депутатов, предприятиям и учреждениям, то гражданам бесплатно передается площадь по нормативу и со средним уровнем потребительских качеств в данном населенном пункте;
- в иных случаях отчуждения ранее приватизированной квартиры, оцененной ниже стоимостного эквивалента, гражданам бесплатно передается площадь стоимостью в размере этой разницы. Аналогично решаются вопросы в отношении выехавших членов семьи собственника приватизационной квартиры.
Факт приобретения в собственность жилья по прежнему месту жительства в размере менее бесплатно передаваемого норматива должен быть подтвержден актом оценки стоимости ранее приватизированной квартиры.
1.7. Право собственности на жилой дом, все квартиры в котором приватизированы, переходит к владельцам квартир. Частично приватизированный дом находится в государственной (или муниципальной) и частной собственности.
Владение, пользование и распоряжение как полностью, так и частично приватизированными домами осуществляется по соглашению между собственниками. В случае разногласия порядок владения, пользования и распоряжения определяется по иску любого из участников в судебном порядке.
Пользование жилым помещением, принадлежащим гражданину на праве собственности, осуществляется в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в Удмуртской Республике.
1.8. Собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда являются совладельцами инженерного оборудования и мест общего пользования дома. Доля каждого совладельца определяется в стоимостном выражении.
1.9. Осуществление права собственности не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц.
1.10. Не подлежат приватизации:
- жилые дома, находящиеся в аварийном состоянии, не отвечающие санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам, в общежитиях, коммунальных квартирах, домах-памятниках истории и культуры, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Исполкомы местных Советов народных депутатов, предприятия и учреждения вправе с учетом мнения коллективов принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир.
Перечни домов и жилых помещений, которые не могут быть приватизированы, утверждаются исполкомами местных Советов народных депутатов по представлению администрации предприятий, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
1.11. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, включенных в титульные списки капитального ремонта или реконструкции, осуществляется после их проведения. При согласии всех проживающих в доме граждан за непроизведенный ремонт наймодателем может выплачиваться соответствующая компенсация в размерах, определяемых по действующим государственным расценкам на ремонтные работы.
1.12. По решению Советов народных депутатов, предприятий, учреждений незаселенные жилые дома, подлежащие капитальному ремонту и реконструкции, могут быть проданы гражданам, организованным товариществам или иным объединениям граждан.
1.13. Пользование земельными участками, на которых размещены приватизированные жилые дома и придомовые территории, осуществляется в порядке и на условиях, установленных нормами земельного кодекса Российской Федерации.
2. Основные принципы и условия приватизации жилья.
2.1. Каждый гражданин, проживающий в Удмуртской Республике, имеет право на приобретение занимаемого им жилого помещения в собственность в порядке приватизации один раз по норме 18 кв.м общей площади на одного человека и дополнительно 9 кв.м на семью (одинокого квартиросъемщика). Оценка бесплатно передаваемого в собственность гражданина жилой площади определяется исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади в домах со средним для данного населенного пункта уровнем потребительских качеств: уровнем благоустройства, средним уровнем износа и др.
2.2. Граждане приобретают квартиру (дом) в собственность бесплатно, если: рассчитанная оценочной комиссией цена занимаемой ими квартиры (дома) с учетом потребительских качеств жилья меньше или равна стоимостному эквиваленту бесплатно передаваемого жилья.
Граждане, приобретающие в собственность квартиру по стоимости, превышающей бесплатно передаваемый стоимостной эквивалент, доплачивают разницу между ценой квартиры и стоимостным эквивалентом.
Выплата разницы может производиться единовременно или в рассрочку не более 5 лет при условии внесения первоначального взноса в размере 30%.
Для приобретения в собственность жилых помещений граждане могут использовать долгосрочные кредиты, предоставляемые им на льготных условиях.
2.3. Исполкомы местных Советов вправе:
- передавать бесплатно в собственность граждан квартиры, полученные в связи со сносом дома без компенсации;
- принимать решения о безвозмездной передаче всего занимаемого жилья инвалидам войны и лицам, к ним приравненным, семьям погибших;
- увеличивать норматив бесплатно передаваемых в собственность граждан жилых помещений на один процент за каждый год совокупного трудового стажа семьи, при этом трудовой стаж каждого члена семьи определяется в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
2.4. Общая стоимость квартиры, передаваемой в собственность семьи (гражданина), рассчитывается с учетом ее общей площади и потребительских качеств по "Методике оценки стоимости жилья, передаваемого в собственность граждан" (приложение N 3).
Общая стоимость индивидуальных домов, особняков, передаваемых в собственность семьи (гражданина), берется по остаточной стоимости с учетом потребительских качеств, при этом учитывается и остаточная стоимость передаваемых вместе с домом надворных построек.
2.5. При определении стоимости 1 кв.м. общей площади жилья среднего уровня качества в сельских населенных пунктах действительная стоимость жилья берется с учетом стоимости надворных построек.
3. Обслуживание и ремонт приватизированного жилья.
3.1. Обслуживание и ремонт жилых помещений, находящихся в собственности граждан, в частично приватизированных домах, осуществляется теми же жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, которые обслуживали эти дома на момент приватизации.
3.2. Собственники квартир в полностью приватизированном доме вправе самостоятельно определить организацию для обслуживания этого дома, включая государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации, частные фирмы, кооперативы и иные субъекты хозяйствования.
При этом за государственными жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями сохраняются обязательства по обслуживанию и ремонту приватизированных жилых помещений.
3.3. Обслуживание и ремонт приватизированного жилья осуществляется с соблюдением правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда на условиях, установленных для домов государственного и муниципального жилищного фонда.
3.4. Собственники квартир обязаны соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей, а также в издержках по содержанию и сохранению жилого помещения. (Методика расчета оплаты обслуживания и ремонта жилья. Приложение N 4).
3.5. В переходный период формирования рынка жилья для собственников приватизированных квартир, участвующих в общих расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом всего дома, сохраняются те же условия оплаты, что и для нанимателей жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Экономически обоснованные тарифы для собственников жилых помещений, так же как для нанимателей, действуют в этот период как планово-расчетные с компенсацией их превышения над действующими за счет местного бюджета.
3.6. Санитарно-технические приборы и подводки к ним являются собственностью граждан, выкупивших квартиру, и ремонтируются за счет собственника.
3.7. При производстве капитального ремонта жилых домов муниципального и государственного жилищного фонда, в которых имеются квартиры, находящиеся в собственности граждан, в случаях, когда ремонт не может быть произведен без выселения этих граждан, обеспечение их жилой площадью на время ремонта осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с принадлежностью жилого фонда.
3.8. Взаимоотношения между собственниками жилых помещений и организациями, осуществляющими работы по содержанию и ремонту жилого фонда, основываются на договорных условиях (приложение N 5, N 6).
3.9. Для представления своих интересов собственники приватизированных квартир могут образовать товарищества и иные объединения (Устав товарищества индивидуальных владельцев квартир - приложение N 7).
Товарищества могут создаваться и в тех случаях, когда приватизированы не все квартиры, но значительное их количество (более половины квартир или отдельная секция).
Жилищное товарищество действует в соответствии с уставом, который предусматривает права и обязанности их участников, ответственность за совместную эксплуатацию домовладения, пользование и распоряжение общим имуществом.
Товарищество вправе от имени собственников приватизированного жилья определять подрядчиков для обслуживания и ремонта дома и придомовой территории, заключать с ними договоры, а также обеспечивать участие соразмерно занимаемой площади собственников квартир - членов товарищества во всех расходах, связанных с содержанием и эксплуатацией жилого дома, своевременное поступление предназначенных на эти цели средств на свой расчетный счет.
Товарищество может выступать заказчиком на коммунальные услуги (водо-, тепло-, электро-, газоснабжение и др.), заключая договоры с соответствующими предприятиями на их оказание.
3.10. Контроль за техническим состоянием и своевременным ремонтом приватизированного жилищного фонда осуществляют местные Советы народных депутатов и органы местного самоуправления.
Нарушение правил эксплуатации приватизированных жилых домов, квартир и инженерного оборудования влечет ответственность в установленном порядке.
Приложение N 1
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АГЕНТСТВЕ (БЮРО) ПО ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЬЯ
1. Общие положения.
1.1. Агентство создается в целях предоставления гражданам
посреднических услуг по приобретению в собственность путем
бесплатной передачи и продажи занимаемых ими жилых помещений.
Агентства (бюро) по приватизации жилья учреждаются исполкомами
местных Советов народных депутатов на базе действующих структур
жилищно-коммунального хозяйства. Организацию создания агентств
(бюро) и координацию их работы осуществляют исполкомы
гор(рай)советов и Территориальное производственное объединение
жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики.
1.2. Агентство действует на хозрасчетных началах, несет
ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, за
выполнение принятых на себя обязательств перед исполкомом местного
Совета народных депутатов и гражданами, желающими приобрести в
собственность занимаемые ими жилые помещения, а также перед
госбюджетом и банком, согласно действующему законодательству.
1.3. Агентство является юридическим лицом, имеет
самостоятельный баланс и счет в банке, а также круглую печать со
своим наименованием, угловой штамп и другие реквизиты.
Местонахождение агентства_____________________________________
(адрес)
__________________________________________________________________
1.4. Агентство действует в полном соответствии с Законом РСФСР
"О предприятиях и предпринимательской деятельности" и другим
законодательством РСФСР.
2. Основные задачи агентства.
2.1. Агентство направляет свою деятельность на оказание
гражданам посреднических услуг по приватизации жилья.
Агентство берет на себя практическое решение всего комплекса
вопросов, связанных с приватизацией жилья:
- оформление заявлений на приватизацию;
- определение стоимости приватизируемых жилых помещений,
особых условий, льгот граждан, размера доплат. Стоимость жилых
помещений определяется в соответствии с Методикой оценки стоимости
жилья, передаваемого в собственность граждан;
- оформление необходимых документов для заключения договора на
передачу и продажу квартир в собственность граждан и его
регистрации.
2.2. Для реализации этих задач Агентство выполняет следующие
виды работ:
- организует проведение разъяснительной работы среди населения
об условиях и порядке приватизации жилья, установленных Законом
РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", другим
законодательством РСФСР в Удмуртской Республике, местными Советами
народных депутатов;
- дает гражданам, желающим приобрести жилье в собственность,
необходимые консультации;
- ведет учет граждан, желающих приватизировать жилье;
- проводит сбор необходимых документов, справок, выполняет
расчеты, связанные с оценкой стоимости жилья с учетом льгот и
особых условий и др.;
- собирает и ведет всю необходимую базу данных о состоянии
жилищного фонда города, уровня его благоустройства,
месторасположении домов и другую информацию для объективной оценки
потребительских качеств жилья и цены квартиры;
- взаимодействует с бюро технической инвентаризации,
паспортным столом, жилищно-эксплуатационными и другими
организациями.
2.3. Агентство может оказывать услуги предприятиям и
учреждениям по организации приватизации жилья, находящегося в их
полном хозяйственном ведении и оперативном управлении. Эти услуги
оказываются предприятиям и учреждениям на договорной основе.
2.4. Агентство может осуществлять посредническую деятельность
по продаже гражданам, их организационным товариществам или иным
объединениям незаселенных жилых домов, подлежащих капитальному
ремонту и реконструкции, а также по проведению их ремонта и
реконструкции.
Кроме того, Агентство может создавать акционерные общества для
выкупа незаселенных жилых домов, требующих капитального ремонта и
реконструкции, для проведения капитального ремонта и реконструкции
к последующей сдаче квартир в этих домах внаем, аренду или продажу
их.
2.5. Агентство может также оказывать посреднические услуги
гражданам в приобретении ими в собственность жилья, направляемого
на свободную продажу во вновь вводимых домах.