ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2012 года № 363
г. Ижевск
Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие конкуренции в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы»
____________________________________________________________________
Утратил силу с 5 октября 2015 года на основании постановления постановления Правительства УР от 05.10.2015 N 473.
____________________________________________________________________
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики», постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года № 151 «Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ» Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Развитие конкуренции в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы».
2. Определить Министерство экономики Удмуртской Республики государственным заказчиком республиканской целевой программы «Развитие конкуренции в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы».
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики - министра финансов Удмуртской Республики В.В.Богатырёва.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С.Питкевич
Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 20 августа 2012 года № 363
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
НА 2013-2015 ГОДЫ»
I. Паспорт республиканской целевой программы
«Развитие конкуренции в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы»
Наименование программы | Республиканская целевая программа «Развитие конкуренции в Удмуртской Республике на 2013-2015 годы» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Удмуртской |
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) Программы | Министерство экономики Удмуртской Республики |
Разработчики Программы | Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство финансов Удмуртской Республики, Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, Министерство информатизации и связи Удмуртской Республики, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство труда Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики, Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики, Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики, Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики, Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (по согласованию), федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Удмуртской Республике» (по согласованию), администрации муниципальных образований в Удмуртской Республики (по согласованию), научные и учебные учреждения, иные исполнители, привлекаемые в соответствии с законодательством (по согласованию) |
Исполнители Программы | Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, Министерство информатизации и связи Удмуртской Республики, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство труда Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики, Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики, федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Удмуртской Республике» (по согласованию), Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (по согласованию), администрации муниципальных образований в Удмуртской Республике (по согласованию), научные и учебные учреждения, иные исполнители, привлекаемые в соответствии с законодательством (по согласованию) |
Цель Программы | содействие формированию развитой конкурентной среды на региональном рынке товаров и услуг |
Задачи Программы | устранение необоснованных административных и экономических барьеров входа и работы на рынке товаров и услуг; формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества; создание правовых, экономических, организационных, инфраструктурных, технических и социальных условий, способствующих развитию добросовестной конкуренции; повышение эффективности деятельности республиканской инвестиционной и инновационной инфраструктуры; создание условий для широкого использования государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций; создание информационной открытости деятельности органов власти, органов государственного контроля (надзора), а также хозяйствующих субъектов с целью создания детального портрета потребительского поведения, оценки эффективности деятельности субъектов, влияющих на уровень конкуренции, и защиты прав экономических интересов потребителей; выработка и реализация механизма коммерциализации результатов научной деятельности, укрепление взаимодействия между субъектами инновационной деятельности |
Целевые показатели (индикаторы) Программы | деловая активность хозяйствующих субъектов Удмуртской Республики; снижение экономической концентрации на товарных рынках продукции, работ и услуг; число учреждений и предприятий, подведомственных государственным органам Удмуртской Республики и органам местного самоуправления в Удмуртской Республике, с передачей соответствующих функций хозяйствующим субъектам |
Сроки и этапы реализации Программы | 2013-2015 годы. Разделение по этапам реализации Программы не предусматривается |
Объемы и источники финансирования Программы | финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики, в том числе выделенных исполнителям Программы на самостоятельные мероприятия, на текущее финансирование и финансирование мероприятий иных республиканских, ведомственных целевых программ. Объём ресурсного обеспечения самостоятельных мероприятий Программы составит 1100,0 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году -300,0 тыс. рублей; в 2014 году - 400,0 тыс. рублей; в 2015 году - 400,00 тыс.рублей. Объемы финансирования носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период. Выполнение самостоятельных мероприятий Программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики будет осуществляться посредством заключения государственных контрактов. Конкретные исполнители работ по отдельным мероприятиям будут определяться государственным заказчиком в соответствии с законодательством. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | снижение финансовых издержек к 2015 году при входе на товарный рынок до 1% от объема предлагаемой к реализации продукции в год, при выходе с товарного рынка - до 5% от объема реализуемой продукции в год; повышение деловой активности хозяйствующих субъектов Удмуртской Республики; сокращение числа учреждений и предприятий, подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления в Удмуртской Республике, с передачей соответствующих функций хозяйствующим субъектам; повышение качества продукции |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей населения в товарах и услугах.
Конкурентоспособность экономики и качество жизни населения республики определяются состоянием конкурентной среды, развитием инфраструктуры, возможностью оперативного решения проблем по развитию бизнеса (сокращение административных барьеров, недопущение барьеров в межрегиональном товарообороте и т.д.).
Развитая конкурентная среда, в которой преобладают положительные факторы, обеспечивает сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих вместе с тем долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий.
Развитию конкуренции на рынках товаров и услуг способствует соблюдение трех принципов:
прозрачный доступ к ресурсам (сырьевым, информационным, товарным);
прозрачный доступ к инфраструктуре (доступ к земельным участкам, зданиям, сооружениям);
прозрачность деятельности регуляторов с точки зрения развития конкуренции (наличие четких правил регулирования и предсказуемости).
Рассмотрим приведенные ниже оценки конкурентной среды, на основе анализа состояния конкуренции на товарных рынках, проведенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике.
В сфере строительства
В строительной отрасли республики работают сотни проектных, подрядных организаций и предприятий производства строительных материалов и стройиндустрии. Большая часть из них в той или иной степени участвует в строительстве жилья.
Наиболее крупные строительные компании республики, выполняющие комплекс строительных работ на объектах промышленного, социального и жилищного капитального строительства: ФГУП «ГУССТ №8 при Спецстрое России», ОАО «Можгинское строительное объединение», ОСПАО «ЧУС» и другие. Предприятия, выполняющие функции застройщика: ООО «СУ Комос», ООО «Талан», ООО «Аспэк-Домстрой», ООО «Ассо-строй» и другие.
Наличие достаточно большого количества строительных фирм и действующее законодательство способствовали тому, что в последние годы на рынке строительной сферы в целом сформирована конкурентная среда: земельные участки для строительства предоставляются на конкурсной основе, выбор строительных организаций для участия в целевых федеральных и республиканских программах осуществляется на основе аукционов. Организации-застройщики, в основном, выбор подрядных организаций осуществляют также на основании конкурсов.
Финансово-экономическое состояние предприятий строительной отрасли Удмуртской Республики на 1 января 2012 года характеризуется следующими показателями.
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» (по полному кругу организаций) в период январь-декабрь 2011 года, составил 19 320,7 млн. руб., что на 37% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
Средняя численность работников строительных организаций Удмуртской Республики в январе-декабре 2011 года по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике составляла 25 973 человека. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года численность работников строительных организаций увеличилась на 3,8%.
Средняя заработная плата в строительной отрасли (по полному кругу организаций) за период январь-декабрь 2011 года составила 15 235,9 рубля, что на 10% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.
Кроме того, организациями различных видов деятельности в январе-декабре 2011 года выполнено хозяйственным способом строительно-монтажных работ на 386 млн. рублей, что составило 130% к уровню прошлого года.
Число убыточных организаций в январе-декабре 2011 года возросло и составило 31% к общему числу организаций, в 2010 году число убыточных организаций составляло 24,1% к общему числу организаций.
В результате анализа основных финансовых показателей организаций строительного комплекса Удмуртской Республики, наблюдается значительное сокращение кредиторской задолженности, устойчивое состояние дебиторских обязательств организаций. Таким образом, можно отметить, что эти показатели также оказали положительное влияние на инвестиционную активность.
Некоторую роль в снижении инвестиционной активности может сыграть по прежнему остающийся на высоком уровне объем займов и кредитов, поскольку на их обслуживание необходимо использовать часть средств.
С другой стороны, более важную роль играет увеличение затрат в незавершенном производстве, что может быть вызвано снижением покупательской способности и отсутствием финансирования. Рост запасов с одновременным ростом объемов незавершенного строительства свидетельствует о «затоваривании» сырьем и материалами при снижении спроса на готовые объекты, что также негативно влияет на объем инвестиций в собственный капитал.
Текущее состояние организаций отрасли строительства в Удмуртской Республике оценивается как достаточно стабильное, при этом наличие убыточных организаций и просроченных кредиторских и дебиторских обязательств не является критичным в силу специфики отрасли.
Отметим ряд факторов, влияющих на деятельность организаций строительного комплекса Удмуртской Республики:
по-прежнему остаются дорогими «длинные» кредитные средства, что не позволяет наращивать обороты строительных организаций и в значительной степени увеличивать объемы инвестирования, как в производство, так и в собственное развитие;
недостаточно высокий платежеспособный спрос на объекты жилищного строительства, в том числе и путем приобретения жилья посредством ипотечных займов;
в ряде случаев сдерживание активности организаций происходит из-за достаточно дорогого сырья для строительства, что ведет к удорожанию конечного продукта и, соответственно, снижению платежеспособного спроса.
Сдерживание строительства жилья также обуславливается высокими затратами на подключение к коммунальной инфраструктуре, что приводит к удорожанию строительства.
Сдерживание интенсивного развития индустрии строительных материалов обусловлено недостаточным объемом жилищного строительства.
Невысокие темпы наращивания деловой и инвестиционной активности в первую очередь обусловлены низким платежеспособным спросом на объекты жилищного строительства, что не позволяет должным образом развиваться строительным организациям и предприятиям индустрии производства строительных материалов.
Можно предполагать, что при формировании устойчивого платежеспособного спроса в республике организации строительного комплекса возобновят активное инвестирование в собственное развитие.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства
Качество жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, в значительной степени зависит от состояния конкурентной среды на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике представлен аналитический отчет по обзору состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городе Ижевске на период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года.
Анализ проведен в целях определения положения и доли хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах Удмуртской Республики с населением более 100 тыс. жителей (город Ижевск), влияния исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике на его функционирование, определения доли частных управляющих организаций.
Согласно проведенному опросу потребителей данных услуг: 55,3% опрошенных отметили, что единолично не имеют возможности выбрать иную управляющую компанию, так как для этого необходимо проведение общего собрания собственников, что требует значительного количества времени; 55,3% опрошенных указали, что договор с управляющей организацией заключается на определенный срок и в соответствии с частью 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещения на основании решения общего собрания вправе отказаться от исполнения договора только при условии неисполнения или ненадлежащего исполнения договора управления управляющей организацией.
Потребители при выборе организации, осуществляющей управление жилищным фондом, руководствуются следующими факторами:
величина тарифа - 29,8%;
условия договора - 38,3%;
качество предоставляемых услуг - 74,5%;
месторасположение организации - 25,5%.
Кроме того, 80,8% опрошенных указали на невозможность выбора управляющей организации, расположенной за пределами города Ижевска, так как данная услуга должна быть оказана по месту расположения дома.
Таким образом, опрос потребителей показывает на отсутствие экономической возможности выбора управляющей организации, расположенной за пределами города Ижевска.
Согласно данным, представленным Администрацией города Ижевска, на территории Удмуртской Республики действуют 53 хозяйствующих субъекта, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Общий объем площади жилищного фонда города Ижевска на основании данных, представленных хозяйствующими субъектами по состоянию на 31 декабря 2010 года, составил 9106,59 тыс.м(2).
В 2010 году управление многоквартирными домами осуществляли 52 хозяйствующих субъекта, из которых 50 являются частными организациями, 1 - муниципальной организацией, 1 - государственной организацией.
В ходе проведения мониторинга рынка управления многоквартирными домами в 2010 году установлено, что Администрацией города Ижевска за 2010 год проведено 10 открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления 212 многоквартирными домами.
Основную долю в 2010 году (37,65%) по управлению многоквартирными домами занимали три хозяйствующих субъекта: МАУ «ГЖУ - Управляющая компания ЖКХ в г. Ижевске», ООО «Управляющая компания «ЖРП-8», ООО «Управляющая компания «Ижкомцентр».
МАУ «ГЖУ - Управляющая компания ЖКХ в г. Ижевске» создано Администрацией города Ижевска, основным видом деятельности является управление жилищным фондом. МАУ «ГЖУ - Управляющая компания ЖКХ в г. Ижевске» осуществляет обеспечение заключения договоров на обслуживание (содержание) и ремонт жилищного фонда, находящегося в его управлении, производит начисление платежей, осуществляет расчеты с подрядными организациями и поставщиками.
При исследовании рынка управления многоквартирными домами определен коэффициент рыночной концентрации трех крупнейших хозяйствующих субъектов в 2010 году: МАУ «ГЖУ - Управляющая компания ЖКХ в г. Ижевске», ООО «Управляющая компания «ЖРП-8», ООО «Управляющая компания «Ижкомцентр», значение которого составило 37,65%. Показатель рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана составил - 759,59.
По результатам оценки рыночной концентрации, рынок управления многоквартирными домами города Ижевска по состоянию на 31 января 2010 года относится к рынку с низким уровнем концентрации (37,65% < 45%, 759,59 < 1000), состояние конкуренции - развитая конкуренция, что подтверждается снижением показателей рыночной концентрации, а также опросом управляющих организаций и органов власти.
По сравнению с 2006 - 2009 годами наблюдается значительное уменьшение концентрации рынка, что свидетельствует о развитии рынка.
К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости.
В ходе проведения опроса органов государственной власти и местного самоуправления, а также управляющих организаций выявлено наличие следующих барьеров входа на рынок управления многоквартирными домами:
отсутствие четкого законодательного регулирования механизма перехода и передачи многоквартирных домов из управления одной управляющей организации в другую;
отсутствие необходимых оборотных средств у субъекта управления многоквартирным домом для надлежащего исполнения своих обязательств;
недостаток финансовых ресурсов для капитального ремонта жилых домов, построенных ранее 1970-1980 годов;
низкая информированность населения о требованиях и положениях жилищного законодательства;
постоянный рост тарифов организаций-поставщиков коммунальных услуг;
несоблюдение ресурсоснабжающими организациями требований жилищного законодательства, в частности постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»;
вынесение ресурсоснабжающими организациями предписаний об установке приборов учета коммунальных ресурсов без учета наличия финансирования для проведения работ по разработке проектной документации;
отсутствие налоговых режимов, направленных на мотивацию внедрения новых технологий и программ энергосбережения;
необоснованное затягивание сроков передачи технической документации на многоквартирный дом от прежней управляющей компании к вновь избранной компании;
сложности при перечислении остатков денежных средств собственников помещений, находящихся на расчетном счете прежней управляющей компании, вновь выбранной управляющей компании;
установление экономически необоснованных тарифов на содержание и ремонт жилого помещения;
нежелание собственников нести бремя ответственности за содержание и ремонт многоквартирного дома;