Утверждена
распоряжением Правительства
Удмуртской Республики
от 02 июля 2012 года № 562-р
КОНЦЕПЦИЯ
республиканской целевой программы «Формирование
и подготовка резерва управленческих кадров Удмуртской Республики (2012 - 2015 годы)»
1. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики
Концепция республиканской целевой программы «Формирование и подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров Удмуртской Республики (2012 - 2015 годы)» (далее - Программа) разработана с учетом федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010-2015 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2010 года № 636-р, Указом Президента Удмуртской Республики от 2 сентября 2011 года № 173 «О резерве управленческих кадров Удмуртской Республики».
Концепция разработана с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года № 68-РЗ «О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы».
Изменения в экономической и социальной структуре общества, направленные на создание инновационной экономики, требуют притока нового поколения высокопрофессиональных и мотивированных управленческих кадров, имеющих качественные профессиональные знания, владеющих стратегическим мышлением и тактическими навыками, устойчивых к соблазнам коррупции и злоупотреблению властью. Остро встает вопрос о более качественной государственной кадровой политике, об эффективном использовании профессиональных и личностных способностей молодых специалистов. В связи с этим одной из приоритетных задач по формированию резерва управленческих кадров является проведение целенаправленной работы по повышению профессионального уровня лиц, включенных в резерв управленческих кадров.
Актуальность решения задач по профессиональной подготовке лиц, включенных в резерв управленческих кадров, требует разработки и внедрения эффективного инструментария по оценке их профессионального потенциала, определения стратегии профессионального развития, выбора конкретных подходов и методик с использованием специализированных программ по профессиональной подготовке. При этом критерии оценки управленческого потенциала, методики обучения, механизмы отбора образовательных программ и их реализация должны быть адаптированы к потребностям целевых групп с учетом специфики их деятельности, направлены на развитие профессионально важных качеств и управленческой компетентности.
Это позволит сформировать заказ на повышение квалификации, переподготовку участников Программы, определить необходимые программы повышения квалификации и переподготовки, произвести отбор высших учебных заведений и привлечь к процессу обучения высококвалифицированных представителей научного сообщества. Также необходимо определить специальные программы стажировки участников, направленные на тренировку профессионально важных качеств и управленческой компетентности.
2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом
Программа будет представлять собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение целей и задач по созданию необходимых условий для профессионального развития лиц, состоящих в резерве управленческих кадров Удмуртской Республики, формированию эффективной системы подготовки и переподготовки резерва управленческих кадров, основанной на передовых образовательных технологиях.
Необходимость программно-целевого метода решения проблемы вызвана тем, что требуется построение новой системы работы с резервом управленческих кадров, включающей формирование и подготовку, а также дальнейшее привлечение в систему государственного и муниципального управления наиболее квалифицированных, инициативных и перспективных представителей резерва. Создаваемая система подготовки лиц, состоящих в резерве управленческих кадров, должна включать в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку, участие в семинарах и конференциях, а также предусматривать ежегодное обучение необходимого количества лиц, состоящих в резерве управленческих кадров.
Реализация программных мероприятий позволит:
- создать подготовленный к управлению в новых условиях состав управленческих кадров;
- обеспечить непрерывность и преемственность управления регионом, муниципальным образованием либо организацией;
- совершенствовать процесс управления в государственном и негосударственном секторах на основе отбора, обучения и выдвижения кадров, способных профессионально и эффективно руководить органами государственной власти, управлять производством и людьми.
3. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования программно-целевого метода ее решения
Происходящие в настоящее время в Российской Федерации фундаментальные изменения в экономической и социальной структуре общества, направленные на создание инновационной экономики, требуют появления новых лидеров, притока нового поколения высокопрофессиональных и мотивированных управленческих кадров во все сферы общественной жизни. В современных условиях особенно остро встает вопрос о более качественной государственной политике, об эффективном использовании профессиональных и личностных способностей персонала, в том числе молодых специалистов. В Удмуртской Республике проводится определенная работа с резервом кадров, она имеет положительные тенденции развития. Вместе с тем, эта работа не является целостной и системной: не завершено создание нормативной правовой базы формирования и подготовки резерва управленческих кадров, отсутствует целенаправленная деятельность ротации кадров как «по вертикали», так и «по горизонтали», нет четких механизмов реализации процедур формирования, обучения и рационального использования резерва.
Эти проблемы являются комплексными, требующими межотраслевой координации, согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов различной ведомственной, отраслевой и иной принадлежности для достижения поставленных целей и задач. Они не могут быть решены кардинально в рамках традиционного функционирования, планирования и финансирования, в условиях существующего уровня взаимосвязей между органами управления, хозяйствующими субъектами и обществом.
Решение этих проблем требует создания системы управления формированием, подготовкой и рациональным использованием резерва управленческих кадров, что невозможно реализовать без программно-целевого подхода, причем с активным привлечением экспертов, представителей гражданского общества, изучения и тиражирования передового опыта. Масштабность реализуемых в рамках Программы задач требует четкой межведомственной координации и управления.
Программно-целевой метод позволит обеспечить комплексное решение проблем на протяжении срока реализации Программы, а также обеспечить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
Актуальность решения задачи по формированию и подготовке резерва требует разработки и внедрения эффективного инструментария по оценке профессионального потенциала лиц, включенных в резерв, определения стратегии подготовки, выбора конкретных подходов и методик с использованием специализированных программ по подготовке и переподготовке резерва. При этом критерии оценки управленческого потенциала, методики отбора и обучения, механизмы отбора образовательных программ и их реализация должны быть адаптированы к потребностям целевых групп, учитывать специфику их деятельности, направлены на развитие профессионально важных качеств и управленческой компетентности.
Для решения указанных задач требуется разработка Программы.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
В случае решения проблемы иным, не связанным с программно-целевым, методом не будут учтены все возможности, силы и средства, необходимые для выстраивания системы работы с резервом, включающей формирование и подготовку.