ПРАВИТЕЛЬСТВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 02 июля 2012 года № 562-р
г. Ижевск

О разработке проекта республиканской целевой программы «Формирование и подготовка резерва
управленческих кадров Удмуртской Республики (2012 - 2015 годы)»



В целях повышения эффективности государственного управления, формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров Удмуртской Республики:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Удмуртской Республики  (2012 - 2015 годы)».

2. Утвердить Администрацию Президента и Правительства Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Удмуртской Республики  (2012 - 2015 годы)».

3. Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики организовать разработку и согласование проекта республиканской целевой программы «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Удмуртской Республики (2012 - 2015 годы)» и представить его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики в срок до 1 августа 2012 года.


Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С.Питкевич


Утверждена
распоряжением Правительства
Удмуртской Республики
от 02 июля 2012 года № 562-р



КОНЦЕПЦИЯ

республиканской целевой программы «Формирование

и подготовка резерва управленческих кадров Удмуртской Республики  (2012 - 2015 годы)»


1. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики


Концепция республиканской целевой программы «Формирование и подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров Удмуртской Республики (2012 - 2015 годы)» (далее - Программа) разработана с учетом федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010-2015 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2010 года № 636-р, Указом Президента Удмуртской Республики от 2 сентября 2011 года № 173 «О резерве управленческих кадров Удмуртской Республики».

Концепция разработана с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года № 68-РЗ «О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы».

Изменения в экономической и социальной структуре общества, направленные на создание инновационной экономики, требуют притока нового поколения высокопрофессиональных и мотивированных управленческих кадров, имеющих качественные профессиональные знания, владеющих стратегическим мышлением и тактическими навыками, устойчивых к соблазнам коррупции и злоупотреблению властью. Остро встает вопрос о более качественной государственной кадровой политике, об эффективном использовании профессиональных и личностных способностей молодых специалистов. В связи с этим одной из приоритетных задач по формированию резерва управленческих кадров является проведение целенаправленной работы по повышению профессионального уровня лиц, включенных в резерв управленческих кадров.

Актуальность решения задач по профессиональной подготовке лиц, включенных в резерв управленческих кадров, требует разработки и внедрения эффективного инструментария по оценке их профессионального потенциала, определения стратегии профессионального развития, выбора конкретных подходов и методик с использованием специализированных программ по профессиональной подготовке. При этом критерии оценки управленческого потенциала, методики обучения, механизмы отбора образовательных программ и их реализация должны быть адаптированы к потребностям целевых групп с учетом специфики их деятельности, направлены на развитие профессионально важных качеств и управленческой компетентности.

Это позволит сформировать заказ на повышение квалификации, переподготовку участников Программы, определить необходимые программы повышения квалификации и переподготовки, произвести отбор высших учебных заведений и привлечь к процессу обучения высококвалифицированных представителей научного сообщества. Также необходимо определить специальные программы стажировки участников, направленные на тренировку профессионально важных качеств и управленческой компетентности.

2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом

    

Программа будет представлять собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение целей и задач по созданию необходимых условий для профессионального развития лиц, состоящих в резерве управленческих кадров Удмуртской Республики, формированию эффективной системы подготовки и переподготовки резерва управленческих кадров, основанной на передовых образовательных технологиях.

Необходимость программно-целевого метода решения проблемы вызвана тем, что требуется построение новой системы работы с резервом управленческих кадров, включающей формирование и подготовку, а также дальнейшее привлечение в систему государственного и муниципального управления наиболее квалифицированных, инициативных и перспективных представителей резерва. Создаваемая система  подготовки лиц, состоящих в резерве управленческих кадров, должна включать в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку, участие в семинарах и конференциях, а также предусматривать ежегодное обучение необходимого количества лиц, состоящих в резерве управленческих кадров.

Реализация программных мероприятий позволит:

- создать подготовленный к управлению в новых условиях состав управленческих кадров;

- обеспечить непрерывность и преемственность управления регионом, муниципальным образованием либо организацией;

- совершенствовать процесс управления в государственном и негосударственном секторах на основе отбора, обучения и выдвижения кадров, способных профессионально и эффективно руководить органами государственной власти, управлять производством и людьми.

3. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования программно-целевого метода ее решения


Происходящие в настоящее время в Российской Федерации фундаментальные изменения в экономической и социальной структуре общества, направленные на  создание инновационной экономики, требуют появления новых лидеров, притока нового поколения высокопрофессиональных и мотивированных управленческих кадров во все сферы общественной жизни. В современных условиях особенно остро встает вопрос о более качественной государственной политике, об эффективном использовании профессиональных и личностных способностей персонала, в том числе молодых специалистов. В Удмуртской Республике проводится определенная работа с резервом кадров, она имеет положительные тенденции развития. Вместе с тем, эта работа не является целостной и системной: не завершено создание нормативной правовой базы формирования и подготовки резерва управленческих кадров, отсутствует целенаправленная деятельность ротации кадров как «по вертикали», так и «по горизонтали», нет четких механизмов реализации процедур формирования, обучения и рационального использования резерва.

Эти проблемы являются комплексными, требующими межотраслевой координации, согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов различной ведомственной, отраслевой и иной принадлежности для достижения поставленных целей и задач. Они не могут быть решены кардинально в рамках традиционного функционирования, планирования и финансирования, в условиях существующего уровня взаимосвязей между органами управления, хозяйствующими субъектами и обществом.

Решение этих проблем требует создания системы управления формированием, подготовкой и рациональным использованием резерва управленческих кадров, что невозможно реализовать без программно-целевого подхода, причем с активным привлечением экспертов, представителей гражданского общества, изучения и тиражирования передового опыта. Масштабность реализуемых в рамках Программы задач требует четкой межведомственной координации и управления.

Программно-целевой метод позволит обеспечить комплексное решение проблем на протяжении срока реализации Программы, а также обеспечить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.

Актуальность решения задачи по формированию и подготовке резерва требует разработки и внедрения эффективного инструментария по оценке профессионального потенциала лиц, включенных в резерв, определения стратегии подготовки, выбора конкретных подходов и методик с использованием специализированных программ по подготовке и переподготовке резерва. При этом критерии оценки управленческого потенциала, методики отбора и обучения, механизмы отбора образовательных программ и их реализация должны быть адаптированы к потребностям целевых групп, учитывать специфику их деятельности, направлены на развитие профессионально важных качеств и управленческой компетентности.

Для решения указанных задач требуется разработка Программы.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


В случае решения проблемы иным, не связанным с программно-целевым, методом не будут учтены все возможности, силы и средства, необходимые для выстраивания системы работы с резервом, включающей формирование и подготовку.

На успешное выполнение Программы и достижение поставленной цели могут повлиять следующие риски:

- экономические риски, связанные с необходимыми вложениями средств в работу по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Удмуртской Республики, что ставит выполнение Программы в зависимость от бюджетной обеспеченности региона, общей экономической ситуации в стране и в республике, благоприятного инвестиционного климата и т.д.;

- организационные риски, связанные с проблемами координации деятельности исполнителей Программы и управления проектами, требующими согласованности действий и усовершенствования административных процессов и т.п.;

- риски, связанные с качеством методического обеспечения процессов формирования и подготовки резерва;

- риски, связанные с «человеческим фактором», т.е. связанные с качеством освоения участниками Программы новых методик и технологий.     

5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы


Сроки реализации Программы: 2012 - 2015 годы.

Предусматриваются  следующие этапы:

первый этап (2012 - 2013 годы) - разработка нормативной правовой базы формирования и подготовки резерва; разработка нормативной правовой базы проведения оценочных процедур на этапах отбора в резерв управленческих кадров, нахождения в резерве и выдвижения на должность; разработка методики отбора в резерв управленческих кадров; обучение участников методике отбора в резерв управленческих кадров;

второй этап (2014 год) - обновление действующего резерва в соответствии с разработанными методиками отбора и определения условий нахождения в резерве; ведение банка данных резерва; разработка методики обучения резерва с использованием индивидуального подхода к потребности в подготовке и переподготовке каждого «резервиста»; проведение оценочных мероприятий «резервистов» с целью формирования их индивидуальных планов профессионального развития; разработка нормативной правовой базы рационального использования резерва, включающего механизм выдвижения, назначения на должности, а также ротации кадров; разработка методики проведения мониторинга формирования, подготовки и использования резерва; разработка методики проведения мониторинга имеющихся вакансий управленческих должностей, ведения базы данных лиц, включенных в резерв;

третий этап (2015 год) - обновление резерва управленческих кадров в соответствии с разработанной методикой; проведение мониторинга имеющихся вакансий управленческих должностей; ведение базы данных резерва; проведение мониторинга формирования, подготовки и использования резерва; проведение анализа и оценки рационального использования резерва управленческих кадров; проведение научно-практической конференции по обобщению итогов реализации Программы и внедрения их положительных результатов в практику кадровой политики и кадровой работы органов государственной власти и местного самоуправления.

6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям эффективности, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам


Основной целью Программы является создание единой системы формирования и подготовки резерва управленческих кадров, позволяющей отобрать, подготовить и эффективно использовать наиболее квалифицированных и перспективных руководителей для назначения на:

- государственные должности Удмуртской Республики;

- должности руководителей государственных органов Удмуртской Республики, относящиеся к должностям государственной гражданской службы Удмуртской Республики;

- должности руководителей органов местного самоуправления в Удмуртской Республике;

- должности руководителей организаций, относящихся к приоритетным сферам экономики и социальной сферы Удмуртской Республики.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих приоритетных задач:

- создание системы правового, организационного, методического и финансового обеспечения процесса формирования резерва;

- применение эффективных форм и методов оценки управленческих кадров для отбора и включения в резерв, в том числе с использованием методов психологической оценки и диагностики личности;

- определение порядка и условий нахождения в резерве, его пополнения и исключения из резерва;

- определение порядка и условий профессионального развития сформированного резерва, создание единой системы подготовки;

- создание механизма оценки степени подготовленности лиц, включенных в резерв, для их назначения на управленческие должности;

- создание системы мониторинга имеющихся и образующихся вакансий управленческих должностей, ведения базы данных лиц, включенных в резерв управленческих кадров;

- создание механизма эффективного использования  резерва управленческих кадров, включающего механизм выдвижения, назначения на должности, а также ротации кадров;

- создание системы управления формированием, подготовкой и использованием резерва управленческих кадров.

В качестве целевых показателей и индикаторов эффективности реализации настоящей Программы предлагается использовать следующие:

1) доля лиц, включенных в резерв управленческих кадров, для которых утвержден план индивидуального развития, от общего количества включенных в резерв управленческих кадров;

2) доля лиц, принявших участие в программах профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, от общего количества включенных в резерв управленческих кадров;

3) доля управленческих должностей, замещенных из резерва управленческих кадров, в общем объеме замещенных должностей.

7. Предложения по объемам, источникам и направлениям финансирования Программы


Общий предполагаемый объем финансирования Программы из средств бюджета Удмуртской Республики составит 3000,0 тыс. рублей, в том числе:

в 2012 году - без финансирования;

в 2013 году - без финансирования;

в 2014 году - 2000,0 тыс. рублей;

в 2015 году - 1000,0 тыс. рублей.

Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики, либо реализация Программы может быть досрочно прекращена.


8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемых вариантов решения проблемы


Последовательная реализация мероприятий Программы позволит обеспечить:

- формирование группы опытных работников, положительно оцениваемых по результатам предыдущей деятельности, прошедших специальную подготовку, обладающих необходимыми профессиональными, деловыми, личностными и морально-этическими качествами для выдвижения на более высокие руководящие должности;

- создание условий для притока нового поколения высокопрофессиональных и мотивированных управленческих кадров во все сферы общественной жизни;

- приведение нормативной правовой и организационной базы формирования и подготовки резерва управленческих кадров в соответствие с предъявляемыми требованиями по его формированию с учетом сложившихся социально-экономических условий;

- создание системы управления формированием и подготовкой резерва управленческих кадров;

- создание организационно-правового механизма, обеспечивающего объективную оценку кадров на этапах их отбора, нахождения в резерве и выдвижения на управленческие должности;

- выработку и внедрение системы рационального использования резерва управленческих кадров.


9. Предложения по разработчикам проекта Программы, государственным заказчикам Программы (государственным заказчикам-координаторам) и исполнителям мероприятий Программы


Выполнение мероприятий Программы будет осуществляться Администрацией Президента и Правительства Удмуртской Республики и исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики в соответствии с планом мероприятий Программы.

К участию в выполнении мероприятий Программы будут привлекаться в соответствии с законодательством органы местного самоуправления, научные и иные организации.

Выполнение отдельных мероприятий Программы будет осуществляться посредством заключения государственных контрактов с организациями, определяемыми на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»