В ходе реализации Программы могут возникнуть различные виды рисков:
макроэкономические риски связаны с последствиями мирового финансового кризиса, негативно повлиявшего на экономику Российской Федерации. После вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию может усилиться риск, связанный с возрастающей экспансией импортных строительных материалов на внутреннем рынке. Ухудшение макроэкономической ситуации в стране может привести к дальнейшему снижению объёмов вложения инвестиций в экономику в целом, одним из последствий которого будет уменьшение объёмов строительства и потребности в строительных материалах;
финансовые риски связаны с недостаточным объемом финансирования мероприятий Программы из бюджета Удмуртской Республики. Невыполнение отдельных мероприятий Программы не позволит выйти на ожидаемый уровень показателей, что скажется на бюджетной эффективности Программы;
инновационно - технологические риски могут возникнуть в результате неготовности бизнеса к модернизации производственных мощностей по причине её капиталоемкости и слабо развитой конкурентоспособности на внутреннем рынке строительных материалов и жилья, что снизит результативность процесса модернизации производств отрасли, строительства новых предприятий;
производственные риски связаны с техническим состоянием производства. В настоящее время высок износ основных фондов отрасли. Ухудшение технического состояния предприятий отрасли может привести к возрастанию вероятности техногенных аварий, сокращению объёмов производства, снижению качественных характеристик выпускаемых материалов;
инфраструктурные риски возникают из-за отсутствия достаточных мощностей объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для обеспечения бесперебойной работы предприятий и перевозки стройматериалов, могут являться серьёзным ограничением при реализации инновационного сценария реализации Программы;
ресурсные риски могут возникнуть в результате высокой энергоёмкости производства, что может привести к ограничению обеспечения топливно-энергетическими ресурсами. В результате роста цен на газ и электроэнергию увеличатся затраты на производство строительных материалов, что приведёт к снижению ожидаемых результатов Программы;
административные риски представляют собой невыполнение в полном объёме мероприятий Программы, что приведёт к невыполнению целей и задач Программы (не достижение целевых индикаторов, неэффективное использование ресурсов, повышение вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию Программы);
правовые риски могут выражаться в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию отношений между субъектами производственной деятельности, а также сложности согласования и получения исходно-разрешительной документации для строительства новых объектов и развития сырьевой базы, что может отрицательно повлиять на привлечение финансовых ресурсов для реализации мероприятий Программы и достижение ожидаемых результатов;
экономические риски могут быть обусловлены следующими факторами: низкой конкуренцией между производителями вследствие усиления монополизма в основных секторах производства; ростом ставок по кредитам, предоставляемым коммерческими банками; высокими темпами роста цен на жилье, превышающими темпы роста доходов населения;
социальные риски могут возникнут в результате того, что из-за сокращения объёмов производства многие предприятия вынуждены переходить на режим неполной рабочей недели, проводить реорганизационные мероприятия с последующим высвобождением и сокращением основного и вспомогательного персонала, что ведёт к социальной напряженности в республике.
Способами снижения и предупреждения рисков являются: регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования мероприятий Программы в качестве механизма, стимулирующего исполнителей Программы выполнять принятые на себя обязательства; обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных средств.
Реализация предлагаемой Программы по сценарию с использованием программно-целевого метода позволит обеспечить достижение целей, поставленных Программой.
Приложение 1
к республиканской целевой программе
«Развитие промышленности строительных
материалов и индустриального домостроения
в Удмуртской Республике до 2020 года»