ПРЕЗИДЕНТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
УКАЗ
От 28 марта 2012 года № 64
г. Ижевск
О внесении изменений в Указ Президента Удмуртской Республики от 16 марта 2009 года № 48 «О порядке антикоррупционной экспертизы правовых актов Удмуртской Республики и их проектов»
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и в целях повышения эффективности проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Удмуртской Республики и их проектов постановляю:
1. Внести в Указ Президента Удмуртской Республики от 16 марта 2009 года № 48 «О порядке антикоррупционной экспертизы правовых актов Удмуртской Республики и их проектов» следующие изменения:
1) в преамбуле после слов «Федеральным от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»» дополнить словами «, Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
2) в пункте 2 слова «коррупционные факторы» заменить словами «коррупциогенные факторы»;
3) в пункте 4 слова «коррупционных факторов» заменить словами «коррупциогенных факторов»;
4) в Порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Удмуртской Республики и их проектов:
а) в пункте 1 слова «коррупционных факторов» заменить словами «коррупциогенных факторов»;
б) в пункте 2:
в подпункте 1 слова «коррупционных факторов» заменить словами «коррупциогенных факторов»;
в подпункте 2 слова «коррупционных факторов» заменить словами «коррупциогенных факторов»;
подпункт 3 изложить в следующей редакции:
«3) коррупциогенный фактор - положения правового акта (проекта правового акта), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции, а также иные положения правового акта (проекта правового акта), которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении правового акта, в том числе могут быть непосредственной основой коррупционных практик либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, допускать или провоцировать их;»;
в подпункте 4 слова «коррупционные факторы» заменить словами «коррупциогенные факторы»;
в) в пункте 3 слова «коррупционных факторов» заменить словами «коррупциогенных факторов»;
г) в пункте 4:
в подпункте 3 слова «правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина» заменить словами «нормативных правовых актов»;
дополнить подпунктом 3.1 следующего содержания:
«3.1) оценка при проведении экспертизы правового акта во взаимосвязи с другими правовыми актами;»;
подпункт 5 изложить в следующей редакции:
«5) обоснованность, объективность и проверяемость результатов экспертизы, мотивированность и законность заключений по результатам проведения экспертизы;»;
дополнить подпунктом 5.1 следующего содержания:
«5.1) компетентность лиц, проводящих экспертизу;»;
подпункт 6 дополнить словами «, сотрудничество государственных органов Удмуртской Республики и их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении экспертизы»;
д) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. В процессе экспертизы подлежат выявлению и устранению следующие коррупциогенные факторы и проявления коррупциогенности:
1) коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
2) коррупциогенные факторы, содержащие неопределённые, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям;
3) коррупциогенные факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
4) коррупциогенные факторы системного характера;
5) проявления коррупциогенности.
Перечень коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности, подлежащих выявлению и устранению в соответствии с настоящим Порядком, приведен в приложении к настоящему Порядку.»;
е) пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6. Обязательной экспертизе подлежат следующие правовые акты:
1) законы Удмуртской Республики и проекты законов Удмуртской Республики;
2) указы Президента Удмуртской Республики и проекты указов Президента Удмуртской Республики, носящие нормативный характер;
3) постановления Государственного Совета Удмуртской Республики и проекты постановлений Государственного Совета Удмуртской Республики, носящие нормативный характер;
4) постановления Правительства Удмуртской Республики и проекты постановлений Правительства Удмуртской Республики;
5) нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики и их проекты, носящие нормативный характер.
По решению Президента Удмуртской Республики или руководителя соответствующего государственного органа Удмуртской Республики обязательной экспертизе могут быть подвергнуты иные правовые акты.
По решению руководителя государственного органа Удмуртской Республики экспертизе могут быть подвергнуты регламент (проект регламента) внутренней организации государственного органа Удмуртской Республики и должностные регламенты (проекты должностных регламентов) государственных гражданских служащих Удмуртской Республики, проходящих государственную гражданскую службу в соответствующем государственном органе Удмуртской Республики.»;
ё) пункт 7 признать утратившим силу;
ж) в подпункте 2 пункта 8 слова «, Президиума Государственного Совета Удмуртской Республики» исключить;
з) в пункте 9 слова «, указанных в настоящего Порядка, а также законов Удмуртской Республики, указанных в настоящего Порядка,» исключить;
и) пункт 10 признать утратившим силу;
й) пункт 12 изложить в следующей редакции:
«12. В случае внесения изменений в проекты правовых актов, которые ранее были предметом экспертизы, в отношении указанных проектов может быть проведена повторная экспертиза по решению руководителя государственного органа Удмуртской Республики, ответственного за разработку соответствующего проекта правового акта, или руководителя государственного органа Удмуртской Республики, осуществляющего рассмотрение и принятие соответствующего проекта правового акта.»;
к) в пункте 13:
в подпункте 2 слова «органом или» исключить, дополнить словами «(в отношении правовых актов, предусмотренных в и пункте 12 настоящего Порядка)»;
в абзаце пятом слова «принявший (принявшее) решение о проведении экспертизы» заменить словами «принявший (принявшее) решение о проведении экспертизы и (или) представивший (представившее) правовой акт для проведения экспертизы»;
л) в пункте 15 слова «коррупционных факторов» заменить словами «коррупциогенных факторов»;
м) в абзаце первом пункта 16 слова «должностным лицом (руководителем органа), указанным (указанного) в настоящего Порядка» заменить словами «руководителем государственного органа Удмуртской Республики, на рассмотрении которого находится соответствующий проект правового акта»;
н) в пункте 18:
в подпункте 1 слова «и место» исключить;
в подпункте 4 слова «коррупционных факторов» заменить словами «коррупциогенных факторов»;
в подпункте 5 слова «коррупционных факторов» заменить словами «коррупциогенных факторов»;
о) пункт 19 изложить в следующей редакции:
«19. В заключении также указывается, что иных коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности, а также иных положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции, не обнаружено.»;
п) в пункте 21 слова «коррупционных факторов» заменить словами «коррупциогенных факторов»;
р) в пункте 24 слова «о проведении экспертизы» заменить словами «о проведении экспертизы (в отношении правовых актов, предусмотренных в и пункте 12 настоящего Порядка)»;
с) в пункте 25 слова «коррупционных факторов» заменить словами «коррупциогенных факторов»;
т) в пункте 26 слова «коррупционных факторов» заменить словами «коррупциогенных факторов»;
у) в пункте 28 слова «государственным органом Удмуртской Республики, ответственным за реализацию антикоррупционной политики в Удмуртской Республике» заменить словами «руководителем государственного органа Удмуртской Республики, ответственного за реализацию антикоррупционной политики в Удмуртской Республике», слова «30 рабочих дней» заменить словами «5 рабочих дней»;
ф) в пункте 29 слова «Государственный орган Удмуртской Республики, ответственный за реализацию антикоррупционной политики в Удмуртской Республике» заменить словами «Руководитель государственного органа Удмуртской Республики, ответственного за реализацию антикоррупционной политики в Удмуртской Республике»;
х) приложение 1 изложить в следующей редакции:
«Приложение
к Порядку проведения антикоррупционной
экспертизы правовых актов
Удмуртской Республики и их проектов
ПЕРЕЧЕНЬ
коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности, подлежащих выявлению и устранению при проведении антикоррупционной экспертизы правовых актов
Удмуртской Республики и их проектов
1. Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил
1. Коррупциогенные факторы данной группы характеризуют наделение органа (должностного лица) дискреционными полномочиями. В механизме действия данных коррупциогенных факторов заложены отклонения при реализации дискреционных полномочий, в том числе устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
2. Коррупциогенными факторами данной группы являются:
1) широта дискреционных полномочий (ненадлежащее установление дискреционных полномочий органов и их должностных лиц);
2) определение компетенции по формуле «вправе»;
3) выборочное изменение объёма прав;
4) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества;
5) принятие правового акта за пределами компетенции;
6) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий;
7) отсутствие или неполнота административных процедур;
8) отказ от конкурсных (аукционных) процедур.
3. Широта дискреционных полномочий (ненадлежащее установление дискреционных полномочий органов и их должностных лиц).
Необходимые для принятия решения дискреционные полномочия, позволяющие органам (должностным лицам) действовать по усмотрению, не должны осуществляться произвольно. О широте дискреционных полномочий свидетельствуют отсутствие или неопределенность сроков принятия решения, отсутствие или неопределенность условий и оснований принятия того или иного решения, наличие дублирующих полномочий разных органов (должностных лиц).
4. Определение компетенции по формуле «вправе».
Для органа (должностного лица) право и обязанность образуют полномочие, поэтому в большинстве случаев право органа (должностного лица) не может устанавливаться как диспозитивная возможность совершения тех или иных действий, зависящая от усмотрения конкретного исполнителя. На наличие данного коррупциогенного фактора указывают формулировки «орган вправе», «орган может», «орган реализует свое право на...» и аналогичные им.
5. Выборочное изменение объёма прав.
Правовым актом не должна предусматриваться возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций, зависящая от усмотрения органа (должностного лица). На наличие данного коррупциогенного фактора указывает нерегламентированная возможность предоставления привилегий, а также установления запретов и ограничений для граждан и организаций.
6. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества.
Детализация норм закона в подзаконных актах не должна приводить к вмешательству исполнительной власти в компетенцию законодателя. На наличие данного коррупциогенного фактора должны проверяться все бланкетные (отсылочные) нормы, приводящие к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа, принявшего первоначальный правовой акт.
7. Принятие правового акта за пределами компетенции.
Орган (должностное лицо) должен (должно) принимать правовые акты строго в рамках своей компетенции, в противном случае происходит вторжение в сферу другого органа (должностного лица). О наличии данного коррупциогенного фактора говорит принятие правового акта в нарушение компетенции органа (должностного лица), определенной в законе и (или) положении о данном органе.
8. Заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий.
Установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона может нарушать права граждан и организаций. Данный коррупциогенный фактор присутствует, если подзаконный правовой акт регулирует вопросы, составляющие предмет закона.
9. Отсутствие или неполнота административных процедур.
Принятие решения должно совершаться по определённой процедуре, заранее известной из текста правового акта как должностному лицу, так и гражданам и организациям. Данный коррупциогенный фактор присутствует, если не определён порядок осуществления органом (должностным лицом) определённых действий либо один из элементов такого порядка.
10. Отказ от конкурсных (аукционных) процедур.
Осуществление действий, связанных с выбором претендента на предоставление конкретного права (блага), предпочтительно осуществлять в соответствии с конкурсной (аукционной) процедурой. О наличии данного фактора говорит закрепление административного порядка предоставления конкретного права (блага), а также широта дискреционных полномочий при проведении конкурсов (аукционов).
2. Коррупциогенные факторы, содержащие неопределённые, трудновыполнимые и (или) обременительные требования
к гражданам и организациям
11. Коррупциогенные факторы данной группы связаны с установлением для заявителей необоснованных требований, которые препятствуют надлежащей реализации их субъективных прав и свобод.
12. Коррупциогенными факторами данной группы являются:
1) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права;
2) злоупотребление правом заявителя органами (их должностными лицами);
3) юридико-лингвистическая неопределённость.