Цель направления: модернизация системы повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики.
Существует серьезная проблема обеспечения квалифицированными кадрами в системе НПО и СПО. Средний возраст педагогических работников в УНПО и УСПО составляет 45-55 лет. Из общего числа ставок мастеров производственного обучения занято 50-60%. Вакантные ставки закрываются за счет внутреннего совмещения, что не может не сказываться на качестве учебно-воспитательного процесса. Острота проблемы заключается не только в дефиците мастеров и преподавателей специальных дисциплин. В учреждениях не хватает социальных педагогов, психологов, воспитателей. Характер современного процесса модернизации образования требует иного уровня качества деятельности инженерно-педагогических кадров. Одной из причин недостаточного кадрового обеспечения является низкий уровень заработной платы и отсутствие льгот социального характера.
Современная система повышения квалификации представляет собой совокупность учебных заведений (подразделений), различных организационно-правовых форм, а также органов управления ими, информационных служб, реализующих дополнительные профессионально-образовательные программы. Эта система осуществляется в следующих организационных формах: самообразование педагогов; методические объединения, кафедры, центры в рамках образовательного учреждения; разовые, цикличные формы (курсы, семинары, конференции); повышение квалификации в системе институтов повышения квалификации и переподготовки и т.п.
Центральным звеном системы повышения квалификации работников образования в республике является ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики», где уже с 2007 года внедрена модульная накопительная система повышения квалификации, в основе которой - освоение учебных модулей объемом 36 часов. При изучении каждого модуля используются методы проектной деятельности. Благодаря этому педагоги получили возможность проектировать собственную траекторию повышения квалификации, определять объем и содержание курсовой подготовки.
Повышение квалификации осуществляется также через центры повышения квалификации при вузах, имеющих многолетний опыт подготовки педагогических кадров (краткосрочные курсы и стажировки), а также в учреждениях среднего профессионального образования - по профилирующим специальностям и актуальным направлениям развития образования (введения ФГОС, систем менеджмента качества и др.).
Проблемы введения ФГОС нового поколения, идеология которых построена на модульно-компетентностном подходе, интерактивных образовательных технологиях, оценке деятельностных результатов, новых организационно-финансовых механизмах, современных производственных технологиях и других инновационных компонентах обновляющейся профессиональной школы, требует модернизировать существующую в республике систему повышения квалификации преподавателя.
Это требует глубокой и всесторонней реорганизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации инженерно-педагогических кадров.
Основные задачи, которые необходимо решить в сфере организации подготовки педагогов и повышения их квалификации в соответствии с потребностями нового времени, это:
· выявление и обеспечение перспективных потребностей профессионального образования;
· модульно-накопительный характер повышения квалификации;
· обеспечение возможности выбора работником и учреждением содержания и форм повышения квалификации, широкий спектр программ повышения квалификации для различных целевых групп;
· гибкие и эффективные механизмы переподготовки преподавательских кадров в соответствии с требованиями изменения структуры профессионального образования в соответствии с требованиями перспективных рынков труда.
Переход республиканской системы повышения квалификации на модульно-накопительный принцип потребует пересмотра сложившейся системы организации учебного процесса. Дополнительные функции, которые возникают в системе в связи с ее модернизацией, включают в себя:
- разработку механизмов включения стандарта бюджетной услуги повышения квалификации в формирующуюся систему зачетных единиц;
- внедрение сетевых форматов повышения квалификации совместно с предприятиями реального сектора экономики и ресурсными центрами НПО/СПО;
- вовлечение в учебный процесс тьюторов, сопровождающих самостоятельную работу педагогов, содействующих в проектировании образовательной траектории (в выборе модулей);
- использование активных технологий обучения, направленных на его индивидуализацию (учебные проекты, практики, стажировки, в том числе - в ресурсных центрах профессионального образования, дистанционное обучение, учебные кейсы и т.д.);
- распределение и согласование полномочий и обязанностей в практической реализации модульно-накопительной системы организации повышения квалификации между всеми ее субъектами.
Для эффективного введения модульно-накопительного принципа организации системы повышения квалификации необходимо сформировать соответствующее нормативно-правовое обеспечение.
Указанные задачи должны решаться в рамках Концепции развития системы повышения квалификации педагогических кадров в Удмуртской Республике и Плана мероприятий по ее реализации.
Для этого планируется в рамках настоящей Программы:
1. Разработать и принять на Коллегии Министерства образования и науки Удмуртской Республики Концепцию развития системы повышения квалификации педагогических кадров в Удмуртской Республике.
2. Подготовить приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции развития системы повышения квалификации педагогических кадров в Удмуртской Республике», в котором распределить полномочия и сферы ответственности различных субъектов повышения квалификации в процедурах введения модульно-накопительной системы и модели персонифицированного финансирования организации повышения квалификации.
3. Разработать и принять нормативные акты Министерства образования и науки Удмуртской Республики «Об утверждении Положения о модульно-накопительной системе организации повышения квалификации педагогических кадров в Удмуртской Республике», «Об утверждении Положения о персонифицированной системе финансирования организации повышения квалификации педагогических кадров в Удмуртской Республике», республиканские инструктивные документы, нормирующие в пределах компетенции Министерства образования и науки Удмуртской Республики отдельные процедуры образовательного процесса в системе повышения квалификации.
В целях управления качеством формирования учебно-методических материалов планируется рассматривать и утверждать созданные модульные образовательные программы (или, как минимум, их спецификации) в Экспертном совете при автономном учреждении «Региональный центр информатизации и оценки качества образования», создаваемом в рамках настоящей Программы.
Для обеспечения информированности потребителей образовательных услуг повышения квалификации и организации взаимодействия планируется создать Республиканский банк программ и программных модулей повышения квалификаций для различных групп работников образования на сайте ИПК и ПРО УР с обеспечением возможности учебным заведениям и индивидуальным потребителям размещать заявки на участие в повышении квалификации по той или иной программе.