Цель направления: повышение эффективности планирования и расходования средств республиканского бюджета через внедрение нормативного подушевого бюджетного финансирования и введение новой системы оплаты труда в системе профессионального образования республики.
Экономическая эффективность функционирования системы профессионального образования Удмуртской Республики не высока и демонстрирует тенденцию к снижению. Средняя наполняемость учреждений НПО/СПО республиканского подчинения (очная форма обучения) без учета филиалов сегодня составляет 386 человек: для учреждений НПО - 385 человек (среднероссийский показатель - 390 чел.), для учреждений СПО без учета филиалов - 388 человек (среднероссийский показатель - 824 чел.). При этом средняя наполняемость учреждений СПО федерального подчинения (очная форма обучения) без учета филиалов существенно выше - 606 человек. За последний год в регионе резко увеличилась доля учреждений начального профессионального образования, контингент которых не превышает 200 человек.
В связи с низкой наполняемостью учебных групп уровень загрузки учебных площадей особенно низкий в УНПО, расположенных в сельской местности. Уже сегодня учебные площади 21 из 28 УНПО не заполнены, остаются свободными около 3000 учебных мест, что составляет 22% от общей проектной наполняемости. В 28 зданиях общежитий системы НПО только 56% площадей используется для проживания учащихся, остальные переоборудованы, сдаются под проживание взрослого населения или в аренду. Наличие у образовательных учреждений незагруженных учебных площадей приводит к увеличению стоимости подготовки и снижению эффективности использования бюджетных средств. Сеть учреждений довузовского профессионального образования в существующих демографических условиях избыточна, доля одноуровневых учебных заведений и учреждений с маленьким контингентом велика, обслуживание такой сети экономически неэффективно.
Можно прогнозировать, что продолжающееся снижение потенциального контингента абитуриентов системы НПО в связи с непривлекательностью этого уровня профессионального образования среди молодежи (и их родителей), а также в условиях демографического спада приведет к дальнейшему уменьшению значений показателя наполняемости учреждений начального профессионального образования. Этот факт повлечет за собой рост затрат на подготовку рабочих и снижение показателей экономической эффективности функционирования системы НПО. Это же касается ряда учреждений СПО. Таким образом, существующая сеть республиканских учреждений НПО/СПО уже сегодня избыточна, и обслуживание ее экономически малоэффективно.
Региональные организационно-экономические механизмы функционирования учреждений НПО/СПО не позволяют в полной мере реализовать стоящие перед системой задачи: наблюдается отсутствие прямой зависимости объемов финансирования и конечных результатов деятельности образовательных учреждений. Снижение эффективности бюджетных затрат обусловлено также использованием сметного способа планирования и реализации финансирования образовательных программ НПО/СПО без учета ресурсоемкости и региональной значимости подготовки по различным профессиям и специальностям.
Перевод финансирования образования на нормативную основу является одним из приоритетных направлений модернизации образования. В рамках формирования эффективных экономических отношений в образовании, согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., предусмотрено, в частности, введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27.10.2008 г. №254 с 1 января 2009 года внедрен начальный этап введения новых систем оплаты труда для работников государственных бюджетных учреждений Удмуртской Республики. Оклады (должностные оклады) работникам устанавливаются в соответствии с присвоенными тарифными разрядами по утвержденным тарифно-квалификационным (квалификационным) характеристикам. Сохранена система доплат и надбавок, действовавшая до 1.01.2009 г.
С 1 января 2011 года в соответствии с Положением об оплате труда работников бюджетных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республики, утверждённым постановлением Правительства Удмуртской Республики от 11 октября 2010 года №299, вводится новая система оплаты труда работников государственных бюджетных образовательных учреждений Удмуртской Республики.
Следующим шагом должен стать переход республиканских учреждений профессионального образования на нормативное финансирование, поскольку существующая система планирования объемов и профилей подготовки кадров в системе начального и среднего профессионального образования и связанная с ней система финансирования деятельности учебных заведений демонстрирует как ее недостаточное соответствие потребностям экономики, так и низкую эффективность расходования бюджетных средств.
Сформированный региональный заказ в соответствии с подходами, описанными в направлении № 1 настоящей Программы, позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств в системе начального и среднего профессионального образования, сконцентрировать бюджетные ресурсы на приоритетных для экономики региона направлениях, и, в конечном счете, сгладить диспропорции регионального рынка труда.
Однако, без изменения системы финансирования действующей сети государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, внедрения методологии нормативного и результативного финансирования полученные результаты будут нивелированы.
Новые экономические механизмы финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования должны основываться на принципах нормативно-подушевого и результативного бюджетного финансирования, предусматривать стимулирующие составляющие для образовательных учреждений, ориентируя их деятельность на достижение заданных показателей результативности. Цель внедрения - повышение эффективности экономики отрасли профессионального образования путем создания прозрачного механизма обоснованного распределения финансовых ресурсов между подведомственными образовательными учреждениями, оптимизации внутренних процессов бюджетного планирования.
Внедрение новой системы бюджетирования подразумевает и обязательность введения механизмов оценки выполнения бюджетными учреждениями требуемых результатов, под достижение которых были выделены ассигнования из бюджета (смещение контроля за целевым расходованием средств бюджета в сторону контроля за результативностью бюджетных расходов).
Повышение самостоятельности бюджетных учреждений должно сопровождаться усилением их ответственности за достижение ожидаемых результатов работы, созданием экономических и управленческих стимулов, повышающих эффективность управления данными ресурсами.