Недействующий

Об утверждении Республиканской комплексной программы развития профессионального образования в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы (с изменениями на 29 октября 2012 года) (с изменениями на 9 сентября 2013 года)

V. Механизмы реализации Программы

В основу разработки Программы заложены следующие взаимосвязанные целевые установки.

В условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности  и многофакторности социально-экономического роста, долгосрочное планирование развития возможно на основе «векторных стратегий», которые представляют собой набор открытых направлений, по которым организуется целенаправленное продвижение. При разработке векторной стратегии преобразований задается не конечное планируемое состояние системы, а траектория первоначального движения, которая подвергается постоянной корректировке по мере продвижения вперед.

В долгосрочной перспективе (до 2020 г.) в соответствии с демографическими тенденциями численность экономически активного населения в Удмуртской Республике будет сокращаться. Поэтому основными отличиями сценариев социально-экономического развития выступают не столько объемные параметры кадрового спроса в приоритетных секторах экономики, сколько изменение технологий и переход к новому укладу. Для региональной системы профессионального образования различия между этими сценариями будут не в количестве услуг, а в требованиях к их качеству, в том числе включающему содержание и скорость обновления образовательных программ, а также соотношение уровней системы профессионального образования.

Более того, внедрение инновационных технологий будет приводить к сокращению численности занятых при росте производительности труда и повышении уровня его автоматизации и, как следствие, - к  необходимости готовить рабочих и специалистов в меньшем количестве, но более высокой квалификации. Таким образом, в Программе используется подход, в соответствии с которым перспективным направлением усиления соответствия результатов деятельности республиканской системы профессионального образования выступает не столько наращивание объемов подготовки востребованных кадров, сколько трансформация качественных характеристик их образования (освоенных профессиональных и общих компетенций).

Векторная стратегия модернизации системы профессионального образования Удмуртской Республики предполагает определение ключевых направлений преобразований как заявленных векторов развития.

Первый вектор развития региональной системы профессионального образования - базовый, без него и невозможно достигнуть требуемых изменений ни в одном сегменте системы. Это дальнейшая регионализация системы профессионального образования Удмуртской Республики. В ситуации ограниченных финансовых ресурсов необходима сильная региональная образовательная политика, которая позволит минимизировать издержки и сконцентрировать усилия на главных для области направлениях. Такая политика может реализоваться при наличии у регионального органа управления образованием достаточных инструментов управленческой деятельности. Для чего необходимо передать (делегировать) часть полномочий в отношении отраслевых государственных учреждений СПО республиканского и федерального подчинения Министерству образования и науки Удмуртской Республики.

Усиление регулирования системы профессионального образования Удмуртской Республики со стороны государства выступает базовым вектором ее модернизации. Без решения этой управленческой задачи эффективная реализация приоритетов государственной (региональной) образовательной политики невозможна. Однако не менее важно включить в контур управления всех заказчиков профессионального образования и, прежде всего, работодателей.

Второй вектор развития связан с реструктуризацией региональной системы профессионального образования. В ситуации, когда самый востребованный республиканским рынком труда уровень профессионального образования является и самым непопулярным, реальная возможность смены стереотипов общественного сознания населения заключается в отказе от всех атрибутов, связанных с устаревшей и одиозной в восприятии молодежи моделью «ПТУ». Необходимо исключить из региональной сети практически все учреждения НПО (прежде всего, профессиональные училища), расширив при этом подготовку по востребованным рынком рабочим профессиям в учебных заведениях более высокого уровня.  

Современное образовательное законодательство России содержит различные способы объединения учреждений НПО и СПО (слияние, присоединение и т.д.), позволяющие в каждом конкретном случае организовать оптимальные процедуры реорганизации учебных заведений. Подготовку по рабочим профессиям целесообразно вести в многоуровневых учебных заведениях - техникумах, колледжах, где представлены все уровни довузовского профессионального образования и обучения (НПО, СПО, подготовка и переподготовка, повышение квалификации). Возникающие при такой стратегии реорганизации риски «поглощения» уровнем СПО подготовки по рабочим профессиям  минимизируются с помощью механизма государственного (регионального) заказа на подготовку кадров, обеспеченного бюджетом республики. В рамках данного подхода целесообразно одновременно осуществлять модернизацию организационно-правового статуса образовательных учреждений республиканского подчинения. Перевод учебных заведений в статус автономных, как показывает опыт регионов РФ,  положительно влияет на динамику развития различных форматов государственно-частного партнерства  в сфере довузовского профессионального образования.

Третий вектор развития региональной системы профессионального образования должен быть направлен на содержательные и технологические параметры профессионального образования, обеспечивающие гибкость, адаптивность и мобильность системы в целом и учебных заведений как относительно автономных ее структурных единиц.

В качестве интегрирующего основания программ различного уровня в системе непрерывного профессионального образования Удмуртской Республики необходимо ввести модульно-накопительный принцип организации образовательных ресурсов. Он регламентирует условия структурирования содержания базового и дополнительного профессионального образования на основе модульно-компетентностного подхода и учета образовательных результатов в системе, аккумулирующей зачетные единицы по модулям. Именно эти организационно-методические решения выступают базой построения  ФГОС нового поколения. Также появляется реальный и легитимный шанс изменить соотношение аудиторной и самостоятельной работы учащихся и студентов за счет вариативной части ФГОС, формируемой учебными заведениями и координируемой региональными органами управления образованием.

Очевидно, что новые задачи, поставленные перед системой профессионального образования республики, могут быть эффективно решены при условии масштабной переподготовки и повышения квалификации работников профессионального образования, результативность которых во многом определит эффективность деятельности учебных заведений по обновлению содержания образования и технологий его освоения.

Очевидно, что все рассмотренные выше преобразования не могут быть «одномоментными». В целях поддержания динамического баланса кадровых запросов и образовательных результатов, достигаемых потребителями образовательных услуг, необходимы институциональные форматы взаимодействия регионального рынка труда и системы профессионального образования.

Поэтому четвертым вектором развития системы профессионального образования должно быть создание определенных структур, выполняющих функции ориентации образовательных результатов на обеспечение интересов регионального рынка труда через адаптацию вариативной части ФГОС профессионального образования и образовательных программ, введения в содержание образования новых профессиональных (производственных) технологий и их технического обеспечения, организацию независимой внешней оценки подготовленных рабочих и специалистов. Институциональное закрепление данных функций возможно в таких организационных структурах, создаваемых совместно государством и работодателями, как региональный центр оценки и сертификации профессиональных квалификаций и компетенций, региональная маркетинговая служба,  центр исследований рынка труда и др.

Условием поддержки системных изменений в профессиональном образовании является внедрение форм государственно-общественного управления в виде организации деятельности попечительских и наблюдательных советов на уровне учреждений, территориальных советов по кадровой политике на уровне муниципальных образований, Межведомственного координационного совета по подготовке кадров в Удмуртской Республике - на уровне республики с целью принятия стратегически важных решений в системе профессионального образования.

Поскольку большинство вузов, реализующих программы профессионального образования на территории республики, не войдут в сферу  полномочий и ответственности Министерства образования и науки Удмуртской Республики, целесообразно использование рычагов косвенного регулирования их деятельности, в том числе через участие непосредственных заказчиков кадров - работодателей региона. Требования последних к качеству образования также могут быть институционально закреплены посредством таких механизмов как отраслевые кластеры, общественно-государственные структуры управления (попечительский, наблюдательный советы с широкими полномочиями работодателей),  независимая сертификация квалификаций и компетенций выпускников высшей школы, общественно-профессиональная оценка образовательных программ, публичное представление работодателями «рейтинга вузов» и «рейтинга дополнительных квалификаций» для претендентов на работу.

Развитие отраслевых кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.

К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ряд проектов развития территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке.

На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы сформирована, в том числе, и под задачу «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда», в которой  такие мероприятия, как:

- разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации;

- поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов, играют решающую роль.

В Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года и в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010?2014 годы предусматривается ряд кластеров, которые служат отправным моментом для формирования основных кластерных схем данной программы.

Важным фактором успешного развития отраслевых кластеров является наличие устойчивой стратегии развития, выраженной в программе, для выполнения интересов которой консолидируются интересы бизнеса, органов власти, консалтинга, финансовых организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры и др. Такая форма предполагает также тесное сотрудничество образовательного учреждения с предприятиями, выступающими в качестве заказчиков на подготовку кадров актуальных специальностей. Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность.

Основными категориями участников кластера являются:

предприятия (организации), обслуживающие отрасли, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;

научно-исследовательские и образовательные организации;

некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей;