Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 мая 2011 года № 140
г. Ижевск

Об утверждении Республиканской комплексной программы развития профессионального образования в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы

(с изменениями на 9 сентября 2013 года)


_____________________________________________________________________

  с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 29 октября 2012 года № 492

  с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 9 сентября 2013 года № 405

_____________________________________________________________________

Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую комплексную программу развития профессионального образования в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы.

2. Определить государственным заказчиком Республиканской комплексной программы развития профессионального образования в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С.Питкевич


Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 10 мая 2011 года № 140


Республиканская комплексная программа
развития профессионального образования  в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы

Основные понятия, определения и сокращения,
используемые в тексте Республиканской комплексной программы
развития профессионального образования в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы

Анализ - функция управления, обеспечивающая систематизацию информации, выявление причин того или иного функционирования системы.

Аутсорсинг - организационное решение, передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия.

Вариативная составляющая (часть) основных образовательных программ начального и среднего профессионального образования - система дополнительных  требований к образовательным результатам,  структуре основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, условиям их реализации, оцениванию качества освоения. Обусловлена  технико-технологическими, организационно-экономическими и другими особенностями развития экономики и социальной сферы региона.

Довузовское профессиональное образование - начальное и среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование данного уровня.

Доступность образования - один из приоритетов Концепции модернизации российского образования, направленных на обеспечение возможности выбора и получение качественных образовательных услуг в соответствии с различными образовательными потребностями.

Индикатор - признак, отражающий какой-нибудь процесс, состояние наблюдаемого объекта.

Инновация - применительно к педагогической сфере - принципиально новое образование, новая идея, существенно меняющая сложившуюся технологию обучения, новый тип образовательного учреждения.

Качество образования - соответствие результатов образования запросам личности, общества и государства.

Компетентность персонала - совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения работ, требующихся на определенном квалификационном уровне в определенном виде экономической деятельности.

Компетенция - это способность применять знания, умения и практический  опыт для успешной деятельности в определенной области.

Компетентностный подход - инновационный подход в обучении, основанный на формировании у обучающихся ключевых компетенций.

Мониторинг - процесс отслеживания состояния объекта с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность ключевых показателей.

Непрерывное образование - процесс целенаправленного получения знаний, социокультурного опыта на протяжении жизни человека с использованием всех звеньев образовательной системы, создающий предпосылки для перехода на новый, более высокий уровень развития.

Образовательный округ - устойчивое территориально-отраслевое партнерство образовательных учреждений (дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования, коррекционных учебных заведений), предприятий, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, находящихся на территории Удмуртской Республики, взаимосвязанных в процессе обеспечения кадрами предприятий, организаций районов республики, входящих в округ.

Пилотный проект - проект, на основе которого отрабатывается механизм реализации какого-либо организационного решения (образовательные округа, ресурсные центры, корпоративный университет).

Повышение квалификации - процесс осознания, исследования, проектирования своей профессиональной деятельности и управления ею, механизм профессионального развития.

Профессиональный стандарт - нормативный документ, который  отражает минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням и компетенциям с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности  выполняемых работ. Требования включают в себя, наряду с другими данными, перечень конкретных должностных обязанностей, рассматриваемых с точки зрения конкретных знаний, умений и навыков, необходимых работнику для реализации трудовых функций в границах его компетентности. Профессиональный стандарт - это коллективный продукт деятельности работодателей (объединенных по видам экономической деятельности), отражающий минимально необходимые совокупные квалификационные требования к профессиям.

Процесс сертификации - процесс, посредством которого подтверждается, что уровень квалификации и компетенции работника соответствует требованиям профессионального стандарта по видам экономической деятельности и (или) международных стандартов.

Профильные пробы - форма организации профориентационной работы для молодежи, при которой предоставляется возможность познакомиться с основами профессии  в учебных мастерских, лабораториях, полигонах.

Реструктуризация сети образовательных учреждений - оптимизация системы образования, обеспечивающая повышение качества образования за счет более эффективного использования информационных, материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов образовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации. Основная цель реструктуризации - создание необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества образования при эффективном использовании бюджетных средств.

Ресурсный центр профессионального образования - структурное подразделение образовательного учреждения НПО или СПО, в котором сконцентрированы дорогостоящие и/или уникальные образовательные ресурсы по одной или нескольким укрупненным группам профессий и специальностей и обеспечено их эффективное использование другими учебными заведениями республиканской системы образования, а также организациями на основе соответствующих договоров в целях подготовки высококвалифицированных кадров, повышения квалификации мастеров производственного обучения, переподготовки и повышения квалификации рабочих предприятий и организаций.

Сертификат - письменный документ, подтверждающий уровень квалификации и компетенции работника на соответствие требованиям профессионального стандарта. Сертификат оформляется в соответствии с порядком и процедурами сертификации персонала, обеспечивающими необходимую степень достоверности того, что поименованный работник компетентен в осуществлении определенного вида деятельности.

Социальное партнерство - партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

Территориальные кластеры (далее - кластеры) - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.

Трудовые пробы - форма организации профориентационной работы для молодежи, испытывающей трудности при выборе профессии, при которой предоставляется возможность опробовать себя в качестве работника непосредственно на рабочем месте.

Учебный центр профессиональных квалификаций - структурное подразделение учреждения НПО или СПО, осуществляющее профессиональную подготовку по профессиям рабочих.

Центр по сертификации персонала - организационная структура, осуществляющая функции управления порядком (процедурами) сертификации персонала, посредством которых орган по сертификации, входящий в структуру Центра, подтверждает, что уровень квалификации и компетенции работника соответствует требованиям профессиональных стандартов по видам экономической деятельности и (или) международных стандартов.

АОУ - автономное образовательное учреждение

АУ - автономное учреждение

Бюджет УР - бюджет Удмуртской Республики.

ВПО - высшее профессиональное образование

ГИК - Гуманитарно-инженерный колледж

ГОУ - государственное образовательное учреждение

ДПО - дополнительное профессиональное образование

ИБД ПО УР - информационная база данных профессионального образования Удмуртской Республики

ИПК и ПРО УР - Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики

ИСО - международные стандарты, содержащие требования к организации производства

МО - муниципальное образование

МОиН  - Министерство образования и науки Удмуртской Республики

НПО - начальное профессиональное образование

ПЛ - профессиональный лицей

ПУ - профессиональное училище

ПФЛ - Промышленно-финансовый лицей

ПФО - Приволжский федеральный округ

ОМСУ - органы местного самоуправления

ПНП «Образование» - приоритетный национальный проект «Образование»

РТЛ - Радиотехнический лицей

РЦПО - ресурсный центр профессионального образования

РФ - Российская Федерация

СПО - среднее профессиональное образование

СМИ - средства массовой информации

УЦПК - учебный центр профессиональных квалификаций

УНПО - учреждения начального профессионального образования

УСПО - учреждения среднего профессионального образования

УР - Удмуртская Республика

ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт

I. Паспорт
Республиканской комплексной программы развития профессионального образования  в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы

Наименование Программы

Республиканская комплексная программа развития профессионального образования в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы  (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Поручение Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России от 9 сентября 2010 г. Пр-2663, распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010?2014 годы  

Государственный заказчик Программы

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Разработчик проекта Программы

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Исполнители Программы

Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики,
Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики,
Министерство труда Удмуртской Республики,
Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики,

Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики,

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики,

Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики,

государственные образовательные учреждения начального и  среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, расположенные на территории  Удмуртской Республики (по согласованию),

Торгово-промышленная палата Удмуртской Республики (по согласованию)

Цель Программы

Целью программы является модернизация республиканской системы профессионального образования для кадрового обеспечения социально-экономического развития Удмуртской Республики

Задачи Программы

1. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности рынка труда

2. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда

3. Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования

4. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования

5. Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования

6. Мониторинг реализации республиканской комплексной программы развития профессионального образования

Целевые индикаторы Программы

1.      Доля лиц, принятых на программы профессионального образования (НПО/СПО) по востребованным профессиям / специальностям

2. Доля лиц, обучающихся по сокращенным программам профессионального образования в учреждениях НПО/СПО

3. Доля доходов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО/СПО/ВПО) от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей

4. Доля представителей реального сектора экономики в составе преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях НПО/СПО

5. Доля обучающихся по программам профессионального образования на основе договоров с другими учреждениями

6. Доля учреждений профессионального образования, имеющих органы самоуправления, обеспечивающие демократический, государственно-общественный характер управления учреждением

7. Доля обучающихся  10-11(12) классов, выбравших для освоения программы профессиональной подготовки

8. Доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на программы НПО/СПО

9. Доля взрослых, прошедших обучение по программам НПО/СПО / дополнительного профессионального образования

10. Доля зарегистрированных мигрантов, работающих в регионе и прошедших подготовку по программам НПО/СПО / профессиональной подготовки

11. Доля обучающихся общего и профессионального образования, получивших профориентационные услуги в соответствии с профориентационными программами, принятыми в субъекте РФ

12. Доля выпускников очной формы обучения государственных и негосударственных  образовательных учреждений НПО/СПО/ВПО, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска

13. Доля выпускников программ профессионального образования / профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры

14. Доля лиц, обучившихся по программам НПО/СПО/ВПО, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию

15. Доля подведомственных учреждений НПО/СПО, финансирование которых осуществляется на основе нормативного бюджетного (подушевого) финансирования

16. Доля учреждений профессионального образования, в которых введены новые системы оплаты труда

17. Доля контрольных цифр приема (КЦП) по востребованным укрупненным группам специальностей

18. Доля лиц, обучающихся по программам профессионального образования на условиях софинансирования за счет средств работодателей

19. Доля средств, распределяемых по госзаказу на конкурсной основе от всех средств регионального бюджета на подготовку кадров, повышение квалификации, переподготовку кадров

20. Доля преподавателей в возрасте до 35 лет в учреждениях профобразования

21. Доля преподавателей учреждений НПО/СПО, зарплата которых не ниже средней в экономике субъекта РФ

22. Доля преподавателей учреждений НПО/СПО, прошедших переподготовку, повышение квалификации на основе механизмов персонифицированного финансирования

23. Доля педагогических работников учреждений НПО/СПО, прошедших стажировку в организациях, в том числе за рубежом

24. Доля учреждений профобразования, непосредственно участвующих в автоматизированном мониторинге реализации программы

25.      Доля учреждений профессионального образования, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет и публикующих на них отчеты по результатам своей  образовательной и хозяйственной деятельности

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется с  2011 года по 31 декабря 2015 года и не предусматривает деления на этапы

Объемы и источники финансиро-
     вания Программы (в ред. постановления Правительства УР от 9 сентября 2013 года № 405)

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, выделенных Министерству образования и науки Удмуртской Республики на реализацию республиканской целевой программы «Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - «Рабочая смена».     Для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, могут привлекаться средства федерального бюджета и иные источники финансирования (средства предприятий, внебюджетные средства образовательных учреждений) в соответствии с законодательством.

Общие объемы финансирования Программы -  135,6161 млн. руб., в том числе по годам:
в 2011 году - 27,166 млн. рублей;                        
в 2012 году - 25,1585 млн. рублей;                       
в 2013 году - 72,98350 млн. рублей;                        
в 2014 году - 10,30810 млн. рублей;
из них:
1) средства бюджета Удмуртской Республики - 52,7206 млн. руб. (в том числе за счет оптимизации бюджетных расходов по отрасли),
в том числе по годам:                       
2011 год - 4,000 млн. рублей;                           
2012 год - 7,500 млн. рублей;                           
2013 год - 32,9125 млн. рублей;                           
2014 год - 8,3081 млн. рублей;                           
2) средства федерального бюджета (в соответствии         
с законодательством) - 43,258 млн. руб.,
в том числе по годам:                                                
в 2011 году - 21,866 млн. рублей;                        
в 2012 году - 10,321 млн. рублей;                        
в 2013 году - 11,071 млн. рублей;                        
в 2014 году - 0,00 млн. рублей;                          
3) иные источники (в соответствии с законодательством) -39,6375 млн. руб.,
в том числе по годам:                  
в 2011 году - 1,3000 млн. рублей;                         
в 2012 году - 7,3375 млн. рублей;
в 2013 году - 29,000 млн. рублей;                        
в 2014 году - 2,000 млн. рублей.  

Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной  финансовый год и плановый период. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены либо реализация Программы может быть досрочно прекращена в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-
     экономической эффективности: бюджетной, социальной, экономической

Увеличение доли лиц, принятых на программы профессионального образования (НПО/СПО) по востребованным профессиям / специальностям.

Увеличение доли, обучающихся по сокращенным программам профессионального образования в учреждениях НПО/СПО.

Увеличение доли доходов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования (НПО/СПО/ВПО) от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей.

Увеличение доли представителей реального сектора экономики в составе преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях НПО/СПО.

Увеличение доли обучающихся по программам профессионального образования на основе договоров с другими учреждениями.

Увеличение доли учреждений профессионального образования, имеющих органы самоуправления, обеспечивающие демократический, государственно-общественный характер управления учреждением.

Увеличение доли обучающихся 10-11(12) классов, выбравших для освоения программы профессиональной подготовки.

Увеличение доли выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на программы НПО/СПО.

Увеличение доли взрослых, прошедших обучение по программам НПО/СПО / дополнительного профессионального образования.

Увеличение доли зарегистрированных мигрантов, работающих в регионе и прошедших подготовку по программам НПО/СПО / профессиональной подготовки.

Увеличение доли обучающихся общего и профессионального образования, получивших профориентационные услуги в соответствии с профориентационными программами, принятыми в субъекте РФ.

Увеличение доли выпускников очной формы обучения государственных и негосударственных  образовательных учреждений НПО/СПО/ВПО, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска.

Увеличение доли выпускников программ профессионального образования / профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры.

Увеличение доли других категорий граждан, успешно прошедших сертификационные процедуры.

Увеличение доли лиц, обучившихся по программам профессионального образования, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию.

Увеличение доли подведомственных учреждений НПО/СПО, финансирование которых осуществляется на основе нормативного бюджетного (подушевого) финансирования.

Увеличение доли контрольных цифр приема (КЦП) по востребованным укрупненным группам специальностей.

Увеличение доли лиц, обучающихся по программам профессионального образования на условиях софинансирования за счет средств работодателей.

Увеличение доли средств, распределяемых по госзаказу на конкурсной основе от всех средств регионального бюджета на подготовку кадров, повышение квалификации, переподготовку кадров.

Увеличение доли преподавателей в возрасте до 35 лет в учреждениях профобразования.

Увеличение доли преподавателей учреждений НПО/СПО, зарплата которых не ниже средней в экономике субъекта РФ.

Увеличение доли преподавателей учреждений НПО/СПО, прошедших переподготовку, повышение квалификации на основе механизмов персонифицированного финансирования.

Увеличение доли педагогических работников учреждений НПО/СПО, прошедших стажировку в организациях, в том числе за рубежом.

Увеличение доли учреждений профобразования, непосредственно участвующих в автоматизированном мониторинге реализации программы.

Увеличение доли учреждений профессионального образования, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет и публикующих на них отчеты по результатам своей  образовательной и хозяйственной деятельности.

Социальная и бюджетная эффективность Программы определяется достижением сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, снижением риска невостребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда, повышением качества их подготовки в соответствии с потребностями инновационной экономики

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Перспективы социально-экономического развития Удмуртской Республики

Удмуртская Республика представляет собой промышленно развитый регион. Экономика Удмуртии отличается многоотраслевой структурой, развитым агропромышленным и строительным комплексом, богатыми природными ресурсами, динамично развивающимися финансово-кредитной и научно-технической сферами. Удмуртская Республика обладает значительным человеческим потенциалом, выгодно отличающим республику от других регионов ПФО и Российской Федерации. Это подтверждается высокой оценкой республики по Индексу человеческого потенциала (ИРЧП) по которому Удмуртия заняла 5 место в Приволжском федеральном округе (ПФО) и 22 в Российской Федерации в 2007 году. Общая численность населения 1526,3 тыс. человек, 68% которого составляет городское население. Плотность населения республики составляет 36,3 чел. на кв. км, что более чем в 4 раза превышает среднее значение по России.

В 2009 году впервые за последние 17 лет отмечен естественный прирост населения (882 чел.). При этом возрастная группа населения, составляющая основной контингент системы довузовского профессионального образования (15-19 лет), за прошедшие 5 лет под влиянием демографических факторов уменьшилась на 26% (с 143,6 тыс. человек в 2005 году до 106,7 тыс. человек в 2009 году). Задачами в демографической политике является поддержание рождаемости на сложившемся уровне и сокращение смертности, а также увеличение продолжительности жизни. Ожидается, что в 2011-2013 годах уровень рождаемости составит 14,0-14,7 на 1000 человек населения и естественный прирост составит 1,9-2,0 промилле. По прогнозным данным к 2013 году численность населения республики достигнет 1530,80 тыс. человек. С учетом уровня рождаемости в ближайшие годы ожидается незначительное увеличение численности учащихся общеобразовательных школ.

Индекс промышленного производства составил 117%. По этому показателю Удмуртия с начала года находится в числе лидеров среди регионов ПФО. Рост отмечен по всем видам деятельности за исключением производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Наибольший рост отмечен в:

- производстве машин и оборудования (130,3%);

- текстильном и швейном производстве (127,3%);

- химическом производстве (116,9%);

- производстве пищевых продуктов (114,5%).

Ведущими отраслями, обеспечивающими основной объем ВРП в республике, остаются промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля и общественное питание, транспорт и связь. Важнейшим конкурентным преимуществом Удмуртской Республики является ее трудовой потенциал. По прогнозным оценкам, в среднесрочном периоде сокращение численности граждан трудоспособного возраста продолжится. Их доля в общей численности населения будет ежегодно снижаться и составит в 2011 году 62 % против 64 % в 2008 году. Сокращение среднегодовой численности граждан трудоспособного возраста приведет к уменьшению объемов естественного  восполнения трудовых ресурсов республики. Прогнозируется, что среднегодовая численность трудовых ресурсов ежегодно, начиная с 2010 года, будет стабильно снижаться на 15-20 тыс. человек.

В рамках реализации целевого сценария традиционные сектора (черная металлургия, нефтедобывающий, оборонно-промышленный комплексы, химическая, атомная промышленность) будут также стремиться к выходу на новые рынки продукции. При этом Удмуртия сохранит свое положение значимого поставщика вооружений, специальной радиотехники, материалов и элементов для атомной промышленности, металлопродукции, направлениями ее развития являются автомобилестроительное и авиационно-космическое производство. В развитии приоритетных и традиционных секторов экономики в рамках технологического и инновационного развития важным становится развитие новых способов и технических средств для обеспечения экологической безопасности, в частности, добычи и транспортировки нефти, производства продукции химической промышленности, внедрение новых технологий производства, материалов, развитие новых энергосберегающих технологий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»