ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 17 октября 2011 года № 901-р
г. Ижевск

О разработке проекта республиканской целевой программы «Развитие институтов гражданского общества и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной и добровольческой деятельности в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы»



В целях создания благоприятных условий для эффективного развития гражданского общества, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества, реализации гражданских инициатив и защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека на территории Удмуртской Республики:

1.  Утвердить прилагаемую концепцию республиканской целевой программы «Развитие институтов гражданского общества и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной и добровольческой деятельности в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы».

2.  Определить Министерство экономики Удмуртской Республики заказчиком-координатором республиканской целевой программы «Развитие институтов гражданского общества и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной и добровольческой деятельности в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы».

3.  Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики разработать и представить на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики  проект республиканской целевой программы «Развитие институтов гражданского общества и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной и добровольческой деятельности в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы» в срок до 17 октября 2011 года.

4.  Внести изменение в распоряжение  Правительства Удмуртской Республики от 11 октября 2010 года № 870-р «О Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2011-2013 годы», дополнив таблицу «Перечень проблем, решение которых предполагается осуществить посредством реализации республиканских, ведомственных целевых программ, разрабатываемых в 2011-2013 годах» пунктом 30 в редакции согласно приложению.


Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С.Питкевич


Утверждена
распоряжением Правительства
Удмуртской Республики
от 17 октября 2011 года № 901-р

     

Концепция республиканской целевой программы
«Развитие институтов гражданского общества и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций,
благотворительной и добровольческой деятельности в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы»

I.  Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики


Концепция республиканской целевой программы «Развитие институтов гражданского общества и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной и добровольческой деятельности в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы» (далее - Концепция) разработана в соответствии с Ежегодным докладом Президента Удмуртской Республики Государственному Совету Удмуртской Республики «О положении в республике» от 24 декабря 2010 года.

Концепция подготовлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, Законом Удмуртской Республики от 11 ноября 2003 года № 49-РЗ  «О взаимодействии органов государственной власти Удмуртской Республики с негосударственными некоммерческими организациями», Законом  Удмуртской  Республики от 18 декабря 2009 года № 68-РЗ «О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы», постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 года № 275 «Об утверждении Республиканской целевой программы «Административная реформа в Удмуртской Республике на 2010- 2012 годы».

В Удмуртской Республике сложилась определённая система оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям. Основными сферами и направлениями поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, развития гражданского общества являются приоритетные направления деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и обозначенные в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы:

социальная поддержка и защита граждан;

подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

охрана окружающей среды и защита животных;

охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

профилактика социально опасных форм поведения граждан;

благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

деятельность в области образования, просвещения, науки, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, а также содействие духовному развитию личности;

демографическая и семейная политика;

качественное и доступное здравоохранение;

развитие физической культуры, спорта и туризма;

развитие и модернизация системы образования, научно-технического и художественного творчества;

молодёжная политика, патриотическое воспитание населения;

развитие культуры и искусства;

развитие краеведческой и экологической деятельности детей и молодежи;

национальная политика;

социальная защита населения;

социальная адаптация инвалидов и их семей;

развитие муниципальных образований, органов территориального общественного самоуправления;

повышение правовой грамотности населения.

Для поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, развития институтов гражданского общества в Удмуртской Республике, реализации гражданских инициатив, защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека на территории Удмуртской Республики и укрепления демократии необходимо принятие республиканской целевой программы «Развитие институтов гражданского общества и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной и добровольческой деятельности в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы» (далее - Программа).

Программа направлена на создание условий для развития институтов гражданского общества, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества на территории Удмуртской Республики с последующим формированием устойчивых долгосрочных взаимоотношений органов государственной власти Удмуртской Республики и институтов гражданского общества. Реализация Программы призвана обеспечить наиболее полное и эффективное использование возможностей социально ориентированных некоммерческих организаций в решении задач социального развития Удмуртской Республики.

II. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом

В Удмуртской Республике зарегистрировано около 2800 общественных и иных некоммерческих организаций, многие из которых активно взаимодействуют с органами государственной власти Удмуртской Республики.

Большинство общественных организаций Удмуртской Республики основными направлениями своей деятельности выделяют следующие: правозащитную деятельность (61,7 %), работу с подростками и молодежью (60 %) и с социально уязвимыми категориями населения (35 %), охрану материнства и детства (34 %), борьбу с алкоголизмом и наркоманией (10 %), деятельность в области охраны окружающей среды (3,6 %).

Органы государственной власти Удмуртской Республики и органы местного самоуправления в Удмуртской Республике заинтересованы во взаимодействии с общественными организациями. Согласно положениям подпункта 9.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти Удмуртской Республики отнесено решение вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества, организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества.

Вместе с тем существует ряд проблемных вопросов, связанных с поддержкой социально ориентированных некоммерческих организаций, дальнейшим развитием институтов гражданского общества, а также совершенствованием взаимодействия органов государственной власти, общества и бизнеса.

В первую очередь, требуют совершенствования механизмы оказания финансовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Необходимо разработать механизм государственного социального заказа социально ориентированным некоммерческим организациям для реализации социальных программ и проектов.

Слабо участвует в финансовой поддержке социально значимых инициатив некоммерческого сектора бизнес.

Особую актуальность приобретает необходимость создания системы взаимовыгодного сотрудничества между органами государственной власти Удмуртской Республики, органами местного самоуправления в Удмуртской Республике, социально ориентированными некоммерческими организациями и бизнесом как тремя равноправными субъектами взаимодействия в целях объединения совместных усилий для решения социальных задач.

Во-вторых, требуют совершенствования механизмы оказания имущественной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.  Необходимо создать условия для передачи во владение и (или) в пользование социально ориентированным некоммерческим организациям государственного имущества.

В-третьих, необходимо совершенствование функционирования республиканских информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей для наиболее эффективного освещения деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества.

Требуют совершенствования механизмы оказания поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций.

Применение программно-целевого метода в сложных социально-экономических условиях способствует более эффективному и комплексному решению вышеуказанных проблем, концентрации финансовых, материальных, трудовых ресурсов. Программно - целевой метод представляется наиболее целесообразным для создания условий развития институтов гражданского общества, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества на территории Удмуртской Республики. Концентрация мероприятий, обеспечение контроля за их реализацией, закрепление исполнителей будут способствовать надежности и эффективности реализации Программы.

III. Характеристика и прогноз развития проблемы
без использования программно-целевого метода ее решения

Круг проблем в сфере развития институтов гражданского общества и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций достаточно обширен. Он не может быть охвачен полностью, поскольку ресурсы всегда ограничены, необходимо сконцентрировать их на наиболее актуальных проблемах:

социальная поддержка, защита прав и свобод граждан;

обеспечение непрерывного процесса повышения качества жизни населения Удмуртской Республики;

создание условий для развития способностей населения к самоорганизации и самореализации;

обеспечение общественного участия в разработке и реализации государственной социально-экономической политики в Удмуртской Республике;

создание благоприятной среды для укрепления и активизации работы некоммерческого сектора как необходимого компонента развития демократии;

профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства;

повышение качества жизни людей пожилого возраста;

социальная адаптация инвалидов и их семей;

развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;

развитие межнационального сотрудничества;

развитие благотворительности, добровольчества и меценатства в Удмуртской Республике;

повышение правовой и гражданской культуры, формирование правосознания граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики;

охрана окружающей среды и защита животных;

формирование уважительного толерантного отношения к культурным, историческим и религиозным ценностям народов России и Удмуртии;

охрана и содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

воспитание чувства ответственности граждан перед своей семьей, согражданами, государством;

пропаганда высоких нравственных норм среди подрастающего поколения;

обеспечение социальной и политической стабильности в Удмуртской Республике, укрепление уважения и дружбы между представителями всех религий и народов, проживающих в Удмуртской Республике;

укрепление доверия граждан к органам государственной власти Удмуртской Республики, органам местного самоуправления в Удмуртской Республике;

организация общественного контроля за обеспечением прав граждан в решении общегосударственных проблем.

Для решения вышеуказанных проблем необходимо межведомственное взаимодействие и координация усилий органов государственной власти и негосударственных организаций, что возможно только при использовании программно-целевого метода. Кроме того, программно-целевой метод позволит на долгосрочный период сконцентрировать организационные, финансовые ресурсы, комплексно подойти к развитию институтов гражданского общества, благотворительной и добровольческой деятельности, поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций,  и в результате в значительной степени улучшить качество жизни населения республики.

Без использования программно-целевого метода в решении вышеприведенных проблем в рамках развития гражданского общества, поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций,  благотворительной и добровольческой деятельности в Удмуртской Республике будут сохраняться следующие негативные факторы и тенденции:

низкий уровень правовой культуры и правосознания граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики;

слабое участие институтов гражданского общества в выполнении Программ социально-экономического развития Удмуртской Республики;

недостаточное привлечение  интеллектуального потенциала гражданского сектора к выработке конкретных программ и управленческих решений;

рост недоверия между властью и обществом, как следствие, социальная напряженность;

недостаточная эффективность использования бюджетных ресурсов в результате отсутствия возможностей передачи части социальных функций государства социально ориентированным некоммерческим организациям;

отсутствие возможности привлечения дополнительных средств для исполнения социальных программ органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления в Удмуртской Республике;

отсутствие возможности создания новых рабочих мест в некоммерческом секторе экономики;

недостаточная возможность органов государственной власти и органов местного самоуправления оказания адресной социальной поддержки наиболее нуждающимся группам населения, внедрения прогрессивных социальных технологий и инновационных подходов в социальном обслуживании;

низкий уровень конкуренции государства, бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций  на рынке социальных услуг населению и в результате снижение их качества и доступности;

слабое освещение проблем развития гражданского общества в средствах массовой информации Удмуртской Республики;

сохранение низкой гражданской активности жителей Удмуртской Республики, их пассивность и равнодушие в решении многих общественно значимых проблем и задач, влияющих как на жизнь отдельного человека, так и на республику и государство в целом;

сохранение формальных, пассивных подходов в организации гражданско-правового воспитания населения без использования потенциала общественных организаций, работающих в этом направлении.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

При различных вариантах решения проблемы существуют определенные риски. Наибольший риск связан с тем, что при отсутствии Программы не будут учтены все возможности, силы и средства, необходимые для дальнейшего совершенствования механизмов развития институтов гражданского общества,  социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества в Удмуртской Республике.

Вариант первый решения проблем предполагает реализацию программных мероприятий, предусматривающих только проведение конкурсного отбора социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления государственной поддержки в форме грантов в целях реализации социально значимых проектов, проведение гражданского форума, размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд. Финансирование иных мероприятий, предусматривающих предоставление имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям,  распространение правовых знаний, обучение работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций, информирование населения о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций по решению социальных проблем, не производится.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»