подпрограммы «Комплексные меры профилактики социального сиротства детей в Удмуртской Республике»
(в ред. постановления Правительства УР от 10 мая 2011 года № 139)
Наименование подпрограммы | «Комплексные меры профилактики социального сиротства детей в Удмуртской Республике» |
Основание | Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»; распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 19 июля 2010 года № 658-р «О создании межведомственной рабочей группы по разработке проекта Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы» |
Государственный заказчик подпрограммы | Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики |
Разработчики подпрограммы | Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики; Министерство образования и науки Удмуртской Республики; Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики; Министерство здравоохранения Удмуртской Республики; Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике (по согласованию) |
Исполнители подпрограммы | Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики; Министерство образования и науки Удмуртской Республики; Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики; Министерство здравоохранения Удмуртской Республики; Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике (по согласованию); органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию); Удмуртское республиканское отделение Российского Детского Фонда (по согласованию); государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания населения Удмуртской Республики (по согласованию); государственные и муниципальные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по согласованию); государственные и муниципальные учреждения здравоохранения (по согласованию) |
Цель подпрограммы | Системные изменения в организации на территории Удмуртской Республики работы по профилактике социального сиротства детей, реабилитации семей группы риска, развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Задачи подпрограммы | Внедрение во всех муниципальных образованиях Удмуртской Республики технологии межведомственного взаимодействия, направленного на реализацию прав детей жить и воспитываться в семье, на раннее выявление детского и семейного неблагополучия и предупреждение социального сиротства; создание, апробация и внедрение модели индивидуального сопровождения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении; повышение доступности и качества профилактических и реабилитационных услуг для семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении; создание условий для развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей-инвалидов), реформирование системы учреждений интернатного типа; повышение уровня профессиональной компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении |
Целевые индикаторы подпрограммы | Доля социально неблагополучных семей в общей численности семей с детьми (процент); количество родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей (чел.); количество детей, родители которых лишены родительских прав (чел.); количество новорожденных детей, от которых отказались родители (чел.); количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (чел.); доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения (процент); количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных и муниципальных учреждениях (чел.); количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в отчетном году на воспитание в семьи (чел.); доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (процент); количество кандидатов в опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели, прошедших курс подготовки к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи (чел.); количество специалистов органов и учреждений системы профилактики, прошедших обучение новым технологиям работы с семьями и детьми «группы риска» (чел.) |
Сроки реализации подпрограммы | с 1 января 2011 года до 31 декабря 2014 года |
Объемы и источники финансирования подпрограммы (в ред. постановления Правительства УР от 7 июля 2014 года № 256) | На реализацию мероприятий подпрограммы предусмотрено |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы | В результате реализации подпрограммы к 2014 году ожидается: снижение доли социально неблагополучных семей в общей численности семей с детьми до 4,5 процентов; уменьшение количества родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей, до 3010 человек; сокращение числа детей, родители которых лишены родительских прав, до 760 человек; уменьшение количества новорожденных детей, от которых отказались родители, до 89 человек; уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 6623 человек; снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения, до 1,8 процентов; уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных и муниципальных учреждениях, до1497 человек; увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в течение года на воспитание в семьи, до 1419 человек; увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 83,2 процентов; увеличение количества кандидатов в опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели, прошедших курс подготовки к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, до 150 человек; увеличение количества специалистов органов и учреждений системы профилактики, прошедших обучение новым технологиям работы с семьями и детьми «группы риска», до 350 человек |
II. Характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения
и обоснование необходимости решения программно-целевым методом
Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются одним из ключевых направлений социальной и демографической политики Удмуртской Республики, ориентированной на укрепление института семьи как ресурса стабильного и устойчивого развития региона.
Реализация Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2008-2010 годы и республиканской целевой программы «Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)» позволила осуществить систему эффективных мер, направленных на стабилизацию института семьи, повышение в общественном сознании престижа семьи и брака, профилактику социального сиротства, поддержку семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые в предыдущие годы результаты, остаются проблемы, решения которых предполагается достигнуть в рамках подпрограммы «Комплексные меры профилактики социального сиротства детей в Удмуртской Республике» Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы.
Несмотря на то, что в Удмуртской Республике создана и развивается инфраструктура социальных учреждений, по-прежнему актуальными остаются вопросы раннего выявления детского и семейного неблагополучия, оказания своевременной и эффективной помощи, направленной на «вывод» семьи из трудной жизненной ситуации или социально опасного положения.
На 1 января 2010 года в Удмуртской Республике проживает 210 836 семей с детьми до 18-летнего возраста. Численность детей в этих семьях составляет 319 792 человека.
Ежегодно органами и учреждениями системы профилактики выявляется более 3-х тысяч семей, где родители не обеспечивают надлежащих условий для воспитания детей. В течение 2010 года выявлено 3716 таких семей (в 2009 году - 3624, в 2008 году - 3561 семья, в 2007 году - 3354 семьи). К административной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей привлечено 2990 родителей (2009 год - 2864, 2008 год - 2751, 2007 год - 2250). Количество семей, состоящих на учете в территориальных подразделениях органов внутренних дел Удмуртской Республики, в 2010 году составило 1444 (2009 год - 1848, 2008 год - 1575, 2007 год - 1595).
На 1 января 2011 года количество семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, составило 13621, или 6,5% от общего количества семей с детьми, проживающих в Удмуртской Республике (2009 год - 6,5 %, 2008 год - 5,9 %, 2007 год - 6,4 %).
Основной причиной социального сиротства детей является семейное неблагополучие.
В Удмуртской Республике в течение 2010 года выявлено 23 случая жестокого обращения с детьми (2009 год - 30, - 23,3 %), в связи с угрозой жизни и здоровью из неблагополучных семей отобрано 58 детей (2009 год - 86, - 32,5 %). Количество детей, родители которых лишены родительских прав, составило 796 человек, что на 8,8 % меньше, чем в 2009 году. Количество детей, родители которых ограничены в родительских правах, - 120 человек, что на 20,0 % меньше, чем в 2009 году.
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | |
Количество детей, родители которых лишены родительских прав | 1098 | 95,6 | 858 | 92,5 | 873 | 85,3 | 796 | 86,7 |
Количество детей, родители которых ограничены в родительских правах | 50 | 4,4 | 70 | 7,5 | 150 | 14,7 | 120 | 13,3 |
Всего: | 1148 | 100 | 928 | 100 | 1023 | 100 | 916 | 100 |
Анализ практики работы органов и учреждений системы профилактики показывает, что нередко деятельность данных служб ориентирована на вмешательство в семью, когда ситуация достигла критического положения, и единственной мерой защиты ребенка является отобрание его из кровной семьи. Такой подход является крайне неэффективным и способствует развитию социального сиротства. В этой связи приоритетным направлением в деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений системы профилактики Удмуртской Республики должно стать выявление семей и детей, нуждающихся в государственной защите, на ранних этапах возникновения проблем.
Профилактика отказов родителей от новорожденных детей является еще одним направлением, реализуемым в рамках данной подпрограммы. Численность детей, оставленных матерями (родителями) при рождении, в 2010 году составила 119 человек (2009 год - 125, 2008 год - 180, 2007 год - 70). Для решения данной проблемы подпрограммой предусмотрено проведение комплекса системных мероприятий, направленных на формирование ответственного родительства и оказание адресной помощи беременным женщинам, относящимся по социальным характеристикам к «группе риска» отказа от ребенка.
На фоне актуальности проблемы социального сиротства детей государственная семейная политика Удмуртской Республики в последние годы всё больше ориентирована на сокращение числа детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
По состоянию на 1 января 2011 года в республике проживают 6823 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,1% от общей численности детского населения. Семейными формами устройства охвачены 5540 детей, или 81,2 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 7289 | 7193 | 7015 | 6823 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения (%) | 2,2 | 2,2 | 2,3 | 2,1 |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях | 5410 | 5468 | 5570 | 5540 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в замещающие семьи, от общей чис- | 74,2 | 76,0 | 79,4 | 81,2 |
Наиболее значимыми формами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются опека, попечительство и усыновление. Активно развивается в республике такая форма устройства детей, как приемная семья. Процент устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи в 2010 году составил 5,5 % (2009 год - 3,5 %).
2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей: | ||||
переданных под опеку | 4676 | 4801 | 4921 | 4809 |
усыновленных | 687 | 559 | 384 | 400 |
устроенных в приемные семьи | 35 | 90 | 196 | 282 |
переданных на патронатное воспитание | 12 | 18 | 69 | 49 |
В республике ведется работа по созданию и развитию служб сопровождения замещающих семей. На 01.01.2011 года в Удмуртии функционировали шесть служб сопровождения замещающих семей. В перспективе - создание подобных служб на базе всех государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Актуальность создания и развития служб сопровождения замещающих семей обусловлена тем, что их деятельность ориентирована на подбор и подготовку кандидатов в замещающие родители и сопровождение замещающих семей после принятия ребенка в семью, что, в свою очередь, способствует решению вопросов профилактики вторичного социального сиротства детей.