Недействующий

Об утверждении Республиканской целевой программы демографического развития... (с изменениями на 16 апреля 2014 года) (с изменениями на 7 июля 2014 года) (с изменениями на 24 сентября 2014 года)

I. Паспорт

подпрограммы «Комплексные меры профилактики социального сиротства детей в Удмуртской Республике»
(в ред. постановления Правительства УР от 10 мая 2011 года № 139)

Наименование

подпрограммы

«Комплексные меры профилактики социального сиротства детей в Удмуртской Республике»

Основание
для  разработки подпрограммы

Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 19 июля 2010 года № 660-р «О разработке Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы»;

распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 19 июля 2010 года № 658-р «О создании межведомственной рабочей группы по разработке проекта Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы»

Государственный заказчик подпрограммы

Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики

Разработчики подпрограммы

Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики;

Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики;

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;

Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике (по согласованию)

Исполнители подпрограммы

Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики;

Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики;

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;

Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике (по согласованию);

органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию);

Удмуртское республиканское отделение Российского Детского Фонда (по согласованию);

государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания населения Удмуртской Республики (по согласованию);

государственные и муниципальные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по согласованию);

государственные и муниципальные учреждения здравоохранения (по согласованию)

Цель

подпрограммы

Системные изменения в организации на территории Удмуртской Республики работы по профилактике социального сиротства детей, реабилитации семей группы риска,  развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Задачи подпрограммы





















Внедрение во всех муниципальных образованиях Удмуртской Республики технологии межведомственного взаимодействия, направленного на реализацию прав детей жить и воспитываться в семье, на раннее выявление детского и семейного неблагополучия и предупреждение социального сиротства;

создание, апробация и внедрение модели индивидуального сопровождения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;

повышение доступности и качества  профилактических и реабилитационных услуг для семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;

создание условий для развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе детей-инвалидов), реформирование системы учреждений интернатного типа;

повышение уровня профессиональной компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении

Целевые индикаторы подпрограммы

Доля социально неблагополучных семей в общей численности семей с детьми (процент);

количество родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей (чел.);

количество детей, родители которых лишены родительских прав (чел.);

количество новорожденных детей, от которых отказались родители (чел.);

количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (чел.);

доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения (процент);

количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных и муниципальных учреждениях (чел.);

количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в отчетном году на воспитание в семьи (чел.);

доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (процент);

количество кандидатов в опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели, прошедших курс подготовки к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи (чел.);

количество специалистов органов и учреждений системы профилактики, прошедших обучение новым технологиям работы с семьями и детьми «группы риска» (чел.)

Сроки реализации подпрограммы

с 1 января 2011 года до 31 декабря 2014 года

Объемы и источники

финансирования подпрограммы  

(в ред. постановления Правительства УР от 7 июля 2014 года № 256)

На реализацию мероприятий подпрограммы предусмотрено
финансирование в размере 48 143,2 тыс. рублей,
в том числе:
- из бюджета Удмуртской Республики - 40 213,4 тыс. рублей;
- средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, - 7 929,8 тыс. рублей.
Сумма финансирования по годам:
2011 год - 9 636,1 тыс. рублей;
2012 год - 10 448,7 тыс. рублей;
2013 год - 8 595,3 тыс. рублей;
2014 год - 19 463,1 тыс. рублей;
в том числе:
из бюджета Удмуртской Республики:
2011 год - 8 971,0 тыс. рублей;
2012 год - 9 581,0 тыс. рублей;
2013 год - 7 742,1 тыс. рублей;
2014 год - 13 919,3 тыс. рублей.
Средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации:
2011 год - 665,1 тыс. рублей;
2012 год - 867,7 тыс. рублей;
2013 год - 853,2 тыс. рублей;
2014 год - 5543,8 тыс. рублей.
     Объемы финансирования, предусмотренные подпрограммой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период. В случае несоответствия результатов выполнения подпрограммы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию подпрограммы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.
Средства федерального бюджета и иные источники финансирования привлекаются в соответствии с законодательством Российской Федерации

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
















В результате реализации подпрограммы к 2014 году ожидается:

снижение доли социально неблагополучных семей в общей численности семей с детьми до 4,5 процентов;

уменьшение количества родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей, до 3010 человек;

сокращение числа детей, родители которых лишены родительских прав, до 760 человек;

уменьшение количества новорожденных детей, от которых отказались родители, до 89 человек;

уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 6623 человек;

снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения, до 1,8 процентов;

уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных и муниципальных учреждениях, до1497 человек;

увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в течение года  на воспитание в семьи, до 1419 человек;

увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи,

в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 83,2 процентов;

увеличение количества кандидатов в опекуны, попечители, приемные родители, патронатные воспитатели, прошедших курс подготовки к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, до 150 человек;

увеличение количества специалистов органов и учреждений системы профилактики, прошедших обучение новым технологиям работы с семьями и детьми «группы риска», до 350 человек


II. Характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения
и обоснование необходимости решения программно-целевым методом

Профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются одним из ключевых направлений социальной и демографической политики Удмуртской Республики, ориентированной на укрепление института семьи как ресурса стабильного и устойчивого развития региона.   

Реализация Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2008-2010 годы и республиканской целевой программы «Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)» позволила осуществить систему эффективных мер, направленных на стабилизацию института семьи, повышение в общественном сознании престижа семьи и брака, профилактику социального сиротства, поддержку семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.    

Вместе с тем, несмотря на достигнутые в предыдущие годы результаты, остаются проблемы, решения которых предполагается достигнуть в рамках подпрограммы «Комплексные меры профилактики социального сиротства детей в Удмуртской Республике» Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы.

Несмотря на то, что в Удмуртской Республике создана и развивается инфраструктура социальных учреждений, по-прежнему актуальными остаются вопросы раннего выявления детского и семейного неблагополучия, оказания своевременной и эффективной помощи, направленной на «вывод» семьи из трудной жизненной ситуации или социально опасного положения.  

На 1 января 2010 года в Удмуртской Республике проживает 210 836 семей с детьми до 18-летнего возраста. Численность детей в этих семьях  составляет 319 792 человека.

Ежегодно органами и учреждениями системы профилактики выявляется более 3-х тысяч семей, где родители не обеспечивают надлежащих условий для воспитания детей. В течение 2010 года выявлено 3716 таких семей (в 2009 году - 3624, в 2008 году - 3561 семья, в 2007 году - 3354 семьи). К административной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей привлечено 2990 родителей (2009 год - 2864, 2008 год - 2751, 2007 год - 2250). Количество семей, состоящих на учете в территориальных подразделениях органов внутренних дел Удмуртской Республики, в 2010 году составило 1444 (2009 год - 1848, 2008 год - 1575, 2007 год - 1595).

На 1 января 2011 года количество семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, составило 13621, или 6,5% от общего количества семей с детьми, проживающих в Удмуртской Республике (2009 год - 6,5 %, 2008 год - 5,9 %, 2007 год - 6,4 %).

Основной причиной социального сиротства детей является семейное неблагополучие.

В Удмуртской Республике в течение 2010 года выявлено 23 случая жестокого обращения с детьми (2009 год - 30, - 23,3 %), в связи с угрозой жизни и здоровью из неблагополучных семей отобрано 58 детей                         (2009 год - 86, - 32,5 %). Количество детей, родители которых лишены родительских прав, составило 796 человек, что на 8,8 % меньше, чем в 2009 году. Количество детей, родители которых ограничены в родительских правах, - 120 человек, что на 20,0 % меньше, чем в 2009 году.

2007

2008

2009

2010

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Количество детей, родители которых лишены родительских прав

1098

95,6

858

92,5

873

85,3

796

86,7

Количество детей, родители которых ограничены в родительских правах

50

4,4

70

7,5

150

14,7

120

13,3

Всего:

1148

100

928

100

1023

100

916

100


Анализ практики работы органов и учреждений системы профилактики показывает, что нередко деятельность данных служб ориентирована на вмешательство в семью, когда ситуация достигла критического положения, и единственной мерой защиты ребенка является отобрание его из кровной семьи. Такой подход является крайне неэффективным и способствует развитию социального сиротства. В этой связи приоритетным направлением в деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений системы профилактики Удмуртской Республики должно стать выявление  семей и детей, нуждающихся в государственной защите, на ранних этапах возникновения проблем.

Профилактика отказов родителей от новорожденных детей является еще одним направлением, реализуемым в рамках данной подпрограммы. Численность детей, оставленных матерями (родителями) при рождении, в 2010 году составила 119 человек (2009 год - 125, 2008 год - 180, 2007 год - 70). Для решения данной проблемы подпрограммой предусмотрено проведение комплекса системных мероприятий, направленных на формирование ответственного родительства и оказание адресной помощи беременным женщинам, относящимся по социальным характеристикам к «группе риска» отказа от ребенка.

На фоне актуальности проблемы социального сиротства детей государственная семейная политика Удмуртской Республики в последние годы всё больше ориентирована на сокращение числа детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.    

По состоянию на 1 января 2011 года в республике проживают 6823 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 2,1% от общей численности детского населения. Семейными формами устройства охвачены 5540 детей, или 81,2 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

7289

7193

7015

6823

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения (%)

2,2

2,2

2,3

2,1

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях

5410

5468

5570

5540

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в замещающие семьи, от общей чис-
ленности детей данной категории (%)

74,2

76,0

79,4

81,2


Наиболее значимыми формами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются опека, попечительство и усыновление. Активно развивается в республике такая форма устройства детей, как приемная семья. Процент устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи в 2010 году составил 5,5 % (2009 год - 3,5 %).

2007 год

2008 год

2009 год

2010  год

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей:

переданных под опеку
и попечительство                    

4676

4801

4921

4809

усыновленных                                   

687

559

384

400

устроенных в приемные семьи                             

35

90

196

282

переданных на патронатное воспитание

12

18

69

49


В республике ведется работа по созданию и развитию служб сопровождения замещающих семей. На 01.01.2011 года в Удмуртии функционировали шесть служб сопровождения замещающих семей. В перспективе - создание подобных служб на базе всех государственных и муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Актуальность создания и развития служб сопровождения замещающих семей обусловлена тем, что их деятельность ориентирована на подбор и подготовку кандидатов в замещающие родители и сопровождение замещающих семей после принятия ребенка в семью, что, в свою очередь, способствует решению вопросов профилактики вторичного социального сиротства детей.