Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2010 года № 309
г.Ижевск

Об утверждении Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011 - 2015 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства УР от 17.08.2015 N 410, вступившего в силу через 10 дней после официального опубликования (опубликован на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru - 19.08.2015).
____________________________________________________________________

(с изменениями на 24 сентября 2014 года)


______________________________________________________________________________

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 10 мая 2011 года № 139     

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 2 ноября 2011 года № 402

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 20 декабря 2011 года № 474

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 18 июня 2012 года № 251

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 16 июля 2012 года № 305

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 23 октября 2012 года № 471

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 29 июля 2013 года № 334

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 7 октября 2013 года № 456

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 16 апреля 2014 года № 138

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 7 июля 2014 года № 256

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 24 сентября 2014 года № 363

______________________________________________________________________________

В целях улучшения демографической ситуации Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу демографического развития Удмуртской Республики на 2011 - 2015 годы.

2. Определить государственным заказчиком Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011 - 2015 годы Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики.

Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Удмуртской Республики -
В.В.Богатырев


Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 18 октября 2010 года № 309



РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
на 2011 - 2015 годы

     

I. Паспорт Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011 - 2015 годы

Наименование

Программы

Республиканская целевая программа демографического развития Удмуртской Республики на 2011 - 2015 годы (далее - Программа)

Основания для  разработки Программы

Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
распоряжение Правительства Удмуртской  Республики от 01 марта 2010 года № 122-р «Об утверждении Плана мероприятий по выполнению задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, и задач, поставленных Президентом Удмуртской Республики в ежегодном докладе Государственному Совету Удмуртской Республики «О положении в республике», на 2010 год»;
распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 19 июля 2010 года № 660-р «О разработке Республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы»;

распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 19 июля 2010 года № 658-р «О создании межведомственной рабочей группы по разработке проекта республиканской целевой программы демографического развития Удмуртской Республики на 2011-2015 годы»

Государственный заказчик Программы

Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики

Разработчики Программы

Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики; Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;
Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики;

Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики;

Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики;

Министерство экономики  Удмуртской Республики;

Министерство торговли и бытовых услуг  Удмуртской Республики;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики;

Министерство труда Удмуртской Республики;

Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики;

Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики;

Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики;

Управление Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике (по согласованию);

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (по согласованию);

Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию);

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет» (по согласованию);

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия» (по согласованию);

федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» (по согласованию);

общественные организации (по согласованию)

Исполнители Программы (в ред. постановления Правительства УР от 10 мая 2011 года № 139)

Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики;

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;

Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики;

Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики;

Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики;

Министерство торговли и бытовых услуг  Удмуртской Республики;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики;

Министерство труда Удмуртской Республики;

Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики;

Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики;

Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике (по согласованию);

Министерство национальной политики Удмуртской Республики;

Комитет по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики;

Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики;

Управление Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике (по согласованию);

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (по согласованию);

Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию);

органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию) на принципах софинансирования из местных бюджетов в соответствии с законодательством Удмуртское республиканское отделение Российского Детского Фонда (по согласованию);

учреждения, общественные организации, выполняющие государственный заказ в соответствии с заключённым контрактом (договором, соглашением) в соответствии с законодательством

Цели

Программы

Обеспечение стабилизации численности населения Удмуртской Республики, увеличение продолжительности предстоящей жизни населения, укрепление института семьи, регулирование миграционных процессов, создание условий и формирование предпосылок к последующему демографическому росту

Задачи Программы

1. Создание условий для повышения рождаемости и  обеспечения простого замещения поколений родителей поколениями детей на территории Удмуртской Республики.

2. Улучшение здоровья, увеличение продолжительности предстоящей жизни, снижение смертности населения Удмуртской Республики.

3. Повышение качества жизни семей с детьми, всестороннее укрепление института семьи как  формы гармоничной жизнедеятельности личности.

4. Регулирование трудовой миграции и миграционного прироста населения Удмуртской Республики

Целевые индикаторы Программы (в ред. постановления Правительства УР от 23 октября 2012 года № 471)

1. Среднегодовая численность населения Удмуртской Республики (тыс. чел.).

2. Естественный прирост населения Удмуртской Республики (на 1000 человек).

3. Рождаемость (число рождений на 1000 населения).

4. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет).(в ред. постановления Правительства УР от 7 октября 2013 года № 456)

5. Смертность от всех причин (случаев на 1000 населения).(в ред. постановления Правительства УР от 7 октября 2013 года № 456)

6. Смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения).

7. Смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения).

8. Младенческая смертность (случаев на 1000 детей, родившихся живыми).

9. Материнская смертность (случаев на 100 тыс. родившихся живыми).

10. Миграционная прибыль (убыль) населения, чел.

11. Количество родителей, восстановленных в родительских правах, чел.

Сроки реализации Программы

С 1 января 2011 года до 31 декабря 2015 года

Перечень подпрограмм

(в ред. постановления Правительства УР от 10 мая 2011 года № 139)

«Комплексные меры профилактики социального сиротства детей в Удмуртской Республике»

Объёмы и источники финансирования Программы (в ред. постановления Правительства УР от 7 июля 2014 года № 256)

На реализацию мероприятий Программы планируется финансирование в размере 486 429,8 тыс. рублей, в том числе:
- из бюджета Удмуртской Республики - 232 500,0 тыс. рублей (в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям бюджетных средств на очередной финансовый год и плановый период);
- из бюджета ТФОМС УР - 246 000,0 тыс. рублей;
- средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 7929,8 тыс. рублей.
Сумма затрат по годам:
2011 год - 177 021,1 тыс. рублей;
2012 год - 105 867,7 тыс. рублей;
2013 год - 71 328,3 тыс. рублей;
2014 год - 62 179,5 тыс. рублей;
2015 год - 70 033,2 тыс. рублей;
в том числе из бюджета Удмуртской Республики:
2011 год - 20 356,0 тыс. рублей;
2012 год - 15 000,0 тыс. рублей;
2013 год - 70 475,1 тыс. рублей;
2014 год - 56 635,7 тыс. рублей;
2015 год - 70 033,2 тыс. рублей.
Объёмы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и в зависимости от темпов развития экономики в Удмуртской Республике подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики и бюджета ТФОМС УР на очередной финансовый год и плановый период.
В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики.
Средства федерального бюджета и иные источники финансирования привлекаются в соответствии с законодательством Российской Федерации

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социальной эффективности  Программы (в ред. постановления Правительства УР от 7 октября 2013 года № 456)

В результате реализации Программы к 2016 году ожидаются:

- поддержание численности населения Удмуртской Республики на уровне не менее 1515,4 тыс. чел.;

- естественный прирост населения до 1,3  на 1000 населения;      

- ожидаемая продолжительность жизни при рождении не ниже 71,0 года;

- снижение смертности населения Удмуртской Республики  до 12,4 на 1000 населения;

- миграционная убыль населения до (-)4129 чел.

Социальная эффективность Программы:

- улучшение демографической ситуации: сохранение численности населения Удмуртской Республики за счет уменьшения естественной убыли; увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении; сохранение и улучшение здоровья и качества жизни населения республики; снижение смертности, в первую очередь от предотвратимых причин, в младенческом, подростковом и трудоспособном возрастах, а также снижение уровня травматизма и инвалидности;  укрепление и развитие института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, семейного образа жизни: снижение разводов, увеличение семей с 2 - 3 и более детьми, уменьшение доли семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; создание социально-экономических предпосылок для перехода от малодетного к среднему типу репродуктивного поведения семей;

- формирование системы управления миграционными процессами на территории Удмуртской Республики, привлечение трудовых ресурсов, регулирование миграционных потоков

                                          

Понятия, используемые в Программе

Возрастной коэффициент рождаемости - число родившихся детей у женщин определённого возраста в расчёте на 1000 женщин этого возраста.

Воспроизводство населения - постоянное возобновление поколений людей, замещение поколений родителей поколениями детей.

Демографическая политика - целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Демографическое развитие - изменение численности населения и его структур в определённый период времени.

Депопуляция - устойчивое (не связанное с особенностями возрастной структуры и миграционными процессами) превышение числа умерших над числом родившихся.

Детность - наличие определённого числа детей в семье: малодетность - один-два, среднедетность - три-четыре.

Естественный прирост (убыль) населения - разность между числами родившихся и умерших.

Здоровье - состояние полного социально-биологического и психического благополучия и отсутствие каких-либо болезненных состояний и физических дефектов у человека.

Жизненный потенциал - количество лет, которое может прожить человек, достигший определённого возраста.

Жители республики - граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городах и районах Удмуртской Республики, независимо от сроков проживания, места рождения и национальности.

Качество жизни населения - совокупность свойств населения, характеризующих его развитие в системе социальных и природных отношений.

Маргинал - человек, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни.

Маргинализация - увеличение доли маргинальных слоев населения в структуре рождаемости, заболеваемости, инвалидности или смертности.

Младенческая смертность - смертность детей в возрасте до 1 года.

Мигрант - лицо, совершающее пространственные перемещения вне зависимости от их причин, длительности и пространственных границ.

Миграционный прирост - разность между числом прибывших на какую-либо территорию и числом выбывших из нее за определенный срок.

Миграция населения - пространственное перемещение людей (мигрантов) вне зависимости от их причины, длительности и пространственных границ.

Общий коэффициент рождаемости - число рождений в населении за определённый период в расчёте на 1000 населения, проживающего в этот период.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении - число лет, которое предстоит прожить в среднем новорожденному при условии сохранения существующих уровней смертности в каждом возрасте.(в ред. постановления Правительства УР от 7 октября 2013 года № 456)

Перепись населения - единый процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации или распространения иным образом демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной части страны.

Потенциал здоровья - способность человека заботиться о своём собственном здоровье, принимать решения и контролировать свою собственную жизнь в целях обеспечения собственного здоровья.

Причина смерти - болезнь или событие, вызвавшее смерть. Причина смерти устанавливается в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем.

Простое воспроизводство населения - воспроизводство населения, при котором коэффициент естественного прироста равен нулю.

Расселение населения - процесс распределения и перераспределения населения на территории. Включает в себя размещение населения, функциональные, территориальные взаимосвязи населённых мест и миграции населения.

Репродуктивный возраст - возраст женщины, в котором она способна к деторождению, как правило, возраст 15-49 лет.

Рождаемость - процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение (лица в определённом возрасте), или в совокупности поколений - населении.

Сверхсмертность - процесс, состоящий в том, что смертность мужчин в большинстве возрастных групп превышает смертность женщин.

Семья - основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Смертность от всех причин - процесс вымирания поколений, складывающийся из множества единичных смертей.(в ред. постановления Правительства УР от 7 октября 2013 года № 456)

Стабилизация численности населения - при естественной убыли населения достижение уровня простого воспроизводства за счёт увеличения рождаемости, снижения смертности и иммиграции населения.

Старение населения - увеличение в населении доли пожилых и старых людей (в возрастах старше 60 или 65 лет).

Суммарный коэффициент рождаемости - число детей, рождённых в среднем одной женщиной за всю жизнь при условии сохранения существующих уровней рождаемости в каждом возрасте.

Трудовой мигрант - лицо, совершающее пространственные перемещения, связанные с занятостью или поисками работы.

Список сокращений, используемых в Программе

1. РФ - Российская Федерация

2. ПФО - Приволжский федеральный округ

3. АПиП - Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики

4. ВРП - валовой региональный продукт

5. ГИБДД - ГУ «Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике»

6. ЗАГС - Комитет по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики

7. ИГМА - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия»

8. КДСиДП - Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве Удмуртской Республики

9. МВД по УР - Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике

10. МДМ УР - Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики

11. МЗ УР - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики

12. Миннац УР - Министерство национальной политики Удмуртской Республики

13. Минторг УР - Министерство торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики

14. МКПИ УР - Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики

15. МОиН УР - Министерство образования и науки Удмуртской Республики

16. МП УР - Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики

17. МС УР - Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики

18. МСЗН УР - Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики

19. МСХП УР - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

20. МТ УР - Министерство труда Удмуртской Республики

21. МФС УР - Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики

22. РДФ - Удмуртское республиканское отделение Российского Детского Фонда (в ред. постановления Правительства УР от 10 мая 2011 года № 139)

23. НКО - негосударственные некоммерческие организации

24. ОМСУ - органы местного самоуправления в Удмуртской Республике

25. УГСЗН УР - Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики

26. УдГУ - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет»

27. ИжГСХА - федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»

28. Управление РПН - Управление  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике

29. УТФОМС - Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования

30. УФМС - Управление Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республике

 31. Фонд - Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. (в ред. постановления Правительства УР от 10 мая 2011 года № 139)

II. Характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения и обоснование необходимости решения программно-целевым методом

В Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы одной из основных задач государственной политики определена стабилизация демографической ситуации.

Демографические процессы лежат в основе многих долгосрочных тенденций, определяющих уровень социально-экономического развития регионов и обеспечивающих национальную безопасность страны.

Демографическая ситуация в Удмуртской Республике является относительно благополучной в сравнении с другими субъектами Приволжского федерального округа и Российской Федерации и отражает общероссийские тенденции.

На начало 2010 года численность постоянного населения Удмуртской Республики составила 1526,3 тысяч человек.

Динамика возрастно-полового состава населения, соотношение численности основных возрастных групп населения отражает интенсивность происходящих в республике демографических процессов.

Продолжается сокращение численности детского населения и его доли в структуре возрастно-полового состава населения, что ведет к  выравниванию двух демографических групп в структуре численности населения - детского и населения старше трудоспособного возраста. Если в 2006 году доля детей 0-17 лет составляла 21,4% от всего населения республики, то в 2009 году 20,0%, за это время доля населения старше трудоспособного возраста увеличилась с 17,8% до 18,8%.

Несмотря на это, демографическая нагрузка на трудоспособное население в Удмуртской Республике ниже, чем по Приволжскому федеральному округу и в среднем по Российской Федерации, что является одним из позитивных условий для социально-экономического развития региона. В 2009 году показатель демографической нагрузки составил 566,0 (на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 566 лиц нетрудоспособных возрастов (РФ - 589,68; ПФО - 592,62).

Естественное движение населения (разница между показателями рождаемости и смертности) и миграционные процессы (механическое движение населения) определяют численность населения.

Естественный прирост населения республики наблюдался до начала 1990-х годов, а с 1993 года сменился естественной убылью населения (превышением числа умерших над числом родившихся). Максимальное превышение смертности над рождаемостью за этот период наблюдалось в 1994 - 2005 годы, когда в расчёте на каждую тысячу населения умирало на 4,5 - 4,4 человека больше, чем рождалось. В 2005 году смертность была выше рождаемости в 1,4 раза. В 2009 году, впервые за последние 17 лет, отмечен естественный прирост населения (0,6 на 1000 человек). По итогам 2009 года Удмуртская Республика занимала I место в Приволжском федеральном округе по сохранению численности населения.

Динамика рождаемости определяется уровнем социально-экономического развития региона, возрастной и половой структурой населения, сложившимся типом репродуктивного поведения населения. До 2005 года в республике отмечалось увеличение численности женщин в детородных возрастах (15-49 лет), в т.ч. в активном детородном возрасте (20-39 лет), на долю которых приходится основное количество рождений.

За последние 9 лет в Удмуртской Республике показатель рождаемости увеличился на 35,3% (с 10,2 промилле (далее - +) в 2000 году до 13,8+ в 2009 году).

Уровень рождаемости в Удмуртии традиционно выше уровней Российской Федерации и Приволжского федерального округа. По итогам 2009 года Удмуртская Республика сохранила I место в Приволжском федеральном округе и 25 место в Российской Федерации.

Однако существующий уровень рождаемости не обеспечивает даже простого воспроизводства населения республики. Для простого воспроизводства населения суммарный коэффициент рождаемости (количество рождений на 1 женщину) должен быть не ниже 2,15. В последние годы суммарный коэффициент рождаемости в республике составляет 1,613, в городских поселениях - 1,395, в сельских - 2,214.

Одной из причин недостаточного уровня рождаемости является снижение в сознании населения ценности и престижа института семьи, гендерной диспропорцией и изменившимся репродуктивным поведением населения. Ценностные ориентиры молодёжи в большей степени направлены на самореализацию, социальные установки к достижению собственного успеха, материальное благополучие.

В Удмуртской Республике сохраняется положительная тенденция снижения доли внебрачной рождаемости. В 2009 году доля внебрачной рождаемости снизилась до 30,7% (в 2006 году - 36,0%), но остаётся выше, чем в регионах Приволжского федерального округа и Российской Федерации (2009 год: в РФ - 26,1%, в ПФО - 25,4%). Высокий уровень внебрачной рождаемости регистрируется в сельских районах.

Динамика рождаемости во многом определяется складывающимися семейно-брачными отношениями. За период с 2000 года по 2009 год общий коэффициент брачности увеличился с 5,2 до 8,1 на 1000 населения (в РФ - 8,5, в ПФО - 7,9 на 1000 населения). Уровень разводов за этот период увеличился с 3,2 до 4,0 на 1000 населения, но не превысил уровня Российской Федерации и Приволжского федерального округа (в РФ - 4,9, в ПФО - 4,6 на 1000 населения).

Уровень смертности и состояния здоровья населения во многом зависит от возрастного состава населения и социально-экономического благополучия региона. Если в 2006-2008 годах уровень смертности составлял 14,3-14,2+, то в 2009 году он составил 13,2+, что ниже уровня смертности населения в Приволжском федеральном округе (14,6+) и Российской Федерации (14,2+).

За последнее 10-летие сложилась определённая структура причин смертности. В 2009 году по-прежнему первое место занимают сердечно-сосудистые заболевания - 52,9%, на 2 месте - несчастные случаи, отравления и травмы (14,9%), на 3-м - новообразования (11,9%).

В результате реализации государственных мер по ограничению злоупотребления алкоголем, профилактике дорожно-транспортного травматизма, повышению образовательного и культурного уровня населения, продолжает снижаться смертность населения в трудоспособных возрастах, особенно от внешних причин. Показатель смертности в 2009 году составил 667,7 на 100 тысяч трудоспособного населения, что на 7% ниже, чем в 2008 году.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»