Основу проектного планировочного каркаса Удмуртской Республики составляют многофункциональные территориально-планировочные системы, главные транспортно-планировочные оси и полюса роста.
Функционально-планировочные оси - зоны, примыкающие к главным транспортным коммуникациям, имеющие наиболее благоприятные условия по транспортной доступности, и, соответственно, являющиеся наиболее перспективными для активного экономического и градостроительного развития.
На территории республики выделяются следующие функционально-планировочные оси:
1. Широтные планировочные оси образованы следующими элементами:
- железные дороги широтного направления Санкт-Петербург - Пермь - Екатеринбург и Москва - Казань - Екатеринбург и сопутствующие автомобильные дороги по направлению Киров - Глазов - Игра, а также южный участок рекомендуемого продления панъевропейского коридора N 2 (Елабуга - Алнаши - Киясово - Камбарка - Екатеринбург);
- широтные железные дороги Кильмезь - Ува - Люкшудья, Ижевск - Воткинск и автомобильные дороги в направлении Сюмси - Ува - Ижевск - Воткинск, имеющие региональное значение;
- направление "Старый Сибирский тракт" после разработки проекта и реконструкции автодороги должно стать кратчайшей связью Казань - Малмыж - Игра - Пермь и активизировать развитие прилегающих территорий.
2. Меридиональные планировочные оси:
- центральный меридиональный транспортный коридор образуется на основе федеральной автомобильной дороги Елабуга - Можга - Малая Пурга - Ижевск - Игра - Пермь (подъезд к г. Перми от федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга"), а также железной дороги Зилай - Игра - Ижевск - Агрыз - Муважи. Коридор включает наиболее развитые и перспективные планировочные узлы - столицу Удмуртской Республики г. Ижевск, г. Глазов, центры муниципальных районов Завьялово, Якшур-Бодья, Игра, Балезино;
- меридиональные оси второго порядка, формирование которых должно дать импульс для комплексного социально-экономического развития прилегающих территорий:
- в восточной части территории республики формируется на основе автомобильных дорог в направлении Каракулино - Сарапул - Воткинск - Шаркан - Дебесы - Кез;
- в западной части республики - в направлении Можга - Ува - Селты - Красногорское (перспективный участок) - Юкаменское - Яр.
Многофункциональная территориально-планировочная система (ТПС) - территориально локализованный комплекс субъектов экономической деятельности, в основе развития которого лежит система существующих (или формирующихся) тесных социально-экономических связей. Многофункциональные ТПС в качестве главных структурообразующих элементов урбанизированного каркаса включают в свои территории формирующиеся зоны опережающего развития и полюса роста.
В пределах ТПС предполагается формирование зон опережающего развития федерального, регионального и межрегионального уровня, которые занимают особое место в планировочной структуре региона. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 г. <1> на территории Удмуртской Республики выделено 5 зон опережающего развития: