Схема территориального планирования Удмуртской Республики - документ, направленный на создание условий устойчивого территориального и социально-экономического развития региона до 2025 г.
Положения о территориальном планировании Удмуртской Республики в соответствии с Градостроительным кодексом РФ должны учитываться схемами территориального планирования муниципальных районов республики (ст. 20, ч. 2), генеральными планами поселений и генеральными планами городских округов (ст. 24, ч. 3), правилами землепользования и застройки (ст. 31, ч. 3) и служат основанием при подготовке документации по планировке территории (ст. 45, ч. 3). Схема территориального планирования республики является также основополагающим документом для разработки специализированных тематических программ и проектов, реализуемых на территории республики.
Основная цель проекта - разработка долгосрочной территориальной стратегии, учитывающей необходимость достижения устойчивого социально-экономического развития республики для обеспечения высоких жизненных стандартов населения.
Достижение основной цели осуществляется путем выработки конкретных мероприятий по комплексу направлений.
1. Формирование отвечающей основной цели проекта пространственной организации территории (в т.ч. каркас расселения, система основных инженерных и транспортных коммуникаций, природно-экологический каркас).
2. Создание "гуманной" среды обитания: существенное улучшение экологической ситуации, повышение качества жизни населения.
3. Создание привлекательного инвестиционного облика территории и предпосылок для существенного прогресса в развитии основных секторов экономики, определение наиболее перспективных зон опережающего развития, зон экономической активности и "полюсов роста" республики.
4. Достижение долговременной экономической, технологической и экологической безопасности развития республики, в т.ч. путем разработки мероприятий по защите от неблагоприятных природных и антропогенных процессов, чрезвычайных ситуаций.
5. Сохранение историко-культурного и природного наследия, рациональное природопользование, формирование предложений по развитию особо охраняемых территорий.
Закономерным результатом достижения указанных целей второго уровня должно стать сокращение территориальных диспропорций в социальном и экономическом развитии республики.
Разработка мероприятий схемы ведется на основе комплексного анализа и оценки территории, проводимой с целью выявления ее природно-ресурсного, социально-демографического, экономического, историко-культурного, инженерного и транспортного потенциалов, выявления проблемных ситуаций. Это позволяет точнее определить основные проблемы и сформулировать конкретные мероприятия, решающие пространственно локализованные задачи. Все предлагаемые мероприятия учитывают сложившуюся в республике систему зон с особыми условиями использования территорий и являются взаимно увязанными в части ограничений, налагаемых планируемыми для создания объектами. Комплексный характер разработки проекта позволяет обеспечить организацию разумного баланса в части планировочных, коммуникационных, социальных, промышленных, экологических и других предложений.
С учетом сложившихся демографических тенденций, имеющихся предпосылок социально-экономического развития, а также федеральной и региональной демографической политики осуществляется прогнозирование базовых параметров демографического и социального развития территории. На основе действующих нормативных показателей обеспеченности населения соответствующими благами и услугами определяются перспективные потребности в объемах жилищного строительства, в развитии объектов инженерной инфраструктуры, объектов образования, здравоохранения, культурной сферы, туристско-рекреационной деятельности и т.п.
Перспективный коммуникационный каркас республики рассматривается не только как система оптимизированных транспортных связей для организации сообщения с ключевыми хозяйственно-экономическими центрами страны, определяются возможности улучшения межрайонных транспортных сообщений, организации более тесной связи с сетью дорог соседних регионов.
Основная задача проекта - предоставить Правительству Удмуртской Республики инструмент для: