Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2011 - 2015 ГОДЫ" (с изменениями на: 08.04.2013)

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость ее решения программно-целевыми методами

Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - подпрограмма) предусматривает создание системы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях улучшения демографической ситуации в Удмуртской Республике и снижения социальной напряженности в обществе.

Необеспеченность жильем молодых семей способствует деформации фундаментальных жизненных ценностей, является причиной для разводов в существующих семьях и нежелания создания новых семей.

В связи с этим для улучшения демографической ситуации в Удмуртской Республике необходимо, в первую очередь, обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.

Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в период с 2005 по 2009 годы в республике осуществлялась:

за счет предоставления жилищных займов за счет средств бюджета Удмуртской Республики на строительство и приобретение жилья и субсидий на погашение части задолженности по жилищному займу при рождении второго и третьего ребенка;

за счет предоставления социальных выплат на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы и РЦП "Жилище" на 2009 - 2010 годы;

за счет предоставления компенсации процентной ставки по жилищным кредитам и социальных выплат на погашение части жилищного кредита при рождении третьего ребенка.

За этот период жилищные займы за счет средств бюджета Удмуртской Республики получили 1011 молодых семей на сумму 267 млн. рублей.

В 2009 году Удмуртская Республика прошла конкурсный отбор и приняла участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Участниками указанной подпрограммы стали 46 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сумма государственной поддержки для этих молодых семей составила 24 млн. рублей, в том числе 17 млн. рублей из федерального бюджета и 7 млн. рублей из бюджета Удмуртской Республики. В 2010 году еще 46 молодых семей приняли участие в указанной подпрограмме. Молодым семьям предоставлены социальные выплаты в объеме 23,5 млн. рублей, в том числе 15,9 млн. рублей из федерального бюджета и 7,6 млн. рублей из бюджета Удмуртской Республики.

Компенсации процентной ставки по жилищным кредитам за 2005 - 2009 годы получили 783 молодые семьи на сумму 27 млн. рублей.

Всего за указанный период государственную поддержку в улучшении жилищных условий получили 1840 молодых семей на сумму 355 млн. руб.

Согласно данным администраций муниципальных образований в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2010 года, на учете на получение жилищных займов за счет средств бюджета Удмуртской Республики состоит 5387 молодых семей, на получение социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы - 959 молодых семей, на получение компенсации процентной ставки по жилищным кредитам - 1182 молодые семьи.

Система мер государственной поддержки молодых семей в Удмуртской Республике постоянно совершенствуется, объем государственной поддержки увеличивается.

В условиях финансово-экономического кризиса кредитные организации ужесточили условия предоставления ипотечных жилищных кредитов. В настоящее время, когда практически все кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов от стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья, являются отсутствие у значительного числа граждан средств для оплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту. Сдерживающим фактором остаются и высокие процентные ставки за использование кредитных средств.

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

Новой формой эффективного сотрудничества государства и частного бизнеса стал проект по предоставлению компенсации процентной ставки по жилищным кредитам для молодых семей, реализация которого началась в республике в 2009 году в рамках РЦП "Жилище" на 2009 - 2010 годы. Разработанный механизм взаимодействия участников проекта позволил молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим невысокий уровень доходов, приобретать жилые помещения по ценам ниже рыночных на 15%. Предоставление компенсации процентной ставки по жилищным кредитам до 5% годовых за счет средств бюджета Удмуртской Республики позволило молодым семьям подтвердить платежеспособность и получить жилищные кредиты с минимальным первоначальным взносом в 10% стоимости приобретаемого жилья.

В 2009 году по предложенной схеме 591 молодая семья получила жилищные кредиты и заключила договоры на приобретение жилья в завершенных строительством жилых домах или договоры участия в долевом строительстве в строящихся жилых домах. В жилищное строительство в 2009 году дополнительно привлечено 1030 млн. рублей, в 2010 году эта сумма может составить 1330 млн. рублей. За счет дополнительных инвестиций в 2010 году предполагается ввести 70 тыс. кв. м общей площади жилья.

Итоги реализации проекта по предоставлению компенсации процентной ставки по жилищным кредитам для молодых семей повлияют на формирование показателей стоимости одного квадратного метра на рынке жилья в Удмуртской Республике и позволят снизить коэффициент доступности жилья. По прогнозам на 2010 год, коэффициент доступности жилья может составить 4,7 лет.

Реализация мер государственной поддержки позволяет молодым семьям получать жилищные кредиты и способствует дальнейшему развитию ипотечного жилищного кредитования. За январь - май 2010 года кредитными организациями выдано жилищных кредитов на сумму 1439 млн. рублей для 1958 семей - это в 2,3 раза больше соответствующего периода 2009 года.

Достигнутые показатели являются результатом согласованных действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления, субъектов частного бизнеса в строительстве, кредитных организаций.

Решение вопросов формирования рынка доступного жилья и обеспечения жильем граждан не может быть обеспечено единовременно в рамках полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления и возможно с применением программно-целевого метода. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов участников рынка жилья.

Использование программно-целевого метода при решении задач, поставленных в подпрограмме, позволит определить систему взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов частного бизнеса в строительстве, кредитных организаций и молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение поставленных задач в рамках мероприятий подпрограммы позволит разработать эффективные механизмы их успешной реализации.

Кроме того, решение вопросов формирования рынка доступного жилья и обеспечения жильем граждан программно-целевым методом имеет ряд важных преимуществ:

дает возможность привлечения на проведение программных мероприятий средств федерального бюджета;

создает условия для эффективного управления финансовыми ресурсами;

носит межотраслевой и межведомственный характер и требует государственного участия;

дает значительный мультипликативный эффект в различных отраслях экономики и способствует обеспечению социального благополучия в обществе.

Применение в решении поставленных в подпрограмме задач программно-целевого метода обеспечивает: