Утверждена
распоряжением Правительства
Удмуртской Республики
от 12 июля 2010 года № 637-р
Концепция
республиканской целевой программы
«Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики
на 2011-2015 годы»
I. Обоснование соответствия решения проблемы целям и
приоритетным задачам социально-экономического развития
Удмуртской Республики
Сохранение и расширенное воспроизводство плодородия почв является основой успешного ведения земледелия. Особенно это актуально в условиях Удмуртской Республики, имеющей низкое естественное плодородие почв (7-8 ц/га).
В Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года № 68-РЗ, определены задачи по поддержанию почвенного плодородия. Решению обозначенных задач будет способствовать реализация мероприятий разрабатываемой республиканской целевой программы «Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы» (далее - Программа).
В Программе будут предусмотрены меры по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, что является одним из условий интенсификации земледелия. Реализация вышеуказанных направлений будет способствовать росту продуктивности сельскохозяйственного производства, увеличению ценности земли, как основного средства производства в сельском хозяйстве и, как следствие, решению задач обеспечения населения качественным продовольствием, улучшению социальной обстановки на селе, сохранению существующих и созданию новых рабочих мест.
Плодородие почв должно иметь уровень, способный при внедрении современных технологий обеспечить производство качественной сельскохозяйственной продукции в количестве, необходимом для сохранения продовольственной безопасности страны.
II. Обоснование целесообразности и необходимости решения
проблемы программно-целевым методом
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно абзацу первому статьи 13 названного Федерального закона, в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляются разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и региональных целевых программ в данной области.
В настоящее время принята и действует федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 99. На основании вышеуказанного постановления разработана республиканская целевая программа «Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2006-2010 годы», утвержденная постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 22 ноября 2005 года № 528-III, и республиканская целевая программа «Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2010 год», утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 года № 273.
В целях продолжения реализации мероприятий по восстановлению и сохранению плодородия почв Удмуртской Республики необходима разработка республиканской целевой программы «Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2010-2015 годы».
Плодородие почв - это оптимальное соотношение свойств, процессов и режимов, структурных взаимосвязей в почве для достижения продуктивности сельскохозяйственных растений, оправданной с экологической и экономической точек зрения.
За годы интенсивной химизации земледелия, объёмного использования органических удобрений эффективное плодородие почв выросло с 12,4 до 21,7 ц/га зерновых культур. Но с изменением экономических и организационных условий, в том числе в сельском хозяйстве, в земледелии сложился отрицательный баланс основных элементов питания, нарастают процессы подкисления почв пахотных земель, что приводит к последовательному снижению плодородия почв.
Одним из важных факторов повышения продуктивности почв является орошение овощных и кормовых угодий, осушение переувлажненных земель, культуртехнические работы в сочетании с агрохимическими и другими мероприятиями. Только при этом условии обеспечивается наивысшая эффективность мелиорированных земель.
Проблема 1. Подкисление почв.
В результате интенсивного известкования в период массовой химизации до начала 90-х годов прошлого столетия доля кислых почв пахотных земель в республике была снижена с 82,2% до 36,5 %, средневзвешенное значение рН доведено с 5,0 до 5,6 единиц.
Однако, в связи с незначительными объёмами известкования, в соответствии с естественными процессами генезиса почв, в наших условиях с 2000 года нарастают процессы подкисления почв. Исследования, проведенные в 2008 году в четырёх муниципальных районах Удмуртской Республики (Шарканский, Увинский, Завьяловский, Сарапульский) показали, что площадь пахотных земель в указанных районах по сравнению с состоянием в 1999 - 2000 годах увеличилась на 19,4 %, а среднее значение рН уменьшилось с 5,55 до 5,40 единиц. Дальнейшее подкисление почв неизбежно приведёт к общему снижению продуктивности возделываемых культур, к снижению биологической активности почв.
Чем больше будет углубляться процесс подкисления почв, тем больше усилий потребуется для нейтрализации вновь возникшей кислотности. Поэтому целесообразно проводить известкование в объёмах, обеспечивающих сохранение кислотности на существующем уровне (задача минимум), а при появлении экономической возможности продолжить известкование с целью устранения почв с рН менее 5,0 единиц (задача максимум).
Для решения первой задачи требуется ежегодно вносить 252 тыс. тонн углекислого кальция (342 млн. руб.), для решения второй - не менее 381 тыс. тонн (516 млн. руб.). В настоящее время ежегодно вносится 15 тыс. тонн сыромолотой извести или 9 тыс. тонн углекислого кальция (15 млн. руб.). При таких объемах периодичность известкования, при нормативе не менее 7 лет, составит более 200 лет, что неминуемо приведет к интенсивному подкислению почв до естественного состояния.
Известкование необходимо проводить в первую очередь в хозяйствующих субъектах, внедряющих прогрессивные технологии и добившихся высокой культуры земледелия в соответствии с показателями агрохимического обследования.
Проблема 2. Недостаточный уровень обеспечения пахотных почв питательными веществами, низкий уровень применения минеральных удобрений.
В условиях Удмуртской Республики наиболее важным показателем плодородия почв является содержание фосфора. За период интенсивной химизации запасы его в почве были увеличены более чем в два раза и в конце прошлого века составили 126 мг/кг почвы.
Однако из-за значительного невосполнения выноса фосфора урожаем за последние годы наблюдается устойчивое снижение его запасов в почве. Обследование в четырёх муниципальных районах Удмуртской Республики (Шарканский, Увинский, Завьяловский, Сарапульский) в 2008 году показало, что содержание запасов усвояемого фосфора снизилось на 25 мг/кг почвы, или на 19%, что неизбежно будет сопровождаться адекватным снижением потенциала плодородия почв и урожая возделываемых культур.
Удобрения являются одним из обязательных и важнейших факторов интенсификации земледелия, сохранения и расширенного воспроизводства плодородия почв. Уровень их использования в настоящий период не обеспечивает возмещения выноса элементов питания из почвы, что ведет к неизбежному истощению почв.
Анализ результатов исследований показывает, что внесение 1 кг действующего вещества удобрений в разброс под предпосевную обработку обеспечивает дополнительное получение с одного гектара 4,2 кг зерна, при локальном внесении - 12,2 кг/га. Поэтому использование удобрений более целесообразно методом локального внесения.