ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2010 года № 91
Об утверждении ведомственной целевой программы
«Развитие легкой промышленности Удмуртской Республики
на 2011-2013 годы»
(с изменениями на 25 ноября 2013 года)
______________________________________________________________
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 25 ноября 2013 года № 529
______________________________________________________________
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Развитие легкой промышленности Удмуртской Республики на 2011-2013 годы».
2. Определить заказчиком ведомственной целевой программы «Развитие легкой промышленности Удмуртской Республики на 2011-2013 годы» Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич
Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 29 марта 2010 года № 91
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2011-2013 ГОДЫ»
I. Паспорт Программы
Наименование Программы | Ведомственная целевая программа «Развитие легкой промышленности Удмуртской Республики на 2011-2013 годы» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 28 декабря 2009 года № 1142-р «О разработке проекта ведомственной целевой программы «Развитие легкой промышленности Удмуртской Республики на 2011-2013 годы» |
Заказчик Программы | Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики |
Разработчик проекта Программы | Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики |
Исполнители Программы | Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики Министерство экономики Удмуртской Республики Организации легкой промышленности Удмуртской Республики (по согласованию) |
Цели Программы | Создание условий для интенсификации развития легкой промышленности, повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции |
Задачи Программы | - Стимулирование инвестиционной деятельности организаций легкой промышленности и создание условий для пополнения оборотных средств; - проведение технического перевооружения и модернизации производственных мощностей организаций легкой промышленности; - повышение качества и конкурентоспособности продукции организаций легкой промышленности и доведение качественно-ценовых характеристик производимых изделий до уровня, соответствующего покупательскому спросу |
Целевые индикаторы Программы | - Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами (работ, услуг) по видам экономической деятельности: «текстильное и швейное производство» и «производство кожи, изделий из кожи и производство обуви»; - среднемесячная заработная плата работников организаций, занятых в легкой промышленности; - дополнительные налоговые поступления в бюджет Удмуртской Республики |
Сроки и этапы реализации Программы | С 01 января 2011 года по 31 декабря 2013 года. |
Объемы и источники финансирования Программы | Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общий объем финансирования Программы составляет 65,9 млн. рублей, в том числе: - за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 4,9 млн. рублей, в том числе: 2011 год - 1,3 млн. руб.; 2012 год - 1,6 млн. руб.; 2013 год - 2,0 млн. руб.;(в ред. постановления Правительства УР от 25 ноября 2013 года № 529) - за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации - 61,0 млн. руб., в том числе: 2011 год - 19,0 млн. руб.; 2012 год - 20,5 млн. руб.; 2013 год - 21,5 млн. руб. Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год. В случае несоответствия результатов исполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в установленном законодательством Удмуртской Республики порядке. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности | Экономическая эффективность от реализации Программы составит 240 млн. руб. Бюджетная эффективность (дополнительные налоговые поступлениях в бюджет Удмуртской Республики) составит 10,8 млн. руб. Увеличение среднемесячной заработной платы работников организаций легкой промышленности на 39 процентов по сравнению с 2009 годом |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1. Анализ ситуации и проблемы легкой промышленности
Российской Федерации
Легкая промышленность - важнейший сектор российской экономики, от развития которого во многом зависит социально-экономическая ситуация как в регионах России, так и в стране в целом.
Продукция легкой промышленности востребована практически во всех сферах жизнедеятельности человека, она обеспечивает стратегическую безопасность страны, удовлетворяя потребности силовых структур и федеральных ведомств в вещевом имуществе, в сопутствующих изделиях к военной технике, в техническом текстиле и средствах индивидуальной защиты.
Наибольший удельный вес в структуре легкой промышленности по объему вырабатываемой продукции занимает текстильная, швейная и меховая отрасли - 75 процентов, причем доля текстильной продукции составляет 45 процентов. На продукцию сферы производства кожи, изделий из кожи и производства обуви приходится около 25 процентов.
В январе-декабре 2009 года индекс производства в текстильном и швейном производстве составил 84,2% по сравнению с январем-декабрем 2008 года, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 98 процентов.
В 2009 году производство практически всей текстильной и швейной продукции снизилось по отношению к 2008 году на 15-30%, в т.ч. ткани хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые - на 20-25%, льняные - на 46,6%, одеяла, белье постельное, чулочно-носочные изделия, бельевой трикотаж - на 5-15%, швейные изделия - на 20-25 процентов.
Увеличение производства отмечено в производстве нетканых материалов типа тканей - в 2,8 раза, практически на уровне прошлого года осталось производство трикотажных и тюле-гардинных изделий, платьев.
В 2009 году в обработке хромовых кож отставание производства составило 4,6%, обработке юфтевых и жестких кожтоваров - 26,3% и 19% соответственно, производство обуви увеличилось на 2,3%, в т.ч. детской - на 16,4 процента.
Среднесписочная численность работников в январе-ноябре 2009 года по полному кругу организаций в текстильном и швейном производстве составила 333,4 тыс. чел. (86,9% к уровню января-ноября 2008 года), в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 56,7 тыс. чел. (91,7%).
Среднемесячная заработная плата в текстильном и швейном производстве в январе-декабре 2009 года составила 8951 руб. (105,9% к январю-декабрю 2008 года), в кожевенном производстве - 10534 руб. (105,5%).
Основные причины спада производства в легкой промышленности: снижение потребительского спроса в связи со снижением реальных денежных доходов населения, снижение спроса на продукцию легкой промышленности со стороны промышленности из-за падения уровня производства практически во всех секторах экономики.
Помимо этого легкая промышленность Российской Федерации сталкивается с рядом других проблем, решение которых становится одной из первоочередных задач на государственном уровне согласно Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года. Можно выделить следующие основные проблемы отрасли:
1. Техническая и технологическая отсталость легкой промышленности России от зарубежных стран.
2. Острая конкуренция на внутреннем рынке между российскими и зарубежными товарами, потеря отечественными организациями своих позиций и сегментов рынка.
3. Высокий удельный вес теневой экономики, ставший причиной усиления стратегической и товарной зависимости государства от зарубежных стран.
4. Низкий уровень инновационной активности отрасли, выражаемый в слабой конкурентоспособности отечественных товаров и в низкой доле инновационной продукции.
5. Социальная и кадровая проблема, проявляющаяся в ежегодном оттоке рабочих кадров, приводящем к дефициту высококвалифицированных специалистов, управленческих кадров и профессиональных рабочих.
2. Анализ ситуации и проблемы легкой промышленности
Удмуртской Республики
2.1. Основные показатели развития легкой промышленности
Удмуртской Республики
Несмотря на незначительную долю легкой промышленности в общем объеме промышленного производства Удмуртской Республики (0,5 процентов в 2009 году) (рис.1), отрасль является одной из старейших отраслей республики, ей принадлежит ключевая роль в развитии экономики республики, в обеспечении населения товарами социального назначения.
Рис. 1. Удельный вес выпуска продукции
легкой промышленности в общем объеме продукции
промышленности Удмуртской Республики в 2004-2009 годах
В 2009 году влияние мирового финансового кризиса негативно повлияло на работу промышленности Удмуртской Республики, в том числе и легкой промышленности. За период с января по декабрь 2009 года индекс физического объема производства составил 97,4 процента и 52,7 процента соответственно по видам экономической деятельности «текстильное и швейное производство» и «производство кожи, изделий из кожи и производство обуви».
Динамика объемов отгруженных товаров собственного производства выполненных работ и услуг собственными силами за период 2004-2009 годы предприятиями легкой промышленности представлен на рис.2.
Рис. 2. Динамика объемов отгруженных товаров
собственного производства, выполненных работ
и услуг собственными силами за период 2004-2009 годы
Основные показатели работы легкой промышленности
Удмуртской Республики в 2004-2009 годах
Показатели | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Объем отгруженной продукции легкой промышленности, всего, млн. руб., в т.ч.: | 547,8 | 527,4 | 859,6 | 669,0 | 1096,3 | 970,1 |
- текстильное и швейное производство | 423,8 | 406,8 | 767,7 | 545 | 834,3 | 840,7 |
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 124 | 120,6 | 91,9 | 124,0 | 262 | 129,4 |
Выпуск продукции легкой промышленности, всего, млн. руб., в т.ч.: | 371 | 511 | 842 | 663 | 1099 | 963 |
- текстильное и швейное производство | 345 | 392 | 747 | 538 | 837 | 833,6 |
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 26 | 119 | 95 | 125 | 262 | 129,4 |
Индекс физического объема производства промышленной продукции, % к предыдущему году | ||||||
- текстильное и швейное производство | 120,9 | 109,5 | 126,4 | 114,4 | 101,4 | 97,4 |
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 81,9 | 61,5 | 124,8 | в 2,3 раза | 70,0 | 52,7 |
Среднегодовая численность работников организаций легкой промышленности по видам экономической деятельности, тыс. человек | 3828 | 3293 | 4793 | 2896 | 4159 | 3825 |
- текстильное и швейное производство | 3567 | 2666 | 4258 | 2408 | 3632 | 3389 |
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 261 | 627 | 535 | 488 | 527 | 436 |
Среднемесячная заработная плата по видам экономической деятельности, руб. | 2478 | 3532,2 | 5048,8 | 5468,2 | 6857 | 7403 |
- текстильное и швейное производство | 2459,5 | 3535,4 | 5036,1 | 5391,9 | 6433,3 | 7208,6 |
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 2724,3 | 3518,7 | 5150,2 | 5844,5 | 9780,1 | 8917,3 |
Как видно из таблицы 1 по виду экономической деятельности «текстильное и швейное производство» среднесписочная численность работников за период с января по декабрь 2009 года составила 3389 человек, что на 6,7 процента меньше, чем за аналогичный период предыдущего года, по виду экономической деятельности «производство кожи, изделий из кожи и производство обуви» среднесписочная численность работников снизилась на 17,3 процента к уровню 2008 года и составила 436 человек.
Достаточно сложным остается текущее финансовое состояние отрасли. В 2009 году в текстильном и швейном производстве удельный вес убыточных организаций составил 50 процентов. Сальдированный финансовый результат составил 1009 тыс. руб., что более, чем в два раза ниже по сравнению с предыдущим годом. Прибыль в текстильном и швейном производстве составила 9264 тыс. руб., убыток - 8255 тыс. руб.
В 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился выпуск некоторых важнейших видов продукции (рис.3): трикотажных изделий - на 13,7 процента, пальто и полупальто - на 5,8 процента, чулочно-носочных изделий - на 10,7 %. Вместе с тем сократилось производство постельного белья на 32,2 процента, костюмов - на 63,1%, брюк - на 22,6 процента, платьев - на 39,4 процента, костюмов рабочих и спецназначения - на 35,7 процента, обуви - на 52,6 процента (таблица 2).
Производство основных видов продукции Удмуртской Республики
(2004-2009 г.)
Наименование изделия | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Чулочно-носочные изделия, тыс.пар | 228 | 3075 | 3156 | 5165 | 3336 | 3691 |
Трикотажные изделия, тыс.шт. | 481 | 505 | 575 | 663 | 744 | 788,1 |
Пальто и полупальто, тыс.шт. | 9,3 | 13,5 | 12,1 | 4,7 | 8,5 | 5,5 |
Костюмы, тыс.шт. | 31,3 | 49,4 | 82,1 | 66,1 | 167 | 61,6 |
Платья, тыс.шт. | 67,6 | 87,0 | 73,0 | 49,0 | 9,9 | 6,0 |
Брюки, тыс.шт. | 42,1 | 58,2 | 76,2 | 42,1 | 44,7 | 34,6 |
Белье постельное, тыс.шт. | 98,5 | 89,8 | 88,9 | 87,3 | 59,3 | 40,2 |
Костюмы рабочие и спецназначения, тыс.шт. | 125 | 125 | 155 | 364 | 211 | 135,6 |
Куртки ватные (спецодежда) тыс.шт. | 33,1 | 22,5 | 22,7 | 48,3 | 28,1 | 19,1 |
Халаты из хлопчатобумажной ткани (спецодежда), тыс.шт. | 63,4 | 42,5 | 29,9 | 24,9 | 48,3 | 20,2 |
Рукавицы, тыс.шт. | 586 | 517 | 314 | 294 | 587 | 495,3 |
Обувь, тыс. пар | 241 | 178 | 153 | 500 | 389 | 184,4 |