Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы «Энергоэффективность в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы» (с изменениями на 23 сентября 2013 года) (с изменениями на 7 ноября 2013 года)

Таблица 3

Прогноз изменения энергоемкости ВРП

 Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

ВРП, млн. руб.

139 995,3

164 848,5

205 824,4

240 456,0

226 116,0

243 467,0

263 039,0

285 650,0

310 765,0

338 269,0

Темп роста ВРП, %

138,8

117,8

124,9

116,8

94,0

107,7

108,0

108,6

108,8

108,9

Индекс физического объема, %

104,4

104,2

104,0

102,1

92,7

98,8

100,6

101,3

101,4

101,4

Индекс-дефлятор ВРП, %

133,6

111,8

120,0

114,4

101,5

108,9

107,4

107,2

107,3

107,3

Потребление ТЭР, т.у.т.

6329805,0

6417260,5

6546853,2

6444488,5

6009548,1

5999626,4

6093420,8

6241306,3

6378422,0

6467719,9

Рост потребления ТЭР, %

 

101,4

102,0

98,4

93,3

99,8

101,6

102,4

102,2

101,4

Энергоемкость ВРП в фактических ценах, т.у.т./млн.руб.

45,2

38,9

31,8

26,8

26,6

24,6

23,2

21,8

20,5

19,1

ВРП в сопоставимых ценах (к 2007 г.), млн.руб.

199 577,3

197 818,2

205 824,4

210 146,7

194 806,0

192 468,0

193 623,0

196 140,0

198 886,0

201 670,0

Энергоемкость ВРП в сопоставимых ценах (к 2007 г.), т.у.т./млн.руб.

31,7

32,4

31,8

30,7

30,9

31,2

31,5

31,8

32,1

32,1

Изменение энергоемкости ВРП в сопоставимых ценах, т.у.т./млн.руб.

 

0,7

-0,6

-1,1

0,2

0,3

0,3

0,3

0,3

0,00

2005-2008 г. (факт) - на основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике;

2009-2011 г. (предварительная оценка 2009 года и прогноз до 2011 года) - на основании данных Минэкономики УР;
2012-2014 г. (прогноз) - на основании данных Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года.

     
Обоснование целесообразности и необходимости решения
проблемы программно-целевым методом

В настоящее время вопрос об энергосбережении не отделяется от задач по развитию России и является одним из важнейших в деле преодоления экономического кризиса. В связи с этим в законодательной и нормативной базе в сфере энергосбережения и энергоэффективности происходят качественные изменения. От документов, как правило, носящих общий декларативный характер, происходит переход к документам, которые ставят конкретные цели и задачи.

Значения целевых индикаторов и сроки их достижения устанавливаются в следующих документах:

1. Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»:

- принятие мер по техническому регулированию, направленных на повышение энергетической и экологической эффективности таких отраслей экономики как электроэнергетика, строительство, ЖКХ и транспорт.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р:

- снижение энергоемкости валового внутреннего продукта к 2020 году не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года;

- осуществление ликвидации к 2012 году за счет государственной поддержки безучетного потребления энергоресурсов путем оснащения приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей;

- осуществление реализации специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса, в том числе внедрение тарифного метода доходности инвестированного капитала (RAB), адаптация концессионных договоров для передачи в управление комплексов жилищно-коммунального хозяйства.

3. Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года № 1-р, на период до 2020 года устанавливают следующие значения целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт):

- в 2010 году - 1,5 процента;

- в 2015 году - 2,5 процента;

- в 2020 году - 4,5 процента.

Предложения по конкретным финансовым, экономическим и организационным механизмам стимулирования энергосбережения должны являться неотъемлемой частью вышеуказанных мер.

Анализируя предпринимавшиеся попытки организации системного подхода в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, можно выделить следующие наиболее проблемные направления работы в этой области:

1. Несовершенство правовой базы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Несмотря на увеличение количества нормативных правовых актов по энергоэффективности, требуется их дальнейшее развитие, направленное на обеспечение инвестиционной привлекательности, стимулирование эффективности потребления ТЭР, в том числе для бюджетных потребителей и населения.

2. Недостаточное развитие энергоменеджмента.

Вопросам управления в ТЭК всегда уделялось достаточно серьезное внимание. Однако такое отношение к вопросам энергетической эффективности только начинает формироваться. Отсюда и недостаточное качество разрабатываемых инвестиционных проектов, недооценка вопросов нормирования и лимитирования потребления ТЭР, разработки и ведения топливно-энергетического баланса различного уровня. Энергоменеджмент должен развиваться опережающими темпами по отношению к изменяющимся организационным, правовым, методологическим, экологическим, научно-техническим и финансовым условиям.

3. Недостаточная стимулирующая роль тарифной политики в области энергоэффективности.

В повышении эффективности использования ТЭР важнейшую роль играет сбалансированная тарифная политика. В последние годы ослабло внимание к проблемам реактивной мощности, снизилось влияние тарифа на равномерность потребления электрической энергии в течение суток. Требуется дальнейшее развитие стимулирующей роли тарифов в области энергоэффективности как для потребителей ТЭР, так и для энергоснабжающих организаций. Основой качественного регулирования тарифов должны стать производственные и инвестиционные программы, обеспечивающие целевое использование средств.

4. Недостаточность информационного обеспечения, обучения и пропаганды в области энергосбережения.

Следует отметить, что работа в этом направлении начинает формироваться. Проводимые семинары в республике, хоть и носят в основном рекламный характер, но пользуются достаточной популярностью. Для решения поставленных Программой задач требуется подготовка кадров в области энергоэффективности. Пропаганда энергосбережения должна носить плановый, регулярный характер. В помощь специалистам, особенно небольших организаций, должна формироваться база данных с типовыми решениями технически проработанных энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования.