Прогноз изменения энергоемкости ВРП
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
ВРП, млн. руб. | 139 995,3 | 164 848,5 | 205 824,4 | 240 456,0 | 226 116,0 | 243 467,0 | 263 039,0 | 285 650,0 | 310 765,0 | 338 269,0 |
Темп роста ВРП, % | 138,8 | 117,8 | 124,9 | 116,8 | 94,0 | 107,7 | 108,0 | 108,6 | 108,8 | 108,9 |
Индекс физического объема, % | 104,4 | 104,2 | 104,0 | 102,1 | 92,7 | 98,8 | 100,6 | 101,3 | 101,4 | 101,4 |
Индекс-дефлятор ВРП, % | 133,6 | 111,8 | 120,0 | 114,4 | 101,5 | 108,9 | 107,4 | 107,2 | 107,3 | 107,3 |
Потребление ТЭР, т.у.т. | 6329805,0 | 6417260,5 | 6546853,2 | 6444488,5 | 6009548,1 | 5999626,4 | 6093420,8 | 6241306,3 | 6378422,0 | 6467719,9 |
Рост потребления ТЭР, % |
| 101,4 | 102,0 | 98,4 | 93,3 | 99,8 | 101,6 | 102,4 | 102,2 | 101,4 |
Энергоемкость ВРП в фактических ценах, т.у.т./млн.руб. | 45,2 | 38,9 | 31,8 | 26,8 | 26,6 | 24,6 | 23,2 | 21,8 | 20,5 | 19,1 |
ВРП в сопоставимых ценах (к 2007 г.), млн.руб. | 199 577,3 | 197 818,2 | 205 824,4 | 210 146,7 | 194 806,0 | 192 468,0 | 193 623,0 | 196 140,0 | 198 886,0 | 201 670,0 |
Энергоемкость ВРП в сопоставимых ценах (к 2007 г.), т.у.т./млн.руб. | 31,7 | 32,4 | 31,8 | 30,7 | 30,9 | 31,2 | 31,5 | 31,8 | 32,1 | 32,1 |
Изменение энергоемкости ВРП в сопоставимых ценах, т.у.т./млн.руб. |
| 0,7 | -0,6 | -1,1 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,00 |
2005-2008 г. (факт) - на основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике;
2009-2011 г. (предварительная оценка 2009 года и прогноз до 2011 года) - на основании данных Минэкономики УР;
2012-2014 г. (прогноз) - на основании данных Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года.
Обоснование целесообразности и необходимости решения
проблемы программно-целевым методом
В настоящее время вопрос об энергосбережении не отделяется от задач по развитию России и является одним из важнейших в деле преодоления экономического кризиса. В связи с этим в законодательной и нормативной базе в сфере энергосбережения и энергоэффективности происходят качественные изменения. От документов, как правило, носящих общий декларативный характер, происходит переход к документам, которые ставят конкретные цели и задачи.
Значения целевых индикаторов и сроки их достижения устанавливаются в следующих документах:
1. Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»:
- принятие мер по техническому регулированию, направленных на повышение энергетической и экологической эффективности таких отраслей экономики как электроэнергетика, строительство, ЖКХ и транспорт.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р:
- снижение энергоемкости валового внутреннего продукта к 2020 году не менее чем на 40 процентов по отношению к уровню 2007 года;
- осуществление ликвидации к 2012 году за счет государственной поддержки безучетного потребления энергоресурсов путем оснащения приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей;
- осуществление реализации специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса, в том числе внедрение тарифного метода доходности инвестированного капитала (RAB), адаптация концессионных договоров для передачи в управление комплексов жилищно-коммунального хозяйства.
3. Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года № 1-р, на период до 2020 года устанавливают следующие значения целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт):
- в 2010 году - 1,5 процента;
- в 2015 году - 2,5 процента;
- в 2020 году - 4,5 процента.
Предложения по конкретным финансовым, экономическим и организационным механизмам стимулирования энергосбережения должны являться неотъемлемой частью вышеуказанных мер.
Анализируя предпринимавшиеся попытки организации системного подхода в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, можно выделить следующие наиболее проблемные направления работы в этой области:
1. Несовершенство правовой базы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Несмотря на увеличение количества нормативных правовых актов по энергоэффективности, требуется их дальнейшее развитие, направленное на обеспечение инвестиционной привлекательности, стимулирование эффективности потребления ТЭР, в том числе для бюджетных потребителей и населения.
2. Недостаточное развитие энергоменеджмента.
Вопросам управления в ТЭК всегда уделялось достаточно серьезное внимание. Однако такое отношение к вопросам энергетической эффективности только начинает формироваться. Отсюда и недостаточное качество разрабатываемых инвестиционных проектов, недооценка вопросов нормирования и лимитирования потребления ТЭР, разработки и ведения топливно-энергетического баланса различного уровня. Энергоменеджмент должен развиваться опережающими темпами по отношению к изменяющимся организационным, правовым, методологическим, экологическим, научно-техническим и финансовым условиям.
3. Недостаточная стимулирующая роль тарифной политики в области энергоэффективности.
В повышении эффективности использования ТЭР важнейшую роль играет сбалансированная тарифная политика. В последние годы ослабло внимание к проблемам реактивной мощности, снизилось влияние тарифа на равномерность потребления электрической энергии в течение суток. Требуется дальнейшее развитие стимулирующей роли тарифов в области энергоэффективности как для потребителей ТЭР, так и для энергоснабжающих организаций. Основой качественного регулирования тарифов должны стать производственные и инвестиционные программы, обеспечивающие целевое использование средств.
4. Недостаточность информационного обеспечения, обучения и пропаганды в области энергосбережения.
Следует отметить, что работа в этом направлении начинает формироваться. Проводимые семинары в республике, хоть и носят в основном рекламный характер, но пользуются достаточной популярностью. Для решения поставленных Программой задач требуется подготовка кадров в области энергоэффективности. Пропаганда энергосбережения должна носить плановый, регулярный характер. В помощь специалистам, особенно небольших организаций, должна формироваться база данных с типовыми решениями технически проработанных энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования.