|
| Количественные характеристики проблемы |
| ||
№ п/п | Наименование проблемы | Значение в УР | В среднем по ПФО | В среднем по РФ | Краткое описание |
1. | Проблемы социального развития республики | ||||
1.1 | Сокращение численности населения, % за 2005-2007 годы |
|
|
| Сокращение численности населения за период с 2005 по 2008 год, изменение структуры убыли за счёт увеличения миграционного оттока формируют значимые угрозы для динамичного социально-экономического развития республики Рост рождаемости с 1998 г. до 2009 г. не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. С 2004 года началось сокращение женщин репродуктивного возраста, а с 2009 г. прогнозируется сокращение и количества женщин в максимально репродуктивном возрасте 18-29 лет. Следствием этого будет недостаточный для воспроизводства населения уровень рождаемости, продолжающаяся убыль населения и изменение возрастно-полового состава Несмотря на снижение смертности населения в трудоспособном возрасте с 2005 г. по 2008 г. на 18,6%, эти показатели остаются выше показателей ПФО и среднероссийских, являются причиной сокращения продолжительности предстоящей жизни, особенно среди мужчин, росту неполных семей, уровня бедности, замедлению экономического роста в республике и ухудшению качества человеческого потенциала |
1.2 | Демографическое старение населения |
|
|
| В Удмуртской Республике, как и в целом по Российской Федерации, нарастают процессы демографического старения населения. Изменяется возрастная структура населения республики в сторону роста абсолютного количества и удельного веса пожилых людей, что ведёт к сокращению трудовых ресурсов, изменению их качественного состава и в конечном итоге, к снижению темпов экономического роста. По прогнозам до 2015 г. эта тенденция сохранится Кроме этого, в связи с ростом лиц старше трудоспособного возраста и относительным ростом количества детей (при дальнейшем повышении уровня рождаемости) будет расти иждивенческая (демографическая) нагрузка на трудоспособное население, что повлечёт за собой рост налогового бремени, дестабилизацию бюджетной системы в связи с ростом расходов на пенсионную систему и развитием поддерживаемой государством системы социальных услуг |
1.3 | Снижение общественного престижа института семьи Структурные изменения брачно-семейных отношений |
|
|
| Трансформация института семьи, происходящая не только в России, но и во всех высокоразвитых странах, характеризуется: преобладанием однодетных семей в общей структуре семей с детьми (УР 2008 г. - 52,6%); ростом числа разводов - с 2005 по 2008 гг. данный показатель по УР увеличился на 22,5%; увеличением числа неполных семей (2005 г. - 24,5% от общего числа семей с детьми, 2008 г. - 25,8%). Низкий статус института семьи с детьми обусловлен высоким риском бедности Среднедушевые доходы на одного члена домохозяйства семьи с тремя детьми составили в 2008 году 53,5% от доходов семьи с одним ребенком. У подростков и молодёжи не сформирована мотивация к семейным ценностям и ориентация на многодетность |
1.4. | Относительно низкий уровень жизни населения |
|
|
| Увеличение стоимости прожиточного минимума при относительно невысоких темпах роста доходов населения в республике оказывают сдерживающее влияние на сокращение бедности Низкий уровень темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения связан со следующими причинами: - неблагоприятными пропорциями между динамикой цен (на основные продукты питания, транспорт, жилищно-коммунальные услуги) и доходов населения на фоне негативного влияния финансово-экономического кризиса; - сокращением темпов роста общих денежных доходов населения в результате сокращения доходов от собственности на 3,4%, от предпринимательской деятельности - 0,6%, других доходов - 1,0% |
1.5 | Рост уровня безработицы и социальной напряжённости на рынке труда |
|
|
| Рост уровня безработицы и социальной напряжённости на рынке труда в условиях финансово-экономического кризиса обусловлен: - изменениями в экономике, которые повлекли увеличение высвобождения работников, сокращение излишней рабочей силы на предприятиях; - недостаточным созданием новых рабочих мест; - снижением возможностей трудоустройства граждан с низкой конкурентоспособностью; - наличием дисбаланса между квалификационными характеристиками вакантных рабочих мест и уровнем квалификации специалистов, претендующих на эти рабочие места. Эти тенденции сохранятся и на среднесрочную перспективу |
1.6 | Высокий уровень заболеваемости населения республики |
|
|
| Заболеваемость детей и подростков в республике, как и в РФ в целом не имеет устойчивой тенденции к снижению, что обусловлено целым комплексом факторов: проблемами здоровья родителей, прежде всего матерей; высокими психоэмоциональными нагрузками в школе; недостаточно широким использованием сберегающих здоровье технологий в образовательных учреждениях; недостаточной мотивацией к соблюдению здорового образа жизни, несбалансированным питанием Территория УР остается эндемичной по природно-очаговым инфекциям. Имеется необходимость увеличения объёмов профилактических мероприятий, роста уровня иммунизации населения, проведения обработки территорий с массовым пребыванием людей и финансирования целевых программ, реализующих указанные мероприятия |
1.7 | Недостаточные темпы снижения младенческой и материнской смертности |
|
|
| Уровень младенческой и материнской смертности превышает среднероссийские показатели и показатели ПФО. В 2012 г. планируется переход территорий РФ на критерии регистрации рождения, рекомендованные ВОЗ и предполагающие выхаживание детей с массой тела от 500 г. В этих условиях особую актуальность приобретает внедрение современных технологий реанимационной помощи новорождённым, улучшение материально-технической базы учреждений охраны материнства и детства, развитие реабилитационной помощи |
1.8 | Недостаточное развитие материально-технической базы учреждений социальной сферы |
|
|
| Уровень развития материально-технической базы отраслей социальной сферы не соответствует состоянию здоровья населения республики и не позволяет в полной мере решать задачи повышения его образовательно-культурного уровня, совершенствования социальной помощи социальнонезащищённым гражданам Существующая материально-техническая база учреждений социального обслуживания не позволяет обеспечить в полной мере уход за престарелыми гражданами и инвалидами, санитарные нормы площадей ниже нормативных Так, рост рождаемости определяет необходимость ввода новых дошкольных образовательных учреждений, а также возврата и реконструкции ранее переданных сторонним организациям |
1.9 | Неудовлетворительная организация общего образования для детей-инвалидов |
|
|
| В настоящее время обучение детей-инвалидов осуществляется в специализированных школах-интернатах и в общеобразовательных школах (в основном в режиме надомного обучения). Не развита практика совместного (инклюзивного) образования детей-инвалидов в обычных классах, практика дистанционного обучения инвалидов |
1.10 | Недостаточный уровень охвата горячим питанием детей дошкольного и школьного возраста в образовательных учреждениях республики Охват горячим питанием детей дошкольного и школьного возраста в образовательных учреждениях республики, % |
|
|
| Анализ состояния здоровья детей Удмуртской Республики показывает рост распространённости различных заболеваний, что вызвано недостаточным содержанием в рационах питания детей дошкольного и школьного возраста важнейших макро- и микронутриентов и витаминов. Основным путём преодоления дефицита макро- и микронутриентов и витаминов в климатических условиях Удмуртии признано обогащение рационов питания детей путём промышленного производства продуктов с витаминно-минеральными добавками Наиболее приемлемой формой организации питания детей дошкольного и школьного возраста является централизованное производство полуфабрикатов |
1.11 | Относительно высокий уровень угроз личной и имущественной безопасности граждан |
|
|
| Несмотря на существенное снижение числа зарегистрированных преступлений за период с 2006 по 2008 г. (на 31,1%), уровень преступности в УР превышает показатели в среднем по РФ и ПФО Последствия финансово-экономического кризиса повлекли за собой ряд негативных факторов, к которым относятся: в том числе отсутствие стабильного источника доходов у значительной части граждан; невозможность найти подходящую работу, особенно лицам, имеющим судимость Эти факторы становятся значительными рисками повышения уровня угроз личной и имущественной безопасности граждан республики |
1.12 | Экологические проблемы |
|
|
| Устаревшее оборудование систем водоснабжения и водоотведения не позволяет обеспечить бесперебойное снабжение населения качественной питьевой водой в ряде населённых пунктов 37% водопроводных сетей не отвечают требованиям по техническому состоянию Нарушаются нормы и правила по организации зон санитарной охраны источников водоснабжения Ежегодно в республике образуется более 2,8 млн. куб.м твёрдых бытовых отходов. Имеющиеся полигоны по хранению отходов, за исключением Ижевского полигона, не отвечают природоохранным требованиям В 2008 г. выявлено 179 несанкционированных объектов размещения отходов На низком уровне находятся сбор и переработка вторичного сырья Недостаточно принимаются меры по очистке отходящих газов на промышленных предприятиях Не решены должным образом вопросы использования попутного газа в нефтяной промышленности |
2. | Проблемы экономического развития республики | ||||
2.1 | Старение основных фондов предприятий республики |
|
|
| Более половины машин и оборудования (53,2%) приобретены промышленными предприятиями до 1979 г. и лишь 7% - после 1999 г.. Создавшаяся ситуация не позволяет обеспечить широкое внедрение новых энерго- и материалосберегающих технологий и освоение продукции, конкурентоспособной на мировом рынке товаров Средств, остающихся в распоряжении предприятий, недостаточно для проведения реконструкции, технического перевооружения и диверсификации производства В настоящее время в республике из имеющегося парка сельскохозяйственной техники эксплуатируются свыше 10 лет: тракторов - более 80%; зерноуборочных комбайнов - более 70%; кормоуборочных комбайнов - более 60%. Коэффициент выбытия основных видов техники в 2 раза и более превышает коэффициент его обновления Износ основных фондов предприятий ТЭК составляет: - воздушные линии 35-220 кВ - 59%; - оборудование подстанций 35-220 кВ -73%; - распределительные сети 0,4-10 кВ -77%. Степень износа основного оборудования в целом по филиалу «ТГК-5» «Удмуртский» составляет 60%, в том числе: ТЭЦ-1-53,5%, ТЭЦ-2-50,4%, Сарапульская ТЭЦ - 48,1%, тепловые сети -74,7% Высокий уровень износа сетей коммунальной инфраструктуры приводит к большим потерям энергоресурсов, удорожанию услуг, препятствует привлечению частных инвестиций в эту сферу Значительная изношенность и низкие темпы обновления технических средств транспорта привели к тому, что автотранспортные предприятия имеют парк подвижного состава со степенью износа до 90 процентов С развитием сети автодорог в республике отсутствует возможность улучшения обслуживания пассажиров на существующих автовокзалах и автостанциях. Требуется развитие инфраструктуры пригородного пассажирского комплекса |
2.2 | Недостаточно высокий уровень инвестиционной и инновационной активности |
|
|
| Недостаточно высокий уровень инвестиционной и инновационной активности ограничивает возможности повышения конкурентоспособности продукции В 2008 году по сравнению с другими регионами ПФО УР заняла 10 место по абсолютному объёму инвестиций и 11 место по относительному объёму инвестиций (на душу населения) |
2.3 | Относительно низкий уровень производительности труда |
|
|
| Относительно низкий уровень производительности труда по сравнению с показателями ПФО, РФ и развитых стран обуславливает невозможность обеспечить конкурентоспособную заработную плату работникам и снижает привлекательность занятости в секторе обрабатывающих производств |
2.4 | Нарастание дефицита квалифицированных кадров |
|
|
| Недостаточно высокий уровень оплаты труда дестимулирует приток и воспроизводство высококвалифицированных кадров в отрасли промышленности (обрабатывающие производства) Кроме этого, в последние годы в республике наблюдается несоответствие уровня образования и профессиональной подготовки специалистов к реальным потребностям рынка труда в конкретных работниках (по специальностям, квалификации и объёму работ) Так, ежегодный выпуск из учреждений НПО составляет 20% от общего выпуска профессионального образования. Оставшиеся 80% приходятся на выпускников СПО и ВПО, в то же время 80% вакансий регионального рынка труда составляют рабочие профессии При этом не только объёмы, но и структура специальностей, по которым ведётся подготовка специалистов, не отражает реальные потребности экономики. Корректировка дисбаланса возможна за счёт совершенствования механизма формирования контрольных цифр приёма и формирования сбалансированного республиканского заказа на специалистов всех уровней (НПО, СПО, ВПО), соответствующего структуре рынка труда и учитывающего общую численность выпускников школ |
2.5 | Высокий уровень издержек производства |
|
|
| Высокий уровень издержек производства обусловлен недостаточным уровнем внедрения современных ресурсосберегающих технологий, что существенно снижает конкурентоспособность продукции |
2.6 | Дисбаланс в структуре малых предприятий по видам экономической деятельности |
|
|
| Недостаточный уровень развития финансово-кредитного механизма и технологий финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, затруднённый доступ к земельным ресурсам и недвижимости, дефицит финансового ресурса приводят к преобладанию предприятий оптовой и розничной торговли в структуре малых предприятий УР |
2.7 | Снижение объёма добычи нефти за счёт высокой степени выработанности запасов основных месторождений | - | - | - | Основной фонд месторождений находится в разработке более 10 лет, не осуществляется ввод новых месторождений. Сохраняется негативная тенденция ухудшения структуры остаточных запасов нефти, что обостряет проблему поддержания достаточных темпов добычи нефти и эффективной разработки новых месторождений |
2.8 | Наличие нелегального оборота алкогольной продукции, % | 20 | 40 | 40 | Ежегодное повышение акцизов приводит к вытеснению легального сегмента водки. В итоге часть потребителей вынуждена переходить на потребление фальсифицированной и контрафактной продукции Увеличение нелегального оборота алкогольной продукции также связано с отменой полномочий субъектов РФ по проверке качества и введения специальных защитных мер в отношении алкогольной и спиртосодержащей продукции. Возврат к существующей ранее системе работы субъектов Российской Федерации позволит сократить нелегальный оборот алкогольной продукции в Российской Федерации, обеспечить стабильную работу ликёро-водочных заводов и увеличить уплату акцизов и других налоговых платежей в бюджеты всех уровней |
3. | Инфраструктурные ограничения | ||||
3.1 | Энергодефицитность (дефицит генерирующих мощностей), % | 65-70 | - | - | Потребность в электрической энергии на 1/3 обеспечивается от теплоэлектроцентралей, расположенных на территории республики (3 теплоэлектроцентрали филиала ОАО «ТГК-5» «Удмуртский» и 2 абонентских блок-станции: ТЭЦ ФГУП «Воткинский завод» и ТЭЦ ОАО «ЧМЗ») Зависимость потребителей УР от ситуации на оптовом рынке электроэнергии |
3.2 | Недостаточно развитая система организации дорожного движения | - | - | - | Развитие сети автодорог общего пользования в районах республики осуществляется неравномерно Состояние и темпы развития автомобильных дорог не соответствуют темпам автомобилизации. В некоторых районах отсутствуют дороги с твердым или асфальтовым покрытием Дорожная сеть столицы республики г. Ижевска не обладает достаточной пропускной способностью Наличие периферийных спальных районов и ежегодное увеличение количества автотранспорта усложняет транспортную ситуацию Не развита логистическая инфраструктура, отсутствуют современные логистические центры, терминальные комплексы, сдерживающие эффективное развитие бизнеса и экономики в целом |
3.3 | Недостаточная обеспеченность населения республики жильём |
|
|
| По уровню обеспеченности жильём республика находится на 14 месте в ПФО, что обусловлено низкими темпами строительства жилья (0,3 м общей площади жилья на человека в год) |
3.4 | Низкие темпы развития инженерной инфраструктуры для жилищного строительства | - | - | - | Отставание развития инженерной инфраструктуры от темпов строительства, в конечном счете приводит к массовому увеличению объектов незавершённого строительства различной степени готовности (в том числе и высокой), а также отказу инвесторов в освоении новых площадок |
3.5 | Отсутствие жилья социального использования. Недостаточное количество маневренного фонда | - | - | - | По данным исследования рынка жилья, проведённого в конце 2007 г., 30 % нуждающихся в жилых помещениях граждан республики вообще не имеют возможности самостоятельно решить жилищный вопрос. Для улучшения жилищных условий большинство граждан (около 50%) нуждаются в мерах государственной поддержки, размер которых может определяться дифференцированно, в зависимости от стоимости приобретаемого жилья, семейного дохода, количества детей в семье и т.д. 10% - могут рассчитывать на получение кредита и подтвердить платёжеспособность. И лишь 10% граждан имеют возможность улучшить жилищные условия за счёт собственных средств Недостаточное количество маневренного фонда сдерживает отселение граждан из аварийного жилья, проведение сложных капитальных ремонтов и реконструкций, усложняет расселение семей в случаях стихийных бедствий и т.п. |
3.6 | Недостаточный уровень обеспечения сетевым газом жилищного фонда УР |
|
|
| Газификация городов и районов УР оказывает существенное влияние на их социальное и экономическое развитие, а также на качественный уровень жизни населения. Кроме этого газификация является одним из наиболее значимых факторов повышения эффективности энергоснабжения При этом уровень газификации в сельской местности УР является одним из самых низких в ПФО (12 место) и составляет 31%, это почти в два раза меньше среднего показателя по округу |
3.7 | Высокий уровень ветхого и аварийного жилья в республике, % |
|
|
| Высокий уровень ветхого и аварийного жилья ведёт к ухудшению условий проживания граждан республики и необходимости переселения граждан |
3.8 | Неудовлетворительное качество автомобильных дорог |
|
|
| Согласно нормативным межремонтным срокам 83% или около 5000 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения УР, не отвечающих нормативным требованиям, подлежат капитальному ремонту и текущему ремонту Более 90% или 1604 км сельских автомобильных дорог не отвечает нормативным требованиям. 36% населённых пунктов с населением более 60 тыс. человек не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования |
3.9 | Низкий уровень телефонизации сельских населённых пунктов |
|
|
| Низкая рентабельность, а чаще убыточность проектов сельской телефонной связи, обусловленная значительными по сравнению с городскими сетями затратами на монтаж средств связи, стали основной причиной низкого уровня телефонизации сельских населённых пунктов. Кроме того, как и для большинства субъектов в ПФО, для УР характерно отсутствие новых операторов и конкуренции на СТС |
3.10 | Внутриведомственный характер внедрения информационно- коммуникационных технологий в органах власти | - | - | - | Результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах власти зачастую носят внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных и муниципальных услуг, предоставляемых населению и бизнесу Практически отсутствуют государственные и муниципальные услуги (кроме информационных услуг), которые могут быть получены организацией или гражданином без непосредственного посещения государственного или муниципального органа власти До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронной форме Порядок работы органов власти не всегда поддерживает оперативное информационное обновление сайтов в сети Интернет Ведомственные сайты в сети Интернет недостаточно используются для поддержки предоставления гражданам государственных услуг В процессе формирования находится инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие органов власти между собой, а также с организациями и гражданами в рамках предоставления государственных услуг В стадии формирования находятся автоматизированные процедуры сбора и обработки информации, необходимой для определения и контроля целевых показателей результативности деятельности органов власти. Частично автоматизирована система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного (муниципального) управления и оказания услуг организациям и гражданам на основе информационно-коммуникационных технологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных (муниципальных) информационных систем |
4. | Система государственного управления | ||||
4.1 | Длительность и сложность процедур передачи (разграничения) имущества между публичными собственниками | - | - | - | Основные сложности возникают при разграничении имущества между муниципальным районом и входящими в его состав поселениями. Они связаны: |