Бюджетная политика играет определяющую роль в формировании условий жизни граждан и развитии страны. Через бюджетную систему обеспечивается финансирование всех направлений деятельности государства. Конечной целью бюджетной политики является повышение уровня и качества жизни населения, что подразумевает создание условий для устойчивого повышения благосостояния граждан, состояния их здоровья, всестороннего развития, защиту безопасности граждан, обеспечение их социальных гарантий.
Основа для решения перечисленных проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, увеличение доходов граждан и расширение финансовых возможностей республики.
Начиная с IV квартала 2008 года, бюджетная система Удмуртской Республики, как составляющая часть бюджетной системы Российской Федерации, сталкивается с последствиями мирового экономического кризиса. Снижение экономической активности хозяйствующих субъектов и падение мировых цен на энергоресурсы и на другую экспортную продукцию привели к значительному сокращению доходной базы консолидированного бюджета Удмуртской Республики. Ситуация осложняется социальными проблемами, связанными с резким ростом безработицы и падением заработной платы. Нарушение макроэкономической стабильности чревато неисполнением государством принятых обязательств, необходимостью повышения налоговой нагрузки либо масштабным увеличением заимствований.
Поэтому процедура определения основных направлений бюджетной политики в планируемом периоде является одним из основных элементов управления социально-экономическим развитием Удмуртской Республики.
Выработка и реализация бюджетной политики Удмуртской Республики осуществляется Правительством Удмуртской Республики в соответствии с единой государственной финансовой политикой Российской Федерации, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы.
Основной стратегической целью бюджетной политики Удмуртской Республики является создание финансовой основы для достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Удмуртской Республики, повышение качества и доступности предоставляемых гражданам бюджетных услуг.
Новые экономические условия, сложившиеся под влиянием мирового финансового и экономического кризиса, станут экзаменом на эффективность управления бюджетным процессом в Удмуртской Республике. Выбор основных направлений бюджетной политики в плановом периоде будет основываться на принципах, озвученных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах 25 мая 2009 года, с учётом главных тенденций функционирования экономики, сложившихся в конце 2008 года и 2009 году.
Основным направлением бюджетной политики на 2010-2014 годы должна стать ориентация на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития региона в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определённых стратегических целей. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов.
Для достижения обозначенных целей необходима реализация следующих задач:
- обеспечение исполнения социальных обязательств, в том числе задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», от 7 мая 2012 года № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса», от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», от 7 мая 2012 года № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации», от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;(в ред. Закона УР от 14 марта 2013 года № 10-РЗ)
- ограничение размеров бюджетного дефицита для сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы;
- переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля;
- определение оптимальной формы поддержки реального сектора экономики, исключающей иждивенчество и создающей стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда;
- обеспечение кардинального повышения качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счёт бюджетных средств;
- совершенствование механизмов государственных закупок за счёт применения современных процедур размещения заказов;
- обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установление ответственности за неэффективное расходование средств, создание стимулов для расширения собственного доходного потенциала.
Решение задач в сфере межбюджетных отношений будет осуществляться по следующим направлениям:
- инвентаризация, анализ финансового обеспечения и оптимизация публичных обязательств;
- обеспечение режима экономного и рационального использования бюджетных средств, оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления;
- обеспечение реструктуризации бюджетной сети при сохранении качества и объёмов государственных и муниципальных услуг, разработка критериев качества предоставления услуг, методик расчёта финансового обеспечения государственных и муниципальных заданий, переход от финансирования бюджетных учреждений к финансированию предоставления государственных и муниципальных услуг;
- усиление механизмов финансового администрирования при значительном снижении доходов бюджета Удмуртской Республики и местных бюджетов (снижение доходов бюджета более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года требует предоставления финансовой помощи из вышестоящих бюджетов);
- создание стимулов для повышения качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях, включая создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом, разработка показателей оценки качества такого управления.