Подъём экономики страны в целом и повышение экономического потенциала Удмуртской Республики, рост реальных денежных доходов населения явились основой стабилизации положения в пищевой отрасли. За время реализации Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы отмечена динамика наращивания объёмов производства практически по всем направлениям в пищевой промышленности и сохранена тенденция к дальнейшему росту производства.
Развитие сырьевой базы, рост производства основных видов продуктов питания за последние годы, наряду с увеличением ассортимента и повышением качества продукции, позволили товаропроизводителям не только усилить свои позиции на потребительском рынке республики, но и активно заниматься поставками продукции за пределы региона, в том числе и на экспорт.
Производство основных видов продукции пищевой
промышленности (по полному кругу производителей)
Продукция | Ед. изм. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Мясо скота и птицы, включая субпродукты I категории | тыс. тонн | 42,3 | 44,6 | 49,2 | 52 | 50,0 |
Колбасные изделия | тыс. тонн | 14,2 | 15,3 | 16,0 | 16,3 | 16,0 |
Цельномолочная продукция в пересчёте на молоко | тыс. тонн | 113,5 | 126,9 | 151,8 | 159,3 | 158,0 |
Масло животное | тыс. тонн | 11,3 | 13,4 | 17,2 | 21,2 | 22,0 |
Сыры жирные | тыс. тонн | 12,6 | 13,4 | 14,3 | 15,4 | 15,5 |
Хлеб и хлебобулочные изделия | тыс. тонн | 84,9 | 80,3 | 81,3 | 78,6 | 80,0 |
Мука | тыс. тонн | 62,8 | 70,3 | 82,9 | 106 | 85,0 |
За 2005 - 2009 годы ожидается увеличение объёмов производства мяса и субпродуктов 1-й категории на 18%, цельномолочной продукции - на 39%, масла животного - в 1,9 раза, сыров жирных - на 23%, муки - на 35,4%.
Потенциал сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности позволяет полностью обеспечить потребности населения республики в основных видах продуктов питания.
Предприятия отрасли адаптировались к рыночным условиям, осуществляют модернизацию оборудования, занимаются внедрением новых видов продукции, налаживают кооперативные отношения с сельскохозяйственными товаропроизводителями, имеют потенциал для наращивания производства. Особое внимание уделяется качеству и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, улучшению упаковки и внешнего оформления. На предприятиях функционируют аттестованные производственные лаборатории. Выпускаемая продукция сертифицирована по национальным требованиям соответствия качеству, кроме того, все пищевые и перерабатывающие промышленные предприятия имеют сертификаты международных систем контроля качества.
В молочной промышленности республики производство молочной продукции практически приведено в соответствие условиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию. Данный регламент также применяется к молоку-сырью, что позволило существенно улучшить качество сырья и выпускаемой продукции. Введена в эксплуатацию линия по производству молочных продуктов для детского питания на ОАО МК «Сарапул-молоко». Продолжается развитие брэнда «Топтыжка» на ЗАО «Ижмолоко». Налажено производство новых сортов сыра твёрдого на ОАО «Кезский сырзавод» и ОАО «Можгасыр». Широко освоено производство всего спектра цельномолочной продукции: молока отборного, стерилизованного молока, кисломолочных продуктов, обогащённых бифидокультурами, биойогуртов различной жирности, продукции с лечебным эффектом.
В широком ассортименте представлена кондитерская продукция ЗАО «Сарапульская кондитерская фабрика», ООО «Хлебозавод № 5». Увеличивается производство минеральной воды и безалкогольных напитков.
На мясном рынке доминирует продукция ОАО «Восточный», который развивает производство мясных полуфабрикатов (в том числе и для детского питания) и колбасных изделий.
Несмотря на определённую стабильность в пищевой промышленности, остается еще ряд нерешенных проблем, основными из которых являются износ и старение оборудования, постоянное повышение цен на энергоносители и железнодорожные перевозки, недостаток оборотных средств, вынужденная необходимость перерабатывать сырье на давальческих условиях через посредников, что приводит к снижению прибыльности.