Финансовый кризис оказал негативное воздействие на экономику Удмуртской Республики. По предварительной оценке объём отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды по полному кругу организаций производителей в 2009 году снизится на 12,3% к соответствующему периоду предыдущего года.
При этом сильнее были затронуты: производство транспортных средств, снижение составило 63,5%; металлургическое производство - 44,4%; производство кожи, изделий из кожи - 49,6%; производство прочих неметаллических изделий - 16,2%.
Экономическое развитие в предстоящие годы будет формироваться под влиянием ряда факторов:
- постепенное замедление кризисных явлений в мировой экономике;
- осуществление основных мер государственной антикризисной политики и эффективность её реализации;
- окончание цикла снижения производственных запасов и их восстановление и как следствие рост - спроса на продукцию промышленности;
- рост предпринимательской активности;
- переход к новому этапу развития экономики - так называемой «новой экономике», с широким использованием новейших достижений науки в области техники, технологии.
Обрабатывающие производства
В соответствии с целевым сценарием развития Удмуртской Республики, определённым Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, в рамках Программы по обрабатывающим производствам выделяются четыре стратегических группы секторов. Критериями для идентификации секторов являются:
- значимость для социально-экономического развития Удмуртской Республики (доля в объёме промышленного производства, конкурентные преимущества, перспективы развития);
- возможность влияния на развитие этих секторов со стороны региональной власти (наличие законодательных, финансовых возможностей).
Машиностроение и металлообработка
Оборонно-промышленный и атомный энергопромышленный комплекс
Развитие этих секторов имеет важное значение для социально-экономического развития Удмуртской Республики в силу большой доли в объёме промышленного производства республики, численности занятых, отчислений в бюджеты. Однако возможности влияния на них со стороны региональной власти существенно ограничены. Развитие этих секторов, в силу их значимости для обеспечения национальной безопасности, определяется на уровне федеральных органов власти.
Развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса в Удмуртской Республике будет осуществляться в соответствии с направлениями, сформулированными в Основах политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, Основах военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года и дальнейшую перспективу, в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплексаа также в ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007- 2010 годы и на период до 2015 года» и других документах, определяющих развитие ОПК в Российской Федерации. (в ред. Закона УР от 14 марта 2013 года № 10-РЗ)
Основными задачами развития предприятий ОПК в Удмуртской Республике являются:
- обеспечение выполнения государственного заказа на производство различных видов специальной техники и вооружений;
- достижение устойчивости функционирования предприятий ОПК.
Решение этих задач будет осуществляться путём:
- модернизации производственных комплексов предприятий;
- реализации инновационных проектов, в том числе с привлечением финансирования федеральных целевых программ;
- увеличения объёмов производства и номенклатуры гражданской продукции.
Развитие атомного энергопромышленного комплекса будет осуществляться на основе:
- Программы развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 годы и на период до 2010 года, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 815;
- Стратегии развития атомной энергетики России на первую половину XXI века, одобренной Правительством Российской Федерации 25 мая 2000 года;
- Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. № 1234-р;
- подпрограммы «Безопасность и развитие атомной энергетики» федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 796;