В соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и Законом Удмуртской Республики от 20 марта 2007 года № 8-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Удмуртской Республике государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния» органам местного самоуправления переданы государственные полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния, исполнение которых контролируется Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике и Комитетом по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики.
Непосредственное исполнение государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния возложено на органы ЗАГС администраций городских округов и муниципальных районов Удмуртской Республики. За время реализации Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы органами ЗАГС зарегистрировано свыше 316,3 тыс. актов гражданского состояния, что на 8,7 тыс. актов больше, чем за 2000-2004 годы. Совершено более 539 тыс. иных юридически значимых действий.
По сравнению с предыдущим пятилетием, фонд актовых записей в органах ЗАГС увеличился более чем на 700 тысяч и составляет свыше 11,2 млн. первых и вторых экземпляров записей актов гражданского состояния.
В целях обеспечения безопасности и улучшения физического состояния записей актов гражданского состояния укреплена материально-техническая база помещений, где хранятся актовые книги, создан научно- справочный аппарат на бумажных носителях на весь фонд книг актовых записей с 1925 по 2008 год. Сформирован республиканский электронный фонд записей актов гражданского состояния с 1997 по 2009 год. Составлены описи и истории фонда на особо ценные документы о рождении и заключении брака с 1927 по 1965 год в разрезе районов по административно-территориальному делению Удмуртской Республики, хранящиеся в единственном экземпляре. Выявлено и восстановлено около 2 тысяч затухающих текстов во вторых экземплярах актовых записей о рождении и заключении брака.
В органах ЗАГС республики создана единая информационно- коммуникационная структура: все рабочие места специалистов компьютеризированы, объединены в локальные сети, имеется доступ к сети Интернет, установлены средства криптографической защиты информации.
С учётом возросших требований к оказанию услуг населению, уровню образованности сотрудников органов ЗАГС значительно повысился их образовательный уровень. В настоящее время все руководители и 82,5% сотрудников имеют высшее образование, в том числе 25,9% - юридическое.