Тарифная политика в рамках Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы была направлена на поддержание баланса экономических интересов как производителей продукции (товаров, услуг), так и их потребителей. При этом решались следующие задачи:
- формирование конкурентной среды на потребительском рынке электрической и тепловой энергии;
- поэтапное сокращение перекрёстного субсидирования в электро- и теплоэнергетике, водоснабжении и водоотведении;
- сдерживание роста себестоимости производства, передачи и распределения электрической энергии для снижения уровня инфляции;
- создание экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий;
- мониторинг и контроль исполнения регулируемыми организациями инвестиционных и производственных программ.
Значительная часть принятых решений относится к сфере регулирования тарифов (цен) на топливно-энергетические ресурсы.
Динамика тарифов на основные регулируемые виды
топливно-энергетических ресурсов в Удмуртской Республике
в 2005-2009 годах (в среднем за год)
Показатель | Ед. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
1. Среднеотпускной тариф на электрическую энергию по УР | руб./кВт.ч. | 0,97 | 1,03 | 1,17 | 1,29 | 1,48 *1 |
1.1. Население городское, проживающее в домах с газовыми плитами (с НДС) | руб./кВт.ч. | 1,08 | 1,24 | 1,40 | 1,60 | 2,00 |
1.2. Население сельское и городское, проживающее в домах с электроплитами (с НДС) | руб./кВт.ч. | 0,75 | 0,86 | 0,98 | 1,12 | 1,40 |
2. Тепловая энергия: Удмуртский филиал ОАО «ТГК-5» (г.Ижевск) | руб./Гкал | 365,73 | 417,25 | 502,60 | 584,60 | 704,57 |
3. Газ природный для населения (с НДС) | руб./1000 м(3) | 1,15 | 1,29 | 1,47 | 1,84 | 2,17 |
4. Газ сжиженный для населения (с НДС) | ||||||
4.1. Баллонный | руб./кг | 10,00 | 12,90 | 15,75 | 17,60 | 22,00 |
4.2. Ёмкостной | руб./кг | 5,65 | 7,40 | 10,20 | 13,10 | 19,65 |
_____
*1 тариф расчётный
В 2005 году перекрёстное субсидирование между группами потребителей в электроэнергетике достигало 31,7%. В 2009 году перекрёстное субсидирование сохранено только для населения и сократилось до 23,4%.
Более резкое сокращение перекрёстного субсидирования невозможно ввиду ограничений уровня роста тарифа для населения на федеральном уровне.
Политика сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию и услуги субъектов естественных монополий дала положительные результаты, позволив переломить сложившуюся тенденцию опережающего роста этих цен (тарифов) по сравнению с общим индексом инфляции. В целом, рост цен (тарифов) по регулируемым видам деятельности приближался к уровню инфляции, за исключением 2009 года.
Динамика индексов прироста тарифов на электрическую
и тепловую энергию в Удмуртской Республике в 2005-2009 годах
В целях сдерживания необоснованного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги для муниципальных городов и районов республики устанавливаются предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также предельные индексы роста платы граждан за коммунальные услуги и за жилое помещение.
Конкурентоспособность продукции отраслей республики, а значит, и дальнейшее развитие республики в значительной степени зависят от энергоресурсосбережения.
В 2005-2006 годах продолжалась реализация программы «Энергоэффективность в бюджетной сфере Удмуртской Республики на 2003-2006 годы». Начиная с 2005 года, были разработаны программы «Энергоэффективность в бюджетной сфере и ЖКХ муниципального образования» для всех муниципальных районов и городов республики.
В 2005 году принят Закон Удмуртской Республики от 29 декабря 2005 года № 75-РЗ «Об энергосбережении в Удмуртской Республике», а в течение 2006-2007 годов приняты необходимые подзаконные нормативные правовые акты.
В 2006-2007 годах разработан и внедрён механизм финансирования энергосберегающих мероприятий за счёт консолидированных средств на энергосбережение, включаемых в тарифы на тепловую и электрическую энергию.
Ежегодно увеличивались средства, включаемые в тарифы на услуги организаций, подлежащих государственному регулированию, на основании инвестиционных и производственных программ, которые направляются на повышение энергоресурсоэффективности и внедрение энергоресурсосберегающих мероприятий, восстановление, реконструкцию и строительство объектов, инженерных сетей, развитие организаций коммунального комплекса.
В 2007 году в тарифах регулируемых организаций были учтены средства на капитальные вложения в сумме 780,2 млн. рублей, в 2008 году - 1062,5 млн. рублей, в 2009 году сумма капитальных вложений уже составит 1139 млн. рублей.
В 2006-2008 годах реализован инвестиционный проект «Внедрение энергосберегающих технологий в Удмуртской Республике» по переводу нефтяных котельных на другие виды топлива за счёт бюджетного кредита в размере 230 млн. рублей с постоянным купонным доходом - 10%. Экономический эффект от реализации проекта составил по годам: 2007 - 56,9 млн. рублей, 2008 - 134,3 млн. рублей, 2009 (прогноз) - 186,9 млн. рублей.