Положительная направленность процессов, происходивших в реальном секторе экономики, бюджетной и социальной сферах Удмуртии в рамках реализации Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы в целом способствовала улучшению показателей, характеризующих уровень жизни населения республики.
Денежные доходы населения, являющиеся основным инструментом для измерения благосостояния общества, оценочно, в 2009 году по сравнению с 2004 годом вырастут в 2,8 раза. Это будет способствовать росту реальных располагаемых денежных доходов населения и сокращению численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума с 26,1% в 2004 году до 19% в 2009 году.
Увеличение денежных доходов населения в значительной мере было обусловлено положительной динамикой среднемесячной заработной платы, которая возрастёт по отношению к уровню 2004 года в 2,5 раза.
Начиная со второй половины 2008 года в республике, как и по России в целом, вследствие усиления негативного влияния мирового финансового кризиса наблюдалось замедление роста основных показателей уровня жизни населения, достигнутых в предыдущие годы. Ускорение темпов инфляции привело к сокращению роста реальных денежных доходов населения, которые оценочно составят в 2009 году 91% к уровню предыдущего года.
С ноября 2008 года произошёл рост: просроченной задолженности по заработной плате; количества организаций, несвоевременно выплачивающих заработную плату, и количества работников, несвоевременно получающих заработную плату. Наметилась тенденция снижения темпов роста среднемесячной заработной платы.
В 2009 году проблема со своевременностью выплаты заработной платы сохраняется.
Основной целью государственной политики в области доходов населения, поставленной Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы, являлась борьба с бедностью путём последовательного повышения благосостояния населения республики на основе динамичного роста экономики. Для достижения этой цели проводилась целенаправленная работа по реализации задач, поставленных Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы.
В области установления минимальных гарантий денежных доходов населения принят Закон Удмуртской Республики от 05 мая 2006 года № 11-РЗ «О потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения Удмуртской Республики».
В соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией, её субъектами, органами местного самоуправления принят Закон Удмуртской Республики от 29 декабря 2004 года № 92-РЗ «Об оплате труда и мерах социальной поддержки работников государственных учреждений Удмуртской Республики».
В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 году Правительством Удмуртской Республики принимались решения по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы республики. В результате размер заработной платы работников бюджетной сферы за период с января 2005-го по текущий период по сравнению с 2004 годом, оценочно увеличится в среднем на 2,5-2,7 раза в номинальном выражении.
В течение 2005-2008 годов в соответствии с федеральными законами минимальный размер оплаты труда повысился с 720 до 2300 рублей в месяц, а с 01 января 2009 года составил 4330 рублей.
Принят Указ Президента Удмуртской Республики от 06 июля 2006 года № 100 «О мерах по повышению уровня оплаты труда работников организаций в Удмуртской Республике», в соответствии с которым рекомендовалось руководителям организаций, осуществляющим свою деятельность на территории Удмуртской Республики, обеспечить работникам размер месячной заработной платы не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Удмуртской Республике.
В Удмуртском республиканском трёхстороннем соглашении между Правительством Удмуртской Республики, Федерацией профсоюзов Удмуртской Республики и объединениями работодателей Удмуртской Республики на 2007-2009 годы отражено, что Правительство Удмуртской Республики, работодатели, профсоюзы совместно принимают меры по повышению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения республики.
Реальный уровень заработной платы характеризуется не только её размерами, но и регулярностью её получения. Между тем несвоевременная выплата заработной платы является одним из наиболее распространённых нарушений трудового законодательства. В целях преодоления данного негативного явления продолжала работу Республиканская межведомственная комиссия по проверке своевременности выплаты заработной платы в отраслях экономики Удмуртской Республики.
С июня 2004 года осуществляет деятельность Республиканский координационный совет по вопросам соблюдения трудовых прав и легализации доходов участников рынка труда в Удмуртской Республике.