Реализация государственной политики в сфере охраны труда по сохранению жизни и здоровья работающего населения в Удмуртской Республике проводилась через реализацию Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2002-2005 годы, Республиканской целевой программы по государственной поддержке и развитию малого предпринимательства в Удмуртской Республике на 2004-2008 годы.
В республике приняты и реализуются республиканские и ведомственные программы, задачами которых являются предупреждение повреждения здоровья на производстве и создание безопасных условий труда:
- ведомственная целевая программа «Безопасный труд» на 2008-2010 годы;
- Республиканская целевая программа демографического развития Удмуртской Республики на 2008-2010 годы;
- Республиканская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике на 2009-2013 годы;
- ведомственная целевая программа «Безопасность учреждений здравоохранения Удмуртской Республики на 2009-2011 годы».
Указом Президента Удмуртской Республики от 12 октября 2005 года № 125 «О Годе безопасного труда в Удмуртской Республике» 2006 год в Удмуртии был объявлен Годом безопасного труда. Правительством Удмуртской Республики принято распоряжение от 26 декабря 2005 года № 1313-р «О Годе безопасного труда в Удмуртской Республике», которым утверждён План мероприятий по проведению в Удмуртской Республике Года безопасного труда.
В результате принятых за последние годы мер на федеральном и республиканском уровнях наметились определённые положительные изменения. За 2005-2008 годы в республике снизилось число пострадавших от несчастных случаев на производстве с 1650 человек до 1133 человек.
Несмотря на положительные результаты, ситуация в сфере условий и охраны труда достаточно напряжённая. Число смертельных случаев на производстве продолжает оставаться высоким: в 2005 году погибли 45 человек, в 2006 году - 43 человека, а в 2007 году - 51 человек. Численность работников на предприятиях и в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составила на конец 2008 года 25,86% от списочного состава работников. Это на 30% больше, чем в 2005 году, и на 10% больше, чем в 2007 году. Возрос удельный вес работников, работающих под воздействием повышенных уровней шума, вибрации, ионизирующего излучения. Значительна и доля работников, занятых тяжёлым физическим трудом. Не снижается численность работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности труда.
В целях координации деятельности, направленной на снижение производственного травматизма, ежеквартально проводились заседания комиссии Правительства Удмуртской Республики по охране труда. За период с 2005 по 2009 год проведено 13 заседаний комиссии, на которых было рассмотрено 39 вопросов безопасности и охраны труда в республике.
В 2006 году в Удмуртской Республике осуществлялась реализация проекта EuropeAid/119764/C/SV/RU «Сближение нормативной и правовой базы по охране труда и безопасности», который осуществляется в соответствии с Соглашением о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Российской Федерацией.
В республике сформирована система обучения по охране труда руководителей и специалистов.
За период с 2005 по 2008 год в республике обучено по охране труда более 49,6 тысяч руководителей и специалистов различных организаций республики, в том числе 13,2 тысячи руководителей и специалистов отдельных категорий, застрахованных за счёт средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Реализация основных задач в сфере охраны труда, определённых Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы, позволила добиться стабильной динамики снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Основные показатели состояния охраны труда
в Удмуртской Республике
№ п/п | Наименование показателя | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. (оценка) |
1 | Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, чел. | 1650 | 1542 | 1313 | 1133 | 1100 |
2 | Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчёте на 1000 работающих, чел. | 4,7 | 4,3 | 3,9 | 3,5 | 3,4 |
3 | Несчастные случаи со смертельным исходом, чел. | 45 | 43 | 51 | 31 | 30 |
4 | Средства, израсходованные на мероприятия по охране труда в расчёте на 1 работающего, руб. | 2519,4 | 3155,6 | 4194,5 | 5488,4 | 7100 |
5 | Число обученных по охране труда руководителей и специалистов организаций, чел. | 11929 | 12124 | 12631 | 12975 | 13300 |
В условиях экономического кризиса увеличился процент незанятого населения, снизились объёмы финансирования мероприятий по охране труда, в том числе на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, на обучение по охране труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Это ведёт к нарушению прав работников на безопасные условия труда.
Проведение согласованной государственной политики в области охраны труда на основе целевых программных мероприятий - необходимое условие для обеспечения динамичного и устойчивого развития экономики, повышения качества жизни населения и снижения производственного травматизма.