Целями политики государственного регулирования тарифов (цен) на продукцию и услуги субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и других регулируемых организаций, а также энергоресурсосбережения являются:
- поддержание баланса экономических интересов как производителей продукции (товаров, услуг), так и их потребителей;
- стимулирование снижения энерго- и ресурсоёмкости экономики.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
- совершенствование, оптимизация механизмов ценообразования и сдерживание роста цен (тарифов) на продукцию (товары и услуги) регулируемых организаций;
- максимальное приближение индексов роста цен (тарифов) к темпам инфляции;
- повышение экономической эффективности и прозрачности деятельности регулируемых организаций, повышение качества обслуживания потребителей услуг;
- контроль за экономической обоснованностью затрат субъектов естественных монополий на основе анализа их финансово-экономической деятельности;
- контроль исполнения регулируемыми организациями решений регулирующего органа;
- использование и дальнейшее развитие «Системы согласованных тарифов»;
- утверждение цен (тарифов) на продукцию (товары и услуги) субъектов естественных и локальных монополий один раз в год перед принятием соответствующих бюджетов;
- поэтапная ликвидация перекрёстного субсидирования между различными группами потребителей в электроэнергетике, в организациях коммунального комплекса, оказывающих услуги по тепло-, водоснабжению и водоотведению;
- проведение на территории республики единой политики ценообразования на коммунальные услуги;
- интеграция информационных систем управления федерального и регионального уровней, в том числе внедрение и использование регионального сегмента Единой информационно-аналитической системы Федеральной службы по тарифам;
- приобретение вычислительной техники, программного обеспечения и средств защиты информации; формирование и актуализация баз данных; организация электронного информационного обмена между субъектами регулирования республиканского и муниципального уровней и РЭК Удмуртской Республики в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, в условиях реформирования электроэнергетики основными задачами тарифной политики в дополнение к перечисленным выше задачам являются:
- содействие формированию эффективно работающего рынка электроэнергии, функционирующего на принципах конкурентного ценообразования и отбора поставщиков, исключающих дискриминацию любых его добросовестных участников;
- мониторинг и контроль снижения издержек как в сфере производства (генерации), передачи и оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, так и в сфере её потребления путём повышения эффективности использования энергии.
Для достижения целей структурной реформы и выполнения задач в отрасли электроэнергетики со стороны РЭК Удмуртской Республики должны быть осуществлены следующие мероприятия:
- содействие надёжной деятельности сетевых, сбытовых и генерирующих организаций с целью обеспечения конкуренции в немонопольных секторах отрасли и повышения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий;
- обеспечение гарантированной поставки электроэнергии социальным потребителям;
- создание условий для привлечения инвестиций в электроэнергетику.
В рамках проводимых преобразований в жилищно-коммунальной сфере необходимо:
- проводить единую государственную тарифную политику в Удмуртской Республике;
- создать эффективную систему регулирования деятельности организаций коммунального комплекса;
- стимулировать переход на приборный учёт потребляемых ресурсов и их оплату по фактическому потреблению ресурсов.
Финансирование коммунальной инфраструктуры за счёт собственных средств коммунальных предприятий возможно путём надлежащего контроля предприятий в процессе тарифного регулирования за эффективным целевым использованием затрат, включённых в тарифы. Перспективным направлением развития является сокращение доли бюджетных расходов на капиталовложения в коммунальную инфраструктуру при одновременном росте доли средств инвесторов и собственных средств коммунальных предприятий.
В целях защиты интересов потребителей и для удобства организаций, предоставляющих услуги, предполагается использование и дальнейшее развитие системы предельных тарифов в области регулирования: