Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие лесного хозяйства Удмуртской Республики на 2010 - 2013 годы» (с изменениями на 28 марта 2011 года) (с изменениями на 6 декабря 2011 года)

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Одним из важнейших факторов экономического роста Удмуртской Республики являются природные ресурсы, из которых самые обширные по территориальному масштабу и экономическим возможностям - леса. Лесные ресурсы позволяют без ущерба для природы ежегодно заготавливать только по главному пользованию более 2 млн. куб. м древесины различных пород и около 500 тыс. куб. м от рубок ухода.

Введенный в действие с 1 января 2007 года Лесной кодекс Российской Федерации кардинальным образом изменил принципы ведения лесного хозяйства, разделил хозяйственные и контрольные функции управления лесным хозяйством, в связи с чем требуется изменение подходов к развитию лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса. Эти подходы являются комплексными, требующими межотраслевой координации, согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов.

Настоящая Программа призвана организовать работу по привлечению и использованию всех имеющихся ресурсов, а также средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и иных источников для эффективного развития лесного хозяйства.     

Анализ ситуации и проблемы в области лесного хозяйства
в Российской Федерации


Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 82 млрд. м(3)(четверть мировых запасов). Установленная расчетная годовая лесосека по рубкам главного пользования составляет 576 млн. куб.м. В то же время расчетная лесосека в целом по Российской Федерации осваивается только на 22%. При этом в транспортно-доступных лесных участках запасы спелых насаждений ценных древесных пород в значительной степени истощены, а новые территории практически не осваиваются. Более того, отмечается увеличение расчетной лесосеки, что свидетельствует о продолжающемся накоплении спелых и перестойных древостоев, главным образом мягколиственных пород. Недостаточное развитие инфраструктуры лесного хозяйства (на одну тысячу квадратных километров( )леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог) приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, заготавливая только 6% от мирового объема.

Высоки потери лесного хозяйства от лесных пожаров, вредителей и болезней леса, промышленных выбросов и незаконных заготовок. Ежегодный ущерб от лесных пожаров оценивается в 3-3,5 млрд. рублей. Около 40 тыс. гектаров лесов ежегодно усыхает вследствие вспышек размножения вредителей и болезней. По данным Фонда дикой природы (WWF) до 35% всей древесины, заготовленной в Европейской части России, имеют незаконное происхождение.

Следует отметить также несвоевременное проведение лесоустройства, старение производственных мощностей и недостаток кадрового обеспечения всех уровней - от квалифицированных рабочих до инженерных и технических кадров, как для организаций, осуществляющих ведение лесного хозяйства, лесничеств, так и органов управления лесами.

Сложившуюся ситуацию в лесном хозяйстве России призван изменить Лесной кодекс Российской Федерации.

Основными приоритетными направлениями развития лесного комплекса являются:

- развитие нормативной правовой базы в рамках разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области лесных отношений;

- создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов;

- сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.

Развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающей обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия позволит существенно увеличить объемы использования лесов.

Анализ ситуации и проблемы в области лесного хозяйства
в Удмуртской Республике


Общая площадь лесов на территории Удмуртской Республики на 1 января 2009 года составляет 2065,8 тыс. га, в том числе: на землях лесного фонда, находящихся в ведении Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, - 2034,8 тыс.га; 17,3 тыс. га занимают леса на землях особо охраняемых природных территорий (национальный парк «Нечкинский»); на 9,8 тыс.га расположены городские леса; 3,9 тыс.га занимают леса на землях обороны и безопасности. Лесистость территории республики составляет 46,8 %. Распределение покрытой площади земель лесного фонда по преобладающим породам указано на рисунке 1.

     
Рисунок 1


Общий запас древесины основных лесообразующих пород по состоянию на 1 января 2009 года составляет 319,46 млн. м(3), в том числе хвойных древесных пород - 188,97 млн. м(3).

В эксплуатационных лесах запас спелых и перестойных насаждений составляет 52,92 млн. м(3), в том числе хвойных древесных пород - 27,29 млн. м(3).     

)Средний запас древесины на 1 га в эксплуатационных лесах составляет 159 м(3), в том числе в спелых и перестойных насаждениях - 249 м(3).

Ежегодный общий средний прирост составил на 1 января 2009 года 6,92 млн. м(3), в том числе на 1 гектар покрытых лесной растительностью земель лесного фонда - 3,40 м(3).

Для использования лесные участки в 2008 г. переданы в аренду:

- для заготовки древесины передано в аренду 55 лесных участков;

- для строительства, реконструкции, эксплуатации ЛЭП, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов 45 лесных участков;

- для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых 30 лесных участков;