Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 ноября 2009 года № 321

Об утверждении республиканской целевой программы
«Развитие лесного хозяйства Удмуртской Республики
на 2010 - 2013 годы»

(с изменениями на 6 декабря 2011 года)


_______________________________________________________________________________

с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 28 марта 2011 года № 72
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 6 декабря 2011 года № 435
_______________________________________________________________________________

Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Развитие лесного хозяйства Удмуртской Республики на 2010 - 2013 годы».

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Развитие лесного хозяйства Удмуртской Республики на 2010 - 2013 годы» Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич


Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 09 ноября 2009 года № 321


Республиканская целевая программа
«Развитие лесного хозяйства Удмуртской Республики
на 2010 - 2013 годы»

I. Паспорт республиканской целевой программы
«Развитие лесного хозяйства Удмуртской Республики
на 2010 - 2013 годы»
(далее - Программа)

Наименование Программы

Республиканская целевая программа «Развитие лесного хозяйства Удмуртской Республики на 2010-2013 годы»

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 18 февраля 2008 года № 103-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2009-2013 годы»

Государственный заказчик Программы

Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики

Разработчики Программы

Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики

Исполнители Программы

Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики

Основные цели Программы

Сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в продукции деревообработки, и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей природной среды на основе рационального и неистощительного лесопользования.

Основные задачи Программы

1. Использование геоинформационных систем и технологий (ГИС-технологий) для обеспечения интенсивного, комплексного использования лесных ресурсов

2. Совершенствование технологии интенсивного воспроизводства лесов (в том числе уход за лесами)

3. Повышение качества противопожарного обустройства лесов в целях охраны лесов от пожаров и обеспечения безопасности населенных пунктов, объектов экономики и социальной сферы, расположенных вблизи лесных массивов (в ред. постановления Правительства УР от 28 марта 2011 года № 72)

4. Приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования для оснащения пожарно-химических станций третьего типа (далее - ПХС) на территории Удмуртской Республики в целях эффективного тушения и предупреждения лесных пожаров, а также обновление парка пожарной техники и оборудования существующих ПХС первого типа. (в ред. постановления Правительства УР от 6 декабря 2011 года № 435)

Целевые индикаторы Программы

1. Объем рубок лесных насаждений с 1 гектара покрытых лесной растительностью земель лесного фонда

2. Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров

3. Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней леса

4. Соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда

5. Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда

6. Лесистость территории Удмуртской Республики

7. Доля площади земель лесного фонда, на которых проведено лесоустройство с применением геоинформационных систем и технологий

8. Отношение площади лесного фонда, пройденной пожарами в отчетном году, к средней площади, пройденной пожарами за предыдущие пять лет (при классах пожарной опасности по условиям погоды на уровне средних многолетних показателей) (в ред. постановления Правительства УР от 6 декабря 2011 года № 435)

Сроки реализации Программы

С 1 января 2010 года до 31 декабря 2013 года

Объёмы и источники финанси-

рования Программы (в ред. постановления Правительства УР от 6 декабря 2011 года № 435)

Общий объём финансирования составляет 2904,6 млн.рублей, в том числе:

- за счет субвенций из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений - 540,8 млн.руб.;

- за счет субсидии из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования - 154,9 млн.руб.;

- за счет средств бюджета Удмуртской Республики - 96,6 млн. руб., из них:

2010 год - 0,0 млн. руб.;

2011 год - 32,2 млн.руб.;

2012 год - 32,2 млн.руб.;

2013 год - 32,2 млн.руб.;

- на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования за счет бюджета Удмуртской Республики - 40 млн. руб., из них:

2010 год - 0,0 млн. руб.;

2011 год - 20,0 млн. руб.;

2012 год - 20,0 млн. руб.;

- за счет иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации - 2072,3 млн. руб.

Объемы финансирования, предусмотрен-ные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (финансовый год и плановый период).

          В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, показатели социально- экономической эффективности Программы

1. Увеличение качественной структуры лесного фонда, в том числе:

 - доля ценных лесных насаждений - до 78,1 %;

 - лесистость территории Удмуртской Республики - 47 %;

- увеличение общего среднего прироста лесных насаждений до 4 куб. м с 1 га покрытых лесной растительностью земель;

 - увеличение общего запаса лесных насаждений на 1 га в 1,2 - 1,5 раза.

 2. Обеспечение мер пожарной безопасности в лесах и защита населенных пунктов, объектов экономики и социальной сферы, расположенных в непосредственной близости от лесных массивов, в случае возникновения лесных пожаров. (в ред. постановления Правительства УР от 28 марта 2011 года № 72)

3. Уменьшение площади земель лесного фонда, которые были охвачены пожарами, на территории Удмуртской Республики. (в ред. постановления Правительства УР от 6 декабря 2011 года № 435)

     

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Одним из важнейших факторов экономического роста Удмуртской Республики являются природные ресурсы, из которых самые обширные по территориальному масштабу и экономическим возможностям - леса. Лесные ресурсы позволяют без ущерба для природы ежегодно заготавливать только по главному пользованию более 2 млн. куб. м древесины различных пород и около 500 тыс. куб. м от рубок ухода.

Введенный в действие с 1 января 2007 года Лесной кодекс Российской Федерации кардинальным образом изменил принципы ведения лесного хозяйства, разделил хозяйственные и контрольные функции управления лесным хозяйством, в связи с чем требуется изменение подходов к развитию лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса. Эти подходы являются комплексными, требующими межотраслевой координации, согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов.

Настоящая Программа призвана организовать работу по привлечению и использованию всех имеющихся ресурсов, а также средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и иных источников для эффективного развития лесного хозяйства.     

Анализ ситуации и проблемы в области лесного хозяйства
в Российской Федерации


Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 82 млрд. м(3)(четверть мировых запасов). Установленная расчетная годовая лесосека по рубкам главного пользования составляет 576 млн. куб.м. В то же время расчетная лесосека в целом по Российской Федерации осваивается только на 22%. При этом в транспортно-доступных лесных участках запасы спелых насаждений ценных древесных пород в значительной степени истощены, а новые территории практически не осваиваются. Более того, отмечается увеличение расчетной лесосеки, что свидетельствует о продолжающемся накоплении спелых и перестойных древостоев, главным образом мягколиственных пород. Недостаточное развитие инфраструктуры лесного хозяйства (на одну тысячу квадратных километров( )леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог) приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, заготавливая только 6% от мирового объема.

Высоки потери лесного хозяйства от лесных пожаров, вредителей и болезней леса, промышленных выбросов и незаконных заготовок. Ежегодный ущерб от лесных пожаров оценивается в 3-3,5 млрд. рублей. Около 40 тыс. гектаров лесов ежегодно усыхает вследствие вспышек размножения вредителей и болезней. По данным Фонда дикой природы (WWF) до 35% всей древесины, заготовленной в Европейской части России, имеют незаконное происхождение.

Следует отметить также несвоевременное проведение лесоустройства, старение производственных мощностей и недостаток кадрового обеспечения всех уровней - от квалифицированных рабочих до инженерных и технических кадров, как для организаций, осуществляющих ведение лесного хозяйства, лесничеств, так и органов управления лесами.

Сложившуюся ситуацию в лесном хозяйстве России призван изменить Лесной кодекс Российской Федерации.

Основными приоритетными направлениями развития лесного комплекса являются:

- развитие нормативной правовой базы в рамках разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области лесных отношений;

- создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов;

- сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.

Развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающей обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия позволит существенно увеличить объемы использования лесов.

Анализ ситуации и проблемы в области лесного хозяйства
в Удмуртской Республике


Общая площадь лесов на территории Удмуртской Республики на 1 января 2009 года составляет 2065,8 тыс. га, в том числе: на землях лесного фонда, находящихся в ведении Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, - 2034,8 тыс.га; 17,3 тыс. га занимают леса на землях особо охраняемых природных территорий (национальный парк «Нечкинский»); на 9,8 тыс.га расположены городские леса; 3,9 тыс.га занимают леса на землях обороны и безопасности. Лесистость территории республики составляет 46,8 %. Распределение покрытой площади земель лесного фонда по преобладающим породам указано на рисунке 1.

     
Рисунок 1


Общий запас древесины основных лесообразующих пород по состоянию на 1 января 2009 года составляет 319,46 млн. м(3), в том числе хвойных древесных пород - 188,97 млн. м(3).

В эксплуатационных лесах запас спелых и перестойных насаждений составляет 52,92 млн. м(3), в том числе хвойных древесных пород - 27,29 млн. м(3).     

)Средний запас древесины на 1 га в эксплуатационных лесах составляет 159 м(3), в том числе в спелых и перестойных насаждениях - 249 м(3).

Ежегодный общий средний прирост составил на 1 января 2009 года 6,92 млн. м(3), в том числе на 1 гектар покрытых лесной растительностью земель лесного фонда - 3,40 м(3).

Для использования лесные участки в 2008 г. переданы в аренду:

- для заготовки древесины передано в аренду 55 лесных участков;

- для строительства, реконструкции, эксплуатации ЛЭП, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов 45 лесных участков;

- для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых 30 лесных участков;

- для ведения сельского хозяйства 16 участков;

- для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты 10 участков;

- для осуществления рекреационной деятельности 7 участков.

В 2008 году площадь рубок (спелых и перестойных насаждений) на территории Удмуртской Республики составила 7427 га, что на 518 га (7%) больше, чем в 2007 году. Было заготовлено 1285,0 тыс. м(3) древесины, что на 34,1 тыс. м(3) больше, чем в 2007 году. Расчетная лесосека по главному пользованию установлена в объеме 2468,8 тыс. м(3). Таким образом интенсивность использования расчетной лесосеки составила в 2008 году 52% против 49% в 2007 году.

Информация по отпуску древесины на корню в 2008 году приведена в таблице 1.



Таблица 1




Группы лесопользователей

Установ-
ленный ежегодный объем лесополь-
зования, тыс. м(3)

Факти-
ческое исполь-
зование в 2008 г.,
тыс.м(3)



В про-
центах, %

На участках лесного фонда, переданных в аренду

 551,8

 467,9

 85

Реализация древесины на корню с лесных аукционов

 650,6

 420,6

 65

Заготовка древесины для собственных нужд граждан

 360,0

 275,0

 76


В 2008 году рубки ухода за лесом выполнены на площади 25,7 тыс. га.

В ходе проведения рубок ухода заготовлено древесины 483,4 тыс. м(3). Доля древесины, полученной при рубках ухода, составила 24% общего объема заготовленной древесины.

Рубки ухода в молодняках выполнены на площади 14,4 тыс. га. Интенсивность рубок ухода в молодняках составила 10,6 м(3)/га, по проекту лесоустройства - 10,5 м(3)/га.

В 2008 году лесовосстановление на землях лесного фонда было проведено на площади 4353 га, в т.ч. заложено лесных культур на площади 2505 га.

Ввод молодняков в категорию ценных древесных насаждений, который является важным показателем, характеризующим успешность лесовосстановительного процесса, осуществлен на площади 7579 га, в том числе за счёт лесных культур - на площади 4920 га.

В настоящее время основные проблемы в области лесного хозяйства России характерны и для Удмуртской Республики, а именно:

1. Нарушение периодичности проведения лесоустроительных работ.

Эффективное ведение лесного хозяйства невозможно без современных качественных лесоустроительных работ. В соответствии с требованиями лесного законодательства срок повторяемости всего комплекса лесоустроительных работ в республике должен составлять 10 лет. На территории Удмуртской Республики последнее лесоустройство проводилось в 1995-1997 годах, в связи с чем в 2010 году 100% всех материалов имеют срок давности более 10 лет. По России в целом данный показатель составляет 50%.

Материалы лесоустройства являются основной информационной базой при государственном управлении лесами, планировании и техническом проектировании в лесном хозяйстве, лесной промышленности и других отраслях республики, использующих древесные и недревесные ресурсы, экологические, санитарно-гигиенические, рекреационные и другие полезные свойства лесов.

2. Нерешённость вопроса по финансированию лесоустройства.

До 2007 года организация проведения лесоустройства на землях лесного фонда относилась к полномочиям Российской Федерации и финансировалась за счет средств федерального бюджета. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации система лесоустройства значительно преобразована. Источниками финансирования выполнения работ и оказания услуг по лесоустройству в зависимости от их вида теперь могут быть соответственно федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, иные источники финансирования, а также средства отдельных лесопользователей.

3. Отсутствие современной техники.

Имеющиеся технические средства представлены в недостаточном количестве и имеют высокую изношенность, что не позволяет качественно проводить работы по охране, защите и воспроизводству лесов, что сказывается на ухудшении состояния и качества лесов.

Для решения проблем лесного хозяйства республики целесообразно применить программно-целевой метод, позволяющий консолидировать усилия органов государственной власти и органов местного самоуправления, исключить параллельное решение одних и тех же задач, аккумулировать финансовые вложения из различных источников на решение наиболее проблемных вопросов.

III. Социально-экономическая значимость проблемы
для населения Удмуртской Республики


Лес является сырьевой базой как для лесопромышленного комплекса, так и для других сопряженных отраслей народного хозяйства и имеет огромные потенциальные возможности для их развития. Эффективное использование лесных ресурсов может внести более весомый вклад в экономику республики. К сожалению, современное финансово-экономическое положение не позволяет эффективно и в приемлемые сроки решить поставленные проблемы лесного хозяйства без мер государственной поддержки.

Качественное состояние лесов позволяет также более эффективно использовать недревесные и рекреационные ресурсы леса. В таких районах республики, как Красногорском, Балезинском, Якшур-Бодьинском районах, в основе доходов населения являются сбор и реализация ягод, грибов, лекарственных растений. Вблизи городов население массово использует территории для отдыха и туризма.

IV. Основные цели и задачи Программы


Цель Программы:

Сохранение и воспроизводство лесов как сырьевой базы, обеспечивающей потребности экономики и населения в продукции деревообработки, и как важнейшего природоформирующего компонента окружающей природной среды на основе рационального и неистощительного лесопользования.

Основные задачи Программы:

1) Использование геоинформационных систем и технологий (ГИС-технологий) для обеспечения интенсивного, комплексного использования лесных ресурсов.

2) Совершенствование технологии интенсивного воспроизводства лесов (в том числе уход за лесами).

3) Приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования для оснащения ПХС третьего типа на территории Удмуртской Республики в целях эффективного тушения и предупреждения лесных пожаров, а также обновление парка пожарной техники и оборудования, существующих ПХС первого типа.(в ред. постановления Правительства УР от 6 декабря 2011 года № 435)

Программа рассчитана на 2010-2013 годы, и ее реализацию планируется осуществить в следующем порядке.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»