Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2009 года № 297

Об утверждении республиканской целевой программы
«Безопасность образовательного учреждения (2010годы)»



В связи с необходимостью обеспечения безопасного функционирования образовательных учреждений в Удмуртской Республике Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Безопасность образовательного учреждения (2010-2014 годы)».

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Безопасность образовательного учреждения (2010-2014 годы)» Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Удмуртской Республике разработать и утвердить соответствующие программы и обеспечить их финансирование.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич


Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 19 октября 2009 года № 297


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(2010 - 2014 ГОДЫ)»


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Республиканская целевая программа «Безопасность образовательного учреждения (2010 - 2014 годы)» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 07 сентября 2009 года № 758-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Безопасность образовательного учреждения (2010-2014 годы)», приказ Министерства образования Российской Федерации от 15 апреля 2003 года № 1612 «О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях», совместный приказ МЧС Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 17 апреля 2003 года № 190/1668 «О мерах по повышению уровня пожарной безопасности образовательных учреждений», Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Государственный заказчик Программы

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Разработчик проекта Программы

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Исполнители Программы

Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

Иные исполнители, привлекаемые в соответствии с законодательством

Цели Программы

Создание необходимых условий для укрепления и повышения уровня пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия государственных и муниципальных образовательных учреждений Удмуртской Республики всех типов и видов.

Уменьшение гибели, травматизма обучающихся и сотрудников образовательных учреждений.

Уменьшение размера материальных потерь от пожаров и чрезвычайных ситуаций государственных и муниципальных образовательных учреждений Удмуртской Республики всех типов и видов.

Повышение уровня противопожарной защиты зданий и сооружений, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.

Реализация первоочередных неотложных мероприятий по обеспечению безопасной жизнедеятельности участников образовательного процесса

Задачи Программы

Реализация государственной политики и требований законодательства в сфере обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других вредных факторов.

Усиление взаимодействия уполномоченных органов и организаций по вопросам усиления безопасности образовательных учреждений.

Дальнейшее развитие правовой базы по вопросам пожарной безопасности, санитарного состояния учреждений.

Анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию правовой и методической документации по обеспечению безопасности образовательных учреждений.

Повышение уровня знаний по вопросам пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и правил, организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность образовательных учреждений.

Изготовление, монтаж и сервисное обслуживание технических средств, обеспечивающих пожарную безопасность, выполнение санитарно-эпидемиологических требований

Целевые индикаторы Программы

Снижение прямых и косвенных экономических потерь в борьбе с пожарами к среднему показателю за последние 5 лет на 5% ежегодно.

 Снижение количества травм, несчастных случаев от общего количества обучающихся на 10% ежегодно

Сроки и этапы реализации Программы

 2010 - 2014 годы

Перечень подпрограмм Программы

В структуре Программы подпрограммы не предусмотрены

Объемы и источники финансирования Программы

Объем средств бюджета Удмуртской Республики, необходимых на реализацию Программы, составляет 262171,5 тыс. руб., в том числе:

- на 2010 год - 36232,3 тыс. руб.;

- на 2011 год - 47332,3 тыс. руб.;

- на 2012 год - 57226,3 тыс. руб.;

- на 2013 год - 60332,3 тыс руб.;

- на 2014 год - 61048,3 тыс руб.

Программой предусматривается предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов.

Предлагаемые объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Удмуртской Республики

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности: бюджетной, социальной, экономической

Реализация Программы позволит создать условия для:

 снижения рисков возникнования пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей;

 повышения санитарно-эпидемиологичесого благополучия объектов образования;

 создания необходимой материально-технической базы для безопасного функционирования образовательных учреждений;

 оптимизации государственных расходов на создание систем безопасности.

Социально-экономическая эффективность Программы заключается в:

организации надежной системы по обеспечению противопожарной защиты зданий и помещений, санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений;

снижении рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, предотвращения материального ущерба и экономии на этой основе государственных расходов;

 повышении экономической заинтересованности руководителей образовательных учреждений в обеспечении безопасных условий труда и учебы.

     
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА


2.1. Правовые основы обеспечения безопасности

образовательных учреждений


Правовыми основами обеспечения безопасности образовательных учреждений в Удмуртской Республике являются Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности», Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральный закон от 9 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 972, Распоряжение Президента Российской Федерации от 13 февраля 2005 года № Пр-258 «Об утверждении Плана мероприятий по информационно-пропагандистскому сопровождению борьбы с терроризмом и обеспечению общественной безопасности», приказ Министерства образования Российской Федерации от 15 апреля 2003 года № 1612 «О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях», приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 190 и Министерства образования Российской Федерации от 17 апреля 2003 года № 1668 «О мерах по повышению уровня пожарной безопасности образовательных учреждений», а также нормативные правовые акты Удмуртской Республики.

Согласно статье 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Законодательством Российской Федерации устанавливается ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»: «Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасных условий, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.

Состояние безопасности образовательных учреждений подлежит обеспечению по всем направлениям (видам) безопасности, предусмотренным Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», среди которых приоритетными для образовательных учреждений являются пожарная, электрическая и конструкционная.

Основными принципами обеспечения безопасности являются законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность по обеспечению безопасности.

2.2. Оценка состояния противопожарной безопасности


Наиболее проблемными являются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств.

Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются:

- несоответствие электрических проводов требованиям Правил устройства электроустановок;

- отсутствие огнезащиты деревянных конструкций чердачных помещений;

- отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре;

- отсутствие молниезащиты;

- отделка путей эвакуации сгораемыми материалами, их загромождение;

- наличие внутренних ограждающих конструкций, выполненных из горючих материалов;

- неукомплектованность зданий первичными средствами пожаротушения;

- отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность.

На территории Удмуртской Республики расположены 714 школ, 723 дошкольных образовательных учреждения и 116 учреждений дополнительного образования.

На сегодняшний день в 325 дошкольных образовательных учреждениях и 40 учреждениях дополнительного образования отсутствует, а в 100 - неисправна автоматическая пожарная сигнализация. В 344 - отсутствует, в 55 - неисправна система оповещения людей о пожаре и в 149 не соответствует требованиям нормативных документов. В 255 учреждениях образования отделка путей эвакуации выполнена с применением сгораемых материалов, в 399 - эвакуационные выходы не соответствуют требованиям пожарной безопасности. Деревянные конструкции чердачных помещений 391 учреждения не обработаны огнезащитным составом. 154 учреждения не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением. В 298 образовательных учреждениях электрооборудование требует ревизии и ремонта, в 12 - пожарные краны не укомплектованы необходимым оборудованием. При этом 326 учреждений расположены за пределами нормативного радиуса обслуживания подразделений пожарной охраны. Только на 276 объектах сигнал о срабатывании систем противопожарной защиты выведен на ЕДДС-01 городов и районов, в 498 школах заключены договоры на обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.

Серьезной проблемой в районах являются школы, в которые по программе оптимизации переведены другие объекты социальной сферы (дошкольные образовательные учреждения, библиотеки, клубы и др.). Проведенная без проектов реконструкция зданий выполнена без учета противопожарных требований строительных норм и правил. Помещения различного функционального назначения не имеют требуемого количества обособленных выходов, разделены между собой перегородками, не обеспечивающими требуемый предел огнестойкости.

Одной из основных причин такого положения является снижение бюджетного финансирования и постоянное недофинансирование как муниципальных, так и государственных образовательных учреждений.

Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности образовательных учреждений на должном уровне приводит к ежегодному увеличению числа несчастных случаев и пожаров, которые наносят не только материальный ущерб, но и могут привести к гибели людей.


2.3. Оценка состояния санитарно-эпидемиологического благополучия,
охраны труда в образовательных учреждениях


В системе образования остается актуальным вопрос сохранения здоровья участников образовательного процесса. Ухудшение здоровья детей и подростков с каждым годом проявляется все более отчетливо. По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в аналитической информации «Гигиена воспитания, обучения и здоровье детского населения Удмуртской Республики» за 2008 год отмечено ухудшение показателей здоровья детей и незначительное улучшение здоровья подростков Удмуртии.

За последнее десятилетие состояние здоровья детей и подростков как в целом в Российской Федерации, так и в Удмуртской Республике характеризуется устойчивой тенденцией к росту заболеваемости, распространенности хронической патологии, снижением количества здоровых детей. Наряду с причинами социально-экономического характера и факторами окружающей среды в ухудшении состояния здоровья детей и подростков немалую роль играет «школьный фактор», т.е. условия воспитания и обучения, не соответствующие гигиеническим нормативам и санитарным правилам, качество питания, интенсификация учебного процесса, снижение двигательной активности школьников, наличие так называемых «вредных привычек».

В 2008 году отмечено ухудшение показателей здоровья детей и незначительное улучшение здоровья подростков Удмуртии. В целом общая заболеваемость детей с 0 до 14 лет увеличилась на 9,2%, подростков - сократилась на 2,2%.

Анализ динамики первичной заболеваемости детей до 14 лет показал увеличение уровня заболеваемости на 2% по сравнению с уровнем 2007 года, в том числе по болезням крови и кроветворных органов, кожи и подкожной клетчатки, костно-мышечной системы. По всем остальным нозологическим формам наблюдается увеличение заболеваемости. Ежегодно растет число травм и отравлений.

При анализе структуры первичной заболеваемости среди детей установлено, что первое место занимают болезни органов дыхания (60,5%), на втором месте - болезни кожи и подкожной клетчатки (6,4%), на третьем - травмы и отравления (5,9%), на четвертом - болезни органов пищеварения (4,5%).

Уровень первичной заболеваемости среди подростков сократился на 2,2%. Рост заболеваемости отмечается по новообразованиям, болезням эндокринной и мочеполовой системы, болезням кожи и подкожной клетчатки, психическим расстройствам.

В 2008 году структура заболеваемости среди подростков не изменилась: болезни органов дыхания занимают первое место (51,5%), на втором месте - несчастные случаи, травмы и отравления (11,1%), на третьем - болезни кожи и подкожной клетчатки (8,0%).

Количество болезней органов пищеварения среди детей до 14 лет, начиная с 2000 года, возросло в 1,5 раза. Отмечен рост числа заболеваний язвы желудка и 12-перстной кишки, гастритов и дуоденитов (в 1,6 раза), функциональных расстройств желудка (в 2,6 раза), неинфекционных энтеритов (в 1,7 раза), болезней желчного пузыря и поджелудочной железы (в 1,4 раза).

Возросло количество детей до 14 лет, страдающих ожирением, в 2,9 раза, среди них подростков - в 3,8 раза. Количество анемий среди подростков увеличилось в 1,8 раза.

Число функциональных расстройств желудка среди подростков увеличилось в 4 раза.

Ввиду отсутствия финансовых средств большая часть образовательных учреждений не в состоянии создать необходимые условия безопасности, включая выполнение санитарно-гигиенических требований. Более сложная ситуация наблюдается в образовательных учреждениях сельских районов, уровень финансирования которых на 50-70 процентов ниже городских. Образовательная сеть Удмуртской Республики не позволяет в полном объеме решать задачи, связанные с сохранением и укреплением здоровья детей: в 4,9 процентах школ отсутствует канализация, 2,1 процента не имеют центрального отопления, 2,1 процента - центрального водоснабжения, 2,3 процента школ требуют капитального ремонта, 28,6 процента - располагаются в приспособленных помещениях.

С 1998 года в Удмуртской Республике наметилась тенденция снижения количества объектов, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям (3 группа санэпидблагополучия), и увеличения доли образовательных учреждений, относящихся к 1 и 2 группам. Однако доля образовательных учреждений 3 группы по Удмуртии остается в 1,9 раза больше, чем в целом по России (4,6%).

Также удельный вес образовательных учреждений, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям по уровню освещенности и электромагнитных полей, превышает средний показатель по России в 1,9 раза. В каждом третьем детском учреждении (34,7% из 707 обследованных объектов) искусственное освещение недостаточно. Низкие показатели искусственной освещенности в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (25,5% замеров), в учреждениях начального и среднего профессионального образования (17,1% замеров).

Почти в 2 раза ухудшилась ситуация с освещением в специальных (коррекционных) учреждениях с круглосуточным пребыванием детей - 45% замеров не соответствуют норме. В 2008 г. в каждом пятом образовательном учреждении (18,7% из 782 обследованных) регистрировались отклонения параметров микроклимата от гигиенических нормативов. Удельный вес учреждений, не отвечающих требованиям безопасности по электромагнитным излучениям, в 2008 году увеличился в 1,1 раза и составил 37,5% (больше, чем по России в 1,9 раза).

Согласно аналитическим данным в учебных помещениях каждого четвертого образовательного учреждения Удмуртской Республики температура воздуха ниже допустимых параметров.

Результаты исследований ученической мебели показывают несоответствие ее требованиям возрастной эргономики в 42,2% общеобразовательных школ, в 66,6% - специальных (коррекционных) учреждений, 25% общеобразовательных школ-интернатов.

Необходимо отметить проблему отсутствия необходимых условий для медицинского обслуживания в учреждениях образования.

65% школ, 22,8% дошкольных учреждений не имеют медицинского кабинета. Не оборудованы процедурные кабинеты в 72% общеобразовательных учреждений, в 19% дошкольных учреждений медицинский кабинет представлен одним помещением (совмещен кабинет приема, изолятор, процедурный). 7 учреждений начального и среднего профессионального образования не имеют оборудованных медицинских кабинетов. В 22,5% учреждений медицинские кабинеты недостаточно оснащены медицинским оборудованием.

Производственный лабораторный контроль за условиями воспитания и обучения в образовательных учреждениях Удмуртской Республики не проводится. Лабораторные исследования качества приготовленной пищи проводятся только обслуживающими пищеблоки школ фирмами. Производственный лабораторный контроль за качеством выращенной на пришкольных участках продукции не проводится. Хотя при проведении исследования по государственному санитарному надзору плодоовощной продукции на содержание нитратов в 2007 году обнаружено превышение предельно допустимых уровней в 9,3% проб, в 2008 году - в 1,4% проб.

2.4. Материально-техническая база образовательных учреждений


Материально-техническое оснащение образовательных учреждений Удмуртской Республики характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля за поддержанием их в исправном состоянии.

Анализ статистических данных показывает, что 70,2 процента образовательных учреждений расположены в типовых кирпичных зданиях, из них более половины в типовых зданиях, построенных в 50-60 годах, не соответствующих современным нормам; 29,8 процента - в приспособленных деревянных зданиях, в том числе 3,1 процента - в ветхих аварийных зданиях.

С 2003 по 2008 годы произошло значительное улучшение материально-технической базы образовательных учреждений Удмуртской Республики. Снизился процент учреждений без централизованного водоснабжения (с 2,5% до 2,1%) и отопления (с 2,4% до 2,1%). Необходимо отметить некоторое увеличение образовательных учреждений, требующих капитального ремонта (с 1,9% в 2007 году до 2,3% в 2008 году). Эти показатели лучше, чем по России соответственно в 1,8, 4,9 и 2,8 раза (смотрите таблицу № 1).

Таблица № 1

Число учреждений, в %

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Показатели по России

Требуют капитального ремонта

9,7

8,3

5,9

2,8

1,9

2,3

4,1

Отсутствует централизованное водоснабжение

5,0

4,4

3,7

2,8

2,5

2,1

10,2

Отсутствует центральное отопление

5,5

4,7

4,1

2,8

2,4

2,1

5,9


147 образовательных учреждений расположены в зданиях со 100-процентным износом основных фондов. Срок эксплуатации 67 процентов образовательных учреждений составляет от 20 до 100 лет.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»