ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 октября 2009 года № 290
Об утверждении республиканской целевой программы
«Развитие легкой промышленности Удмуртской Республики
на 2010 год»
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 июня 2008 года № 151 «Об утверждении Положения о разработке и реализации республиканских, ведомственных целевых программ», распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 6 сентября 2004 года № 911-р «О приоритетах развития промышленности Удмуртской Республики на период до 2015 года» Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Развитие легкой промышленности Удмуртской Республики на 2010 год».
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Развитие легкой промышленности Удмуртской Республики на 2010 год» Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики.
3. Предложить Государственному Совету Удмуртской Республики с 1 января 2010 года признать утратившим силу постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 18 мая 2004 года № 229-III «О республиканской целевой программе развития текстильной и легкой промышленности Удмуртской Республики на 2004-2010 годы».
Президент
Удмуртской Республики -
А.А.Волков
Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 06 октября 2009 года № 290
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2010 ГОД"
Паспорт программы
Наименование Программы | Республиканская целевая программа «Развитие легкой промышленности Удмуртской Республики на 2010 год» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Государственные заказчики Программы | Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики |
Разработчики Программы | Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики |
Исполнители Программы | - Министерство промышленности, энергетики и транспорта Удмуртской Республики |
Цель Программы | Создание условий для выхода организаций легкой промышленности из кризиса, переход на посткризисный путь развития |
Задачи Программы | - Проведение технического перевооружения и модернизации производственных мощностей; - создание условий для пополнения оборотных средств организаций, повышение инвестиционной привлекательности отрасли; - повышение качества и конкурентоспособности продукции |
Целевые индикаторы Программы | - объем отгруженной продукции - среднесписочная численность работников - среднемесячная заработная плата |
Сроки реализации Программы | С 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года |
Перечень подпрограмм Программы | В структуре Программы подпрограмм не предусмотрено |
Объемы и источники финансирования Программы | Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, показатели социально-экономической эффективности Программы | Экономическая эффективность от реализации Программы составит 41 млн. руб. |
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
2.1. Анализ ситуации и проблемы легкой промышленности
Российской Федерации
Легкая промышленность - важнейший многопрофильный сектор экономики, от которого во многом зависит социально-экономическое развитие, как регионов, так и России в целом.
Легкая промышленность России последние 15 лет испытывала серьезные трудности. Оказавшись в начале 90-х годов без финансовой поддержки федеральных властей, отрасль стала терять объемы производства, снижать темпы освоения новых технологий, перепродавать технологическое оборудование. Это послужило началом формирования теневого рынка товаров. Выживать в таких условиях приватизированным организациям отрасли было очень тяжело, что повлекло за собой массовые банкротства и ликвидацию многих организаций.
После кризиса 1998 года в течение двух лет отрасль демонстрировала рост производства. Дефолт позволил организациям текстильной, швейной, обувной и кожевенной отраслей немного улучшить свое положение: массовый уход импортеров и резкое снижение платежеспособности населения изменило структуру спроса: потребитель стал покупать больше российских товаров. Организации, сохранившие кадровый и производственный потенциал, смогли восстановить утраченные позиции на отечественном рынке и начали продвигать продукцию на Запад. Легкая промышленность на короткое время стала лидером роста промышленного сектора страны.
Однако очередным ударом для отрасли стал мировой финансовый кризис, который оказал негативное влияние как на экономику России в целом, так и легкую промышленность, в частности.
В сложившейся ситуации выход из кризиса и восстановление утерянных позиций становится одной из первоочередных задач как на государственном уровне, так и на уровне отдельно взятой организации.
2.2. Анализ ситуации и проблемы легкой промышленности
Удмуртской Республики
2.2.1. Основные показатели развития легкой промышленности
Республиканская целевая программа «Развитие текстильной и легкой промышленности Удмуртской Республики на 2004-2010 годы», утвержденная постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 18 мая 2004 года № 229-III, за время ее реализации позволила стабилизировать ситуацию в легкой промышленности и способствовала повышению основных показателей ее работы. Однако глобальный финансовый кризис снова поставил организации легкой промышленности в сложное положение. Даже те организации, которые за последние годы добились положительных результатов в своей деятельности, уделяя значительное внимание модернизации производства и инновационному развитию, вынуждены сокращать объемы производства и отказываться от долгосрочных вложений. Это обусловлено возникшими трудностями, связанными с привлечением банковских кредитов с одной стороны, и падением спроса, обусловленным вынужденным сокращением рабочих и специалистов в других отраслях промышленности, - с другой стороны.
В 2008 году в текстильном и швейном производстве индекс физического объема производства составил 101,4% (против 119,5% в 2007 году), в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 70% (против 247,7% в 2007 году) (таблица 1).
В текущем 2009 году влияние мирового финансового кризиса негативно повлияло на работу промышленности Удмуртской Республики, в том числе и легкой промышленности. За период с января по июль 2009 года индекс физического объема производства составил 85,5% и 77,9% соответственно по видам экономической деятельности «текстильное и швейное производство» и «производство кожи, изделий из кожи и производство обуви».
Основные показатели работы легкой промышленности
Удмуртской Республики
|
|
|
|
| январь- июль 2009 года | 2009 год оценка |
Объем отгруженной продукции легкой промышленности, всего, млн. руб., в т.ч. | 527,4 | 540 | 964,5 | 1096 | 504,1 | 760 |
- текстильное и швейное производство | 406,8 | 447,7 | 729 | 834 | 437,5 | 650 |
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 120,6 | 91,9 | 235,5 | 262 | 66,6 | 110 |
Индекс физического объема производства промышленной продукции, % к предыдущему году | ||||||
- текстильное и швейное производство | 121,39 | 116,72 | 119,05 | 101,4 | 85,5 | - |
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 62,02 | 120,45 | 247,66 | 70,0 | 77,9 | - |
Среднегодовая численность работников организаций легкой промышленности по ВЭД, тыс. человек | 3293 | 4793 | 2896 | 3487 | 3519 *1 | 3156 |
- текстильное и швейное производство | 2666 | 4258 | 2408 | 2799 | 3029 *1 | 2667 |
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 627 | 535 | 488 | 688 | 490 *1 | 490 |
Среднемесячная заработная плата по ВЭД, руб. | 3532,2 | 5048,8 | 5468,2 | 6899 | - | 6769 |
- текстильное и швейное производство | 3535,4 | 5036,1 | 5391,9 | 6410 | 6652,4 *1 | 6652 |
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 3518,7 | 5150,2 | 5844,5 | 8523 | 11643,9 *1 | 7408 |
_____
*1 данные приведены за январь-июнь 2009 г.
В условиях кризиса организации вынуждены снижать объемы производства и сокращать численность работников. В настоящее время серьезные трудности испытывают организации кожевенной промышленности. Как видно из таблицы 1, по виду экономической деятельности «производство кожи, изделий из кожи и производство обуви» среднесписочная численность работников за первое полугодие 2009 года составила 490 человек, т.е. снизилась на 28,8% к уровню 2008 года.
Достаточно сложным остается текущее финансовое состояние отрасли. В 2008 году в текстильном и швейном производстве удельный вес убыточных организаций составил 50%. Сальдированный финансовый результат составил 2448 тыс. руб., что практически в два раза ниже по сравнению с предыдущим годом. Прибыль в текстильном и швейном производстве составила 6200 тыс. руб., убыток - 3752 тыс. руб.
В 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличился выпуск важнейших видов продукции: трикотажных изделий - на 4,5%, пальто и полупальто - на 10,6%, костюмов - в 2,2 раза, халатов из хлопчатобумажной ткани - на 92,4%, брюк - на 8,3%, рукавиц - на 93,1%. Производство постельного белья сократилось на 37,2%, чулочно-носочных изделий - на 35,5%, платьев - на 84,5%, костюмов рабочих и спецназначения - на 39,8%, ватных курток - на 55,9%, обуви - на 26,9% (таблица 2).
Производство основных видов продукции Удмуртской Республики
(2004-2008 гг.)
Наименование изделия | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Чулочно-носочные изделия, тыс.пар | 228 | 3075 | 3156 | 5165 | 3334 |
Трикотажные изделия, тыс.шт. | 551 | 546 | 610 | 691 | 693 |
Пальто и полупальто, тыс.шт. | 9,3 | 13,5 | 12,1 | 4,7 | 5,2 |
Костюмы, тыс.шт. | 31,3 | 49,4 | 82,1 | 66,1 | 142,4 |
Платья, тыс.шт. | 67,6 | 87 | 73 | 49 | 7,6 |
Брюки, тыс.шт. | 42,1 | 58,2 | 76,2 | 42,1 | 45,6 |
Белье постельное, тыс.шт. | 98,5 | 89,8 | 88,9 | 87,3 | 54,8 |
Костюмы рабочие и спецназначения, тыс.шт. | 125 | 125 | 155 | 364 | 222,8 |
Куртки ватные (спецодежда), тыс.шт. | 33,1 | 22,5 | 22,7 | 48,3 | 21,3 |
Халаты из хлопчатобумажной ткани (спецодежда), тыс.шт. | 63,4 | 42,5 | 29,9 | 24,9 | 47,9 |
Рукавицы, тыс.шт. | 586 | 517 | 314 | 294 | 567,7 |
Обувь, тыс. пар | 241 | 178 | 153 | 500 | 365,5 |
Основными факторами стагнации рынка товаров стало снижение потребительского спроса на швейные изделия, а также трудности в финансировании текущих кредитов и привлечении кредитов на развитие. В сложившейся ситуации организациям необходимо найти ресурсы для восстановления докризисных результатов и дальнейшего обновления технологической базы, с тем, чтобы по окончании кризиса выйти на качественно новый уровень развития.
2.2.2. Проблемы развития легкой промышленности Удмуртской Республики
Целесообразно выделить следующие проблемы, характерные для легкой промышленности Удмуртской Республики:
1. Высокая степень физического и морального износа основных фондов организаций, недостаточные темпы их обновления.
Многие организации отмечают необходимость в техническом перевооружении и модернизации существующего оборудования, объясняя ее высокой степенью износа основных средств. Так, в текстильном и швейном производстве износ основных фондов приближается к 50%, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви он составил в 2007 году 65,3% (таблица 3). К тому же коэффициент обновления оборудования находится на очень низком уровне: в 2007 году он составил 4,7% в текстильном и швейном производстве, 7,4% - в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви.
Показатели | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Износ основных фондов, % | ||||
- текстильное и швейное производство | 48,1 | 43,6 | 43,4 | 49,5 |
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 69,5 | 59,9 | 55,2 | 65,3 |
Коэффициент обновления основных фондов, % | ||||
- текстильное и швейное производство | 3,1 | 1,9 | 14,3 | 4,7 |
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 2,0 | 0,4 | - | 7,4 |
Коэффициент ликвидации основных фондов, % | ||||
- текстильное и швейное производство | 1,2 | 2,9 | 1,6 | 1,9 |
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 2,2 | - | - | 0,1 |