Сельскохозяйственные реформы, проводимые в России в условиях перехода к рыночным отношениям, привели к новому этапу в истории развития малых форм хозяйствования. Малые формы хозяйствования представляют совокупность различных форм хозяйствования (сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство) в сфере производства и обращения материальных благ и услуг, играющих значительную роль в рыночной экономике в связи со свойственными им определенными преимуществами.
Развитие личных подсобных хозяйств и появление первых крестьянских (фермерских) хозяйств стало самым заметным явлением в аграрной экономике России в девяностые годы XX века.
Сравнительный анализ работы фермерских хозяйств показал, что наиболее устойчивое экономическое положение имеют те из них, которые были созданы в 1990 - 1991 годах на достаточно крупных земельных участках с использованием льготного кредитования.
По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1 января 2007 года в Удмуртской Республике насчитывалось 2446 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ), 286 индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) и 215923 граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - ЛПХ). За ними закреплено 112,8 тыс. га пашни или 9 процентов общей площади пашни в Удмуртской Республике.
В 2009 году имело место сокращение роста объемов реализованной продукции в КФХ, ИП, ЛПХ к предыдущему году на 6 процентов в сопоставимых ценах и в стоимостном выражении составило 2 млрд. 634 млн. рублей. Объем всей сельхозпродукции, производимой субъектами малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса, за 2009 год составил 43 процента.
Экономическая эффективность деятельности субъектов малых форм хозяйствования колеблется по годам. За последние пять лет из-за сокращения численности сельского населения, а также в результате стабилизации экономической обстановки, роста доходов населения страны и ряда других факторов наметилась тенденция сокращения производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, поголовья скота.
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции
в КФХ, ИП, ЛПХ за период 2005 - 2009 годов
Тыс. тонн
Категории хозяйств | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2009, |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели | ||||||
Зерно | 41,9 | 40,8 | 45,7 | 50,9 | 55,5 | 109 |
Картофель | 30,1 | 48,6 | 45,1 | 64,6 | 77,7 | 120 |
Овощи | 5,4 | 8,4 | 8,9 | 11,9 | 7,8 | 65 |
Молоко | 12,8 | 14,1 | 16,4 | 17,3 | 19,5 | 113 |
Мясо (скота и птицы на убой в живом весе) | 1,2 | 1,6 | 1,7 | 2,1 | 1,7 | 81 |
Граждане, ведущие личные подсобные хозяйства | ||||||
Зерно | 0,7 | 0,9 | 0,6 | 0,8 | 0,7 | 87 |
Картофель | 426,6 | 546,0 | 392,7 | 383,6 | 383,3 | 99 |
Овощи | 175,6 | 175,0 | 155,7 | 144,6 | 144,1 | 99 |
Молоко, тонн | 182,4 | 179,9 | 171,5 | 163,9 | 152,9 | 93 |
Мясо (скота и птицы на убой в живом весе), тонн | 53,8 | 52,4 | 52,3 | 53,6 | 51,3 | 96 |
Специфика процессов формирования и развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве зависит от региональных особенностей. Основными факторами, препятствующими развитию малых форм хозяйствования в республике, являются ограниченные объемы производства и сбыта продукции, недостаток производственных и финансовых ресурсов для осуществления деятельности, слабое развитие элементов рыночной инфраструктуры в сельской местности, недостаточная государственная поддержка малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве.
Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельхозпроизводством, сталкиваются с целым рядом проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала.
Формирование новых крестьянских (фермерских) хозяйств требует значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
В целях улучшения ситуации в аграрном секторе экономики в 2006 году был разработан приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» (далее - Нацпроект). Одной из главных мер, призванных улучшить положение деревни и помочь малым формам хозяйствования в рамках Нацпроекта, являлось субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, выданным на развитие производственной базы малых форм хозяйствования. Данные меры позволили привлечь в 2006 - 2007 годах в рамках Нацпроекта 8455 кредитов и займов гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, фермерам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам в сумме 764,7 млн. рублей.
С 2008 года реализуется Государственная развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446 (далее - Госпрограмма), и развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденная распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 24 марта 2008 года № 207-р, одним из приоритетных направлений которых является повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе. Целями осуществления мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе является рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой КФХ, ИП, ЛПХ, и повышение доходов сельского населения.
Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях, и займам в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. С 2006 по 2009 годы субъектами малых форм хозяйствования привлечено 14113 кредитов и займов на сумму 1 млрд. 439 млн. рублей, из них:
ЛПХ - 13988 кредитов и займов на сумму 1232,94 млн. рублей;
КФХ - 98 кредитов и займов на сумму 67,37 млн. рублей;
сельскохозяйственные потребительские кооперативы (далее - СПоК) - 27 кредитов на сумму 138,48 млн. рублей.
Полученные кредитные средства используются на развитие производства, приобретение тракторов, малогабаритной техники, семян, кормов, скота, строительство и реконструкцию животноводческих помещений, газификацию хозяйств.
За период реализации Нацпроекта и Госпрограммы в Удмуртской Республике на субсидирование процентных ставок по кредитным ресурсам, привлеченным малыми формами хозяйствования, выделено 137,4 млн. рублей, в том числе: из средств федерального бюджета - 129,6 млн. рублей, из бюджета Удмуртской Республики - 7,6 млн. рублей.
Кроме этого, наряду с организациями агропромышленного комплекса крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы получают государственную поддержку в виде предоставления субсидий: на развитие животноводства, элитного семеноводства, приобретение минеральных удобрений и средств защиты, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, ремонт сельскохозяйственной техники, страхование объектов агропромышленного производства.
Одним из основных направлений повышения экономической эффективности малых форм хозяйствования выступает развитие и углубление кооперации в сфере производства, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции. На первый план выдвигается создание СПоК по приобретению и использованию техники для совместного использования сельскохозяйственной техники в организациях малых форм хозяйствования.
Объединение в различные формы кооперации КФХ, ЛПХ и СПоК является важным рычагом возрождения села, поскольку дает возможность доступа к рынку сельскохозяйственной продукции и продовольствия, противостоять монополизму крупных заготовительных, обслуживающих и торговых организаций.
По состоянию на 1 января 2010 года зарегистрировано 63 СПоК, в том числе: снабженческо-сбытовых - 40, перерабатывающих - 3, кредитных - 11, обслуживающих - 9. По итогам деятельности за 2008 год удельный вес работающих кооперативов составил 47,3 процента из 68 запланированных Госпрограммой.
Поэтому важным условием повышения конкурентоспособности и динамичности функционирования субъектов малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе является принятие настоящей ведомственной целевой программы поддержки и развития малых форм хозяйствования.
Программа должна стать инструментом реализации государственной стратегии устойчивого развития КФХ, ИП, ЛПХ, СПоК в Удмуртской Республике.
Необходимость разработки программы развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики на 2010 - 2012 годы возникла в связи с тем, что:
1) сокращается производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции в КФХ, ИП, ЛПХ;