ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2009 года № 274
Об утверждении республиканской целевой программы
«Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2014 годы»
(с изменениями на 4 сентября 2013 года)
____________________________________________________________
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 3 декабря 2012 года № 530
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 15 марта 2013 года № 110
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 28 мая 2013 года № 225
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 4 сентября 2013 года № 393
____________________________________________________________
В целях развития льняной отрасли в Удмуртской Республике Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2014 годы».
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2014 годы» Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич
Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 28 сентября 2009 года № 274
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие ЛЬНЯНОГО КОМПЛЕКСА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
на 2010-2014 ГОДЫ»
I. Паспорт республиканской целевой программы
«Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики
на 2010-2014 годы»
Наименование Программы | Республиканская целевая программа «Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2014 годы» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы (в ред. постановления Правительства УР от 28 мая 2013 года № 225) | Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»; распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 7 сентября 2009 года № 759-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2014 годы» |
Государственный заказчик Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Разработчик проекта Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Исполнитель Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Цели Программы | Создание условий для развития льняного комплекса Удмуртской Республики, ориентированного на производство качественной конкурентоспособной продукции |
Задачи Программы | 1. Укрепление и совершенствование материально-технической базы производства и переработки льна. 2. Внедрение новых интенсивных технологий возделывания льна с целью увеличения его производства. 3. Внедрение льноперерабатывающими организациями (далее - льнозаводы) высокопроизводительного, ресурсосберегающего оборудования с целью увеличения выработки и повышения качества льноволокна. 4. Внедрение новых технологий производства продукции глубокой переработки льна с целью выпуска конкурентоспособной востребованной продукции. 5. Обеспечение занятости на селе и развитие кадрового потенциала на предприятиях льняного комплекса. |
Целевые индикаторы Программы | - валовое производство льна (в переводе на волокно), тыс. тонн; - валовое производство семян льна-долгунца, тыс. тонн; - посевная площадь льна-долгунца, тыс. га; - урожайность льна-долгунца (в переводе на волокно), ц/га; - выработка льноволокна льнозаводами, тыс.тонн |
Сроки и этапы реализации Программы | 2010-2014 годы этапы не предусмотрены |
Перечень подпрограмм Программы | В структуре Программы подпрограммы не предусмотрены |
Объемы и источники финансирования (в ред. постановления Правительства УР от 3 декабря 2012 года № 530) | Общий объем финансирования Программы составляет 361,2 млн. рублей, в том числе: из бюджета Удмуртской Республики - 69,5 млн. рублей: 2010 год - 10,2 млн. рублей, 2011 год - 8,2 млн. рублей, 2012 год - 14,4 млн. рублей, 2013 год - 17,8 млн. рублей, 2014 год - 18,9 млн. рублей. Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигно-вания на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Респуб-лики. Для выполнения мероприятий Программы могут быть привлечены иные источники финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объем финансирования за счет иных источников ориентировочно сос-тавляет 291,7 млн. рублей, в том числе: 2010 год - 34,9 млн. руб., 2011 год - 52,9 млн. руб., 2012 год - 57,1 млн. руб., 2013 год - 72,1 млн. руб., 2014 год - 74,7 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы (в ред. постановления Правительства УР от 3 декабря 2012 года № 530) | Увеличение валового производства льна (в переводе на волокно) до 4,8 тыс. т при урожайности 7,8 ц/га; увеличение выработки льноволокна льнозаводами до 3,5 тыс. т; рост среднесписочной численности работающих в льняной отрасли до 900 человек; рост среднемесячной заработной платы до 9998 рублей; увеличение выручки от реализации продукции льняной отрасли до 162,2 млн. рублей; обеспечение прироста выручки от реализации продукции льняной отрасли до 7%; увеличение отчислений в бюджеты всех уровней до 17,9 млн. рублей |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Республиканская целевая программа «Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики на 2007-2009 годы» была направлена на создание условий для увеличения производства льняной продукции, повышение эффективности и обеспечения рентабельной деятельности предприятий.
Реализация указанной программы способствовала стабилизации отрасли, однако существует ряд проблем, решение которых обеспечило бы ее дальнейшее динамичное развитие:
- низкая обеспеченность специализированной техникой для возделывания льна и изношенность имеющейся;
- необходимость в эффективной системе семеноводства льна-долгунца;
- изношенность технологического оборудования предприятий первичной переработки льна;
- необходимость в капитальном ремонте производственных и подсобных помещений предприятий первичной переработки льна;
- необходимость производства продукции глубокой переработки льна;
- потребность в квалифицированных кадрах.
Производство конечной продукции предприятий льняного комплекса Удмуртской Республики осуществляется на трех производственных уровнях, где участвуют организации различных специализированных направлений:
- на первом уровне многоотраслевые сельскохозяйственные товаропроизводители различных организационно-правовых форм хозяйствования выращивают льносоломку, приготавливают льнотресту, реализуемую льнозаводам;
- на втором уровне предприятия первичной переработки льна производят из льнотресты длинное и короткое волокно;
- на третьем уровне на базе предприятий первичной переработки льна производится продукция глубокой переработки (лен чесаный, крученые изделия, нетканые материалы, пакля в ленте и т. д.).
Третий уровень производства является определяющим эффективность развития льняного комплекса Удмуртии. Наличие конечного, востребованного на рынке продукта обеспечит спрос на сырье, производимое предприятиями первого и второго уровней, и будет способствовать их дальнейшему развитию. Для этого необходимо освоить инновационные технологии производства высококачественной конкурентоспособной продукции.
В настоящее время на территории Удмуртской Республики функционируют предприятия, относящиеся ко всем вышеуказанным уровням. Объемы производства льна-долгунца и размеры выручки предприятий указаны в приложении 2 к настоящей Программе.(в ред. постановления Правительства УР от 28 мая 2013 года № 225)
Проблема 1.
Высокая изношенность специализированной сельскохозяйственной техники, низкая обеспеченность техникой и ее отсутствие для внедрения энергосберегающих технологий на первом этапе производства льна приводит к несоблюдению агротехнических сроков и, как следствие, к низкой урожайности волокна и семян.
Информация о состоянии сельхозтехники для возделывания льна
| Наличие всего, шт. | Срок службы свыше 8 лет, % | |||
Сеялки | 80 | 99 | |||
Льнокомбайны | 104 | 94 | |||
Пресс-подборщики | 74 | 86 | |||
Сушилки вороха | 26 | 96 | |||
Семяочистители | 51 | 100 | |||
Подборщики-очесыватели | 3 | 100 |
Внедрение комплекса машин для возделывания и уборки льна-долгунца является непременным условием повышения экономической эффективности льноводства. Обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей набором специализированных машин должно происходить с учетом их комплексности, пропорциональности, ритмичности выполнения каждого технологического процесса.
Проблема 2.
Важными факторами, влияющими на результат работы льноводческой отрасли, являются не только наличие необходимой техники, но и качество посевного материала.
Система семеноводства включает совокупность мер по сортообновлению и внедрению перспективных районированных сортов, устойчивых к неблагоприятным условиям их возделывания и обеспечивающих более высокую урожайность и повышение качества продукции в условиях Удмуртии. Высокий экономический эффект от вложения финансовых средств в приобретение комплекса машин, высокоэффективных средств защиты и удобрений возможен при условии, если технология выращивания учитывает особенности семеноводства льна-долгунца.
Проблема 3.
На втором уровне осуществляется переработка льняной продукции, выращенной предприятиями агропромышленного комплекса. На качество волокна, как готовой продукции льнозаводов, влияют три основных фактора: во-первых, качество сырья, во-вторых, техническое оснащение предприятий (производительность, энергоемкость, степень износа оборудования и др.), в-третьих, наличие квалифицированных кадров.
Предприятиями первичной переработки льна производится длинное и короткое волокно, доля короткого волокна составляет 90%. Современное состояние технологического оборудования льнозаводов, даже при наличии качественного сырья, не позволяет производить продукцию высоких показателей стандарта качества. В результате длинное волокно на предприятия текстильной промышленности реализуется по низким ценам.
Сбыт короткого волокна остается одной из основных нерешенных проблем. В строительный сезон эта категория волокна пользуется спросом на рынке стройиндустрии, а в осенне-зимний период оседает на складах льнозаводов. Все это приводит к ухудшению финансового состояния предприятий и невозможности рассчитаться с сельскохозяйственными товаропроизводителями за сданное сырье.
Информация о состоянии технологического оборудования льнозаводов
| Всего единиц, шт. | Срок службы до 10 лет, % | Срок службы от 10 до 20 лет, % | Срок службы свыше 20 лет, % |
Мяльно-трепальный агрегат (линия для производства длинного волокна) | 18 | 8 | 15 | 77 |
Куделеприготовительный агрегат (линия для производства короткого волокна) | 18 | 8 | 31 | 61 |
Сушильное оборудование | 22 | - | 15 | 85 |
Чесальные машины | 2 | - | - | 100 |
Линия для производства волокна в ленте | 5 | - | - | 100 |
Линии по производству ватина | 4 | - | - | 100 |
Для преодоления сложившейся ситуации в республике необходимо осваивать новые инновационные технологии производства продукции глубокой переработки льна - конечного продукта, позволяющего перерабатывать волокно, производимое льнозаводами Удмуртии, и выпускать востребованную конкурентоспособную на российском и мировом рынке продукцию. Организация участков переработки короткого волокна в готовый продукт на льнозаводах приведет к развитию третьего уровня производства льна в республике и, как следствие, к дополнительному повышению рентабельности льняного комплекса в целом.
Проблема 4.
Успешное решение вопросов по развитию льняного комплекса может быть обеспечено только при наличии на местах квалифицированных кадров. Особо остро кадровый вопрос стоит на предприятиях переработки льна, так как в настоящее время подготовку специалистов для льнозаводов осуществляет ограниченное количество учебных заведений. Отсутствие технологов, механиков по первичной переработке льна приводит к снижению качества волокна в связи с нарушением технологического процесса. Поэтому обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров на базе специализированных учебных заведений является важным условием производства качественной продукции.
Целенаправленное и комплексное решение проблемы программным методом приводит к выполнению поставленных целей и задач приоритетного социально-экономического развития Удмуртской Республики, что будет способствовать:
- повышению производственного потенциала, в том числе технической и технологической оснащенности предприятий в области льноводства;
- повышению эффективности производственно-экономической деятельности сельскохозяйственных организаций и льноперерабатывающих предприятий, росту эффективности использования ресурсов;
- повышению урожайности льна-долгунца;
- привлечению в отрасль инвестиций;
- повышению качества производимой продукции;
- выпуску конечного востребованного продукта глубокой переработки льна.
III. Социально-экономическая значимость проблемы
для населения Удмуртской Республики
(в ред. постановления Правительства УР от 4 сентября 2013 года № 393)
Программа направлена на решение основных приоритетных целей и задач социально-экономического развития Удмуртской Республики, в том числе:
повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе модернизации сельского хозяйства;
сохранение рабочих мест и создание дополнительных рабочих мест, отвечающих требованиям безопасности труда;
привлечение в отрасль молодых специалистов.
В целях применения комплексного подхода по сбалансированному решению экономических, социальных, экологических и инфраструктурных проблем развития сельских территорий принята государственная программа Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы (далее - Государственная Программа), утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2013 года № 102 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы».
Государственная Программа направлена на создание условий для увеличения объема производства высококачественной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки за счет модернизации отраслей агропромышленного комплекса в условиях развития экологичного производства и ускоренного воспроизводства имеющихся ресурсов. Достижению целей будет способствовать решение основных ее задач:
стимулирование роста производства основных видов продуктов;
повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций;