Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 сентября 2009 года № 274

Об утверждении республиканской целевой программы
«Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2014 годы»

(с изменениями на 4 сентября 2013 года)


 ____________________________________________________________

  с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 3 декабря 2012 года № 530

  с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 15 марта 2013 года № 110

  с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 28 мая 2013 года № 225

  с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 4 сентября 2013 года № 393

 ____________________________________________________________

В целях развития льняной отрасли в Удмуртской Республике Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2014 годы».

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2014 годы» Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С. Питкевич


Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 28 сентября 2009 года № 274



РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«Развитие ЛЬНЯНОГО КОМПЛЕКСА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

на 2010-2014 ГОДЫ»


I. Паспорт республиканской целевой программы

«Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики

на 2010-2014 годы»

Наименование Программы

Республиканская целевая программа «Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2014 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы (в ред. постановления Правительства УР от 28 мая 2013 года № 225)

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»;
постановление Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2013 года № 102 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйствен-ной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы»;

распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 7 сентября 2009 года № 759-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики на 2010-2014 годы»

Государственный заказчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

Разработчик

проекта Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

Исполнитель Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

Цели Программы

Создание условий для развития льняного комплекса Удмуртской Республики, ориентированного на производство качественной конкурентоспособной продукции

Задачи Программы

1. Укрепление и совершенствование материально-технической базы производства и переработки льна.

2. Внедрение новых интенсивных технологий возделывания льна с целью увеличения его производства.

3. Внедрение льноперерабатывающими организациями (далее - льнозаводы) высокопроизводительного, ресурсосберегающего оборудования с целью увеличения выработки и повышения качества льноволокна.

4. Внедрение новых технологий производства продукции глубокой переработки льна с целью выпуска конкурентоспособной востребованной продукции.

5. Обеспечение занятости на селе и развитие кадрового потенциала на предприятиях льняного комплекса.

Целевые индикаторы Программы

- валовое производство льна (в переводе на волокно), тыс. тонн;

- валовое производство семян льна-долгунца, тыс. тонн;

- посевная площадь льна-долгунца, тыс. га;

- урожайность льна-долгунца (в переводе на волокно), ц/га;

- выработка льноволокна льнозаводами, тыс.тонн

Сроки и этапы реализации Программы

2010-2014 годы

этапы не предусмотрены

Перечень подпрограмм Программы

В структуре Программы подпрограммы не предусмотрены

Объемы и источники финансирования (в ред. постановления Правительства УР от 3 декабря 2012 года № 530)

Общий объем финансирования Программы составляет 361,2 млн. рублей, в том числе:

из бюджета Удмуртской Республики - 69,5 млн. рублей:

2010 год - 10,2 млн. рублей,

2011 год - 8,2 млн. рублей,

2012 год - 14,4 млн. рублей,

2013 год - 17,8 млн. рублей,

2014 год - 18,9 млн. рублей.

Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигно-вания на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Респуб-лики.

Для выполнения мероприятий Программы могут быть привлечены иные источники финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объем финансирования за счет иных источников ориентировочно сос-тавляет 291,7 млн. рублей, в том числе:

2010 год - 34,9 млн. руб.,

2011 год - 52,9 млн. руб.,

2012 год - 57,1 млн. руб.,

2013 год - 72,1 млн. руб.,

2014 год - 74,7 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы (в ред. постановления Правительства УР от 3 декабря 2012 года № 530)

Увеличение валового производства льна (в переводе на волокно) до 4,8 тыс. т при урожайности 7,8 ц/га;

увеличение выработки льноволокна льнозаводами до 3,5 тыс. т;

рост среднесписочной численности работающих в льняной отрасли до 900 человек;

рост среднемесячной заработной платы до 9998 рублей;

увеличение выручки от реализации продукции льняной отрасли до 162,2 млн. рублей;

обеспечение прироста выручки от реализации продукции льняной отрасли до 7%;

увеличение отчислений в бюджеты всех уровней до 17,9 млн. рублей


II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Республиканская целевая программа «Развитие льняного комплекса Удмуртской Республики на 2007-2009 годы» была направлена на создание условий для увеличения производства льняной продукции, повышение эффективности и обеспечения рентабельной деятельности предприятий.

Реализация указанной программы способствовала стабилизации отрасли, однако существует ряд проблем, решение которых обеспечило бы ее дальнейшее динамичное развитие:

- низкая обеспеченность специализированной техникой для возделывания льна и изношенность имеющейся;

- необходимость в эффективной системе семеноводства льна-долгунца;

- изношенность технологического оборудования предприятий первичной переработки льна;

- необходимость в капитальном ремонте производственных и подсобных помещений предприятий первичной переработки льна;

- необходимость производства продукции глубокой переработки льна;

- потребность в квалифицированных кадрах.

Производство конечной продукции предприятий льняного комплекса Удмуртской Республики осуществляется на трех производственных уровнях, где участвуют организации различных специализированных направлений:

- на первом уровне многоотраслевые сельскохозяйственные товаропроизводители различных организационно-правовых форм хозяйствования выращивают льносоломку, приготавливают льнотресту, реализуемую льнозаводам;

- на втором уровне предприятия первичной переработки льна производят из льнотресты длинное и короткое волокно;

- на третьем уровне на базе предприятий первичной переработки льна производится продукция глубокой переработки (лен чесаный, крученые изделия, нетканые материалы, пакля в ленте и т. д.).

Третий уровень производства является определяющим эффективность развития льняного комплекса Удмуртии. Наличие конечного, востребованного на рынке продукта обеспечит спрос на сырье, производимое предприятиями первого и второго уровней, и будет способствовать их дальнейшему развитию. Для этого необходимо освоить инновационные технологии производства высококачественной конкурентоспособной продукции.

В настоящее время на территории Удмуртской Республики функционируют предприятия, относящиеся ко всем вышеуказанным уровням. Объемы производства льна-долгунца и размеры выручки предприятий  указаны в приложении 2 к настоящей Программе.(в ред. постановления Правительства УР от 28 мая 2013 года № 225)

Проблема 1.

Высокая изношенность специализированной сельскохозяйственной техники, низкая обеспеченность техникой и ее отсутствие для внедрения энергосберегающих технологий на первом этапе производства льна приводит к несоблюдению агротехнических сроков и, как следствие, к низкой урожайности волокна и семян.

Информация о состоянии сельхозтехники для возделывания льна


Наименование техники

Наличие всего, шт.

Срок службы свыше 8 лет, %

Сеялки

80

99

Льнокомбайны

104

94

Пресс-подборщики

74

86

Сушилки вороха

26

96

Семяочистители

51

100

Подборщики-очесыватели

3

100


Внедрение комплекса машин для возделывания и уборки льна-долгунца является непременным условием повышения экономической эффективности льноводства. Обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей набором специализированных машин должно происходить с учетом их комплексности, пропорциональности, ритмичности выполнения каждого технологического процесса.

Проблема 2.

Важными факторами, влияющими на результат работы льноводческой отрасли, являются не только наличие необходимой техники, но и качество посевного материала.

Система семеноводства включает совокупность мер по сортообновлению и внедрению перспективных районированных сортов, устойчивых к неблагоприятным условиям их возделывания и обеспечивающих более высокую урожайность и повышение качества продукции в условиях Удмуртии. Высокий экономический эффект от вложения финансовых средств в приобретение комплекса машин, высокоэффективных средств защиты и удобрений возможен при условии, если технология выращивания учитывает особенности семеноводства льна-долгунца.

Проблема 3.

На втором уровне осуществляется переработка льняной продукции, выращенной предприятиями агропромышленного комплекса. На качество волокна, как готовой продукции льнозаводов, влияют три основных фактора: во-первых, качество сырья, во-вторых, техническое оснащение предприятий (производительность, энергоемкость, степень износа оборудования и др.), в-третьих, наличие квалифицированных кадров.

Предприятиями первичной переработки льна производится длинное и короткое волокно, доля короткого волокна составляет 90%. Современное состояние технологического оборудования льнозаводов, даже при наличии качественного сырья, не позволяет производить продукцию высоких показателей стандарта качества. В результате длинное волокно на предприятия текстильной промышленности реализуется по низким ценам.

Сбыт короткого волокна остается одной из основных нерешенных проблем. В строительный сезон эта категория волокна пользуется спросом на рынке стройиндустрии, а в осенне-зимний период оседает на складах льнозаводов. Все это приводит к ухудшению финансового состояния предприятий и невозможности рассчитаться с сельскохозяйственными товаропроизводителями за сданное сырье.

Информация о состоянии технологического оборудования льнозаводов


Наименование оборудования

Всего единиц, шт.

Срок службы до 10 лет, %

Срок службы от 10 до 20 лет, %

Срок службы свыше 20 лет, %

Мяльно-трепальный агрегат (линия для производства длинного волокна)

18

8

15

77

Куделеприготовительный агрегат (линия для производства короткого волокна)

18

8

31

61

Сушильное оборудование

22

-

15

85

Чесальные машины

2

-

-

100

Линия для производства волокна в ленте

5

-

-

100

Линии по производству ватина

4

-

-

100


Для преодоления сложившейся ситуации в республике необходимо осваивать новые инновационные технологии производства продукции глубокой переработки льна - конечного продукта, позволяющего перерабатывать волокно, производимое льнозаводами Удмуртии, и выпускать востребованную конкурентоспособную на российском и мировом рынке продукцию. Организация участков переработки короткого волокна в готовый продукт на льнозаводах приведет к развитию третьего уровня производства льна в республике и, как следствие, к дополнительному повышению рентабельности льняного комплекса в целом.

Проблема 4.

Успешное решение вопросов по развитию льняного комплекса может быть обеспечено только при наличии на местах квалифицированных кадров. Особо остро кадровый вопрос стоит на предприятиях переработки льна, так как в настоящее время подготовку специалистов для льнозаводов осуществляет ограниченное количество учебных заведений. Отсутствие технологов, механиков по первичной переработке льна приводит к снижению качества волокна в связи с нарушением технологического процесса. Поэтому обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров на базе специализированных учебных заведений является важным условием производства качественной продукции.

Целенаправленное и комплексное решение проблемы программным методом приводит к выполнению поставленных целей и задач приоритетного социально-экономического развития Удмуртской Республики, что будет способствовать:

- повышению производственного потенциала, в том числе технической и технологической оснащенности предприятий в области льноводства;

- повышению эффективности производственно-экономической деятельности сельскохозяйственных организаций и льноперерабатывающих предприятий, росту эффективности использования ресурсов;

- повышению урожайности льна-долгунца;

- привлечению в отрасль инвестиций;

- повышению качества производимой продукции;

- выпуску конечного востребованного продукта глубокой переработки льна.

III. Социально-экономическая значимость проблемы
для населения Удмуртской Республики

(в ред. постановления Правительства УР от 4 сентября 2013 года № 393)

Программа направлена на решение основных приоритетных целей и задач социально-экономического развития Удмуртской Республики, в том числе:

повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе модернизации сельского хозяйства;

сохранение рабочих мест и создание дополнительных рабочих мест, отвечающих требованиям безопасности труда;

привлечение в отрасль молодых специалистов.

В целях применения комплексного подхода по сбалансированному решению экономических, социальных, экологических и инфраструктурных проблем развития сельских территорий принята государственная программа Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы (далее - Государственная Программа), утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 марта 2013 года № 102 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы».

Государственная Программа направлена на создание условий для увеличения объема производства высококачественной сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки за счет модернизации отраслей агропромышленного комплекса в условиях развития экологичного производства и ускоренного воспроизводства имеющихся ресурсов. Достижению целей будет способствовать решение основных ее задач:

стимулирование роста производства основных видов продуктов;

повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»